Опыт работы
материал на тему

Чермантиева  Татьяна Анатольевна

Развитие логического мышления и математических способностей  у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Опыт работы

воспитателя логопедической группы

Чермантиевой Татьяны Анатольевны

«Развитие логического мышления и математических способностей

 у детей с речевыми нарушениями»

Нягань, 2014г.

 «Развитие логического мышления и математических способностей у детей с речевыми нарушениями»

Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы сталкиваются с  трудностями  в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.

Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Огромное  значение в подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

Развитие элементарных математических представлений по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. С помощью их  идет умственное  развитие ребенка, гибкость мышления, развитие логики. Все эти качества пригодятся детям для успешного развития и обучения в школе.

Одной из задач математической подготовки дошкольников в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов  является:  развитии словесно-логического мышления, и общее интеллектуальное  развитие ребенка.

         Группу, в которой я работаю, посещают дети с речевыми нарушениями. У них нарушены все компоненты речи:  звукопроизношение, грамматический строй речи,  связная речь, мало сравнительных прилагательных, небогат словарный запас.

Нарушения развития речи дошкольника значительно осложняют обучение математике. Дети испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, решении задач.

Несомненно существует связь между развитием логического мышления и формированием математических представлений.

Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.

       На это указывается в трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже.

Не ставя под сомнение данное утверждение, можно  предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень  математических способностей дошкольников, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логической.

         Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при нормальном развитии, так и в условиях речевого нарушения.

Цель моей работы способствовать  развитию логического  мышления и математических   способностей   детей с речевыми  нарушениями.

Задачи

  1. Развивать  невербального (наглядно-образное ) мышление.
  2.  Развивать вербального (словесно- логическое) мышления.
  3. Обучать  детей  решению и составлению  математических и логических задач.

Принципы:

Систематичность,

Доступность

Последовательность

Наглядность

Индивидуально -   дифференцированного подхода

Приступая к работе над  темой  «Развитие логического мышления и математических способностей у детей с речевыми нарушениями» я провела обследование детей  и выявила следующие результаты на начало года

№11  слайд

Таблица 1

уровни

Словесно- логическое

Наглядно- образное

Решение  и составление задач

Высокий

0 ч  (0%)

0 ч (0%)

0 ч (0%)

Средний

1ч  (10%)

4ч (40%)

0ч (0%)

Низкий

9 ч ( 90%)

6ч (60%)

10ч (100%)

 На диаграмме видно что  у 90% детей с речевыми нарушениями имеют низкий уровень словесно- логического мышления , а  низкий уровень наглядно- образного мышления  составляет 60% детей, и у 100% детей не развито умение составлять и решать  задачи.  

Наглядно- образное мышление у детей лучше развито так, как не требует  озвучивания и объяснения ответа (задания по картинкам, методика 4-лишний).

Исходя из представленной диагностики  назрела необходимость в проведении коррекционно- развивающей  работе.

  Для решения поставленных задач мною был  я разработан и проведен   блок мероприятий: с детьми, родителями, педагогами.

Создана предметно-развивающая среда.

Оформлен математический уголок,  в который входит  раздаточный, демонстрационный, счетный материал, логико- математические игры (танграм, «Колумбово яйцо» и т.д.), математические тетради  и альбомы для занятий по математике.

 Составлена картотека, в которую входят:

  1.  Загадки
  2. Лабиринты
  3. Ребусы
  4. Логические задачки
  5. Физ. минутки
  6. Пальчиковые игры

Достижение наиболее положительных результатов невозможно без  сотрудничества   с родителями дошкольников  проведены родительские и семейные клубы: «Мастерская Знайки», «Считалочка», «Веселая арифметика», математические КВНы  с детьми и родителями: «Веселые цифры», консультации: «Что такое логическое мышление», «Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова», «Взаимосвязь развития речи и логического мышления дошкольников» и т.д. индивидуальные беседы, выставки  методической литературы,  тренинги, игры, открытые просмотры занятий.

Сравнительные результаты работы представлены  в таблице и диаграмме.

Таблица2

Уровни

Словесно- логическое

Наглядно- образное

Решение  и составление задач

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Высокий

0 ч (0%)

1ч (10%)

0ч (0%)

7ч (70%)

0ч (0%)

2ч (20%)

Средний

1ч (10%)

7ч (70%)

4ч (40%)

3ч (30%)

0ч (0%)

5ч (50%)

Низкий

9ч (90%)

2ч (20%)

6ч (60%)

0ч (30%)

10ч (100%)

3ч (30%)

Вывод: сравнительный анализ  работы в данном направлении показывает положительную динамику в развитии логического мышления и решении математических задач у детей, что в свою очередь может свидетельствовать об эффективности выбранных методов и приемов работы.

Опыт работы по теме «Развитие логического мышления и математических способностей у детей с речевыми нарушениями» был  представлен на  городском методическом объединении по программе «Радуга», некоторые  его пункты рассматривались на педсоветах и педагогических часах,  разработки размещались на интернет ресурсах, на сайте детского сада, на социальном сайте  работников народного образования  и на сайте первое сентября.

Из представленных результатов можно сделать вывод что, развитие логического мышления и математических способностей детей с речевыми нарушениями– одна из важнейших задач педагогической работы в детском саду.

При систематической работе  можно добиться  положительных результатов.

Кто сказал, что занятия математикой– непременно должны быть строгими, сухими, скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть занятия станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...