МАСТЕР-КЛАСС «Формирование нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста через парный танец»
методическая разработка на тему

Надежда Геннадьевна Клюкач

В ходе мастер-класса педагоги расширят знания о формировании нравственно-эстетических качеств у детей через парный танец, познакомятся  с простейшими парными танцами, для последующего использования на занятиях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_klyukach_n.g.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Формирование нравственно-эстетических качеств

у детей дошкольного возраста

через парный танец»

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе по теме «Формирование нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста через парный танец»

           Цель мастер-класса: Повышение компетентности педагогов в области нравственно-эстетического воспитания через парный танец.

           Задачи:

• расширить знания педагогов о формировании нравственно-эстетических качеств у детей через парный танец;

• обогатить  опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми;

• познакомить педагогов с простейшими парными танцами, для последующего использования на занятиях с детьми.

 Основная цель работы с детьми дошкольного возраста - это формирование базисных основ личности, социально- нравственного и творческого развития детей.

           В условиях современного общекультурного кризиса, непонимания и отторжения классического искусства, потери духовно нравственных ориентиров -   формирование у детей дошкольного возраста нравственно- эстетических качеств, становится важной и насущной задачей.

Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания- формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Эти качества закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена сложившейся ситуацией  в современном обществе. Бездуховность ведет к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Исправить негативные тенденции в этой сфере призван акт Министерства образования «концепция художественного образования в Российской Федерации» до 2015 года. Концепция нацеливает на повышение общего уровня значимости культуры и искусства в воспитании и образовании и «формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как к особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для российского общества».

Одной из самых привлекательных видов деятельности детей дошкольного возраста является движение под музыку. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим…»                  

Работая по данной теме в течение пяти лет, я обратила внимание на то, что развивать нравственно-эстетические качества у детей на занятиях лучше всего работая с ними в парах. Дети становятся внимательными, отзывчивыми, стараются помочь друг другу в исполнении движений, радуются совместному красивому исполнению движений и танцевальных композиций. Общение без слов, на «уровне движений», помогает им лучше понять не только друг друга, но и музыку, и красоту своих движений и движений партнера по танцу.

Учитывая тот факт, что танцевальные разработки, предлагаемые в сборниках зачастую однообразны, в них описан минимальный объем движений, я придумываю танцевальные композиции   самостоятельно. Это самые разнообразные по тематике и содержанию танцы: «Топочок», «Как Иван да Марья», «Гармошки-черепашки», «Классики», «Лели-Лели», «Метелица», «Веселая полечка», «Страна вообразилия», «Гусары», «Мышка-хохоша», «Гномы-лилипутики», «Ромашки и букашки», «Весенняя фантазия», «Лягушки-хохотушки», «Ладошки»  и др. Разработаны танцевальные композиции к осенним, зимним и весенним праздникам. Парные танцы для разных возрастов позволяют вести работу по принципу: «от простого к сложному». За период работы по данной теме мной был разработан проект, цикл занятий и диагностика по нравственно-эстетическому воспитанию детей.

В своей работе я использую словесные,  наглядные, игровые и другие методы и приемы.

               На занятиях ритмикой  создан необходимый  положительный психологический настрой, где дети, исполняя танцевальные движения в парах, внимательны и вежливы по отношению друг к другу, могут оказать необходимую помощь и поддержку в случае необходимости. Они стараются согласовывать свои желания с желаниями других, умеют координировать свои усилия с усилиями других.

              У детей сформированы навыки выразительного движения под музыку различного характера, дошколята умеют эмоционально и артистично передавать характер музыкального произведения в мимике, позах, жестах, движении. Дети умеют  исполнять танцы в парах и в ансамбле, они эмоционально реагируют на музыку, испытывая при этом радость.  У детей развивается способность не только чувствовать, переживать и передавать в движении красоту музыки, но и появляются умения в чувствовании прекрасного, размышлении о красоте музыки, красоте танца.

              Они регулярно принимают участие в танцевальных постановках на утренниках, творческих отчетах, интегрированных занятиях, развлечениях  МДОУ.

               Ежегодно мои воспитанники принимают участие в городском фестивале детского творчества и других городских мероприятиях.

Имею стабильно высокие  результаты по результатам диагностики в разделе «Нравственно-эстетические качества» у детей дошкольного возраста.

Таким образом,  парный танец является эффективным средством формирования нравственно- эстетических качеств у детей дошкольного возраста, а именно:

- эмоциональная развитость и отзывчивость (выразительность мимики, пантомимики, умение передавать в мимике, позах, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции);

- ценностные нравственно-эстетические ориентации (умение детей ориентироваться в выборе музыкального произведения, двигательного упражнения, способности чувствовать и передавать в движении красоту, правильно оценивать прекрасное, умение размышлять о музыке, красоте танца);

- танцевальная культура (красивая пластика, умение двигаться красиво, высокая культура поведения в игровых ситуациях при исполнении танцевальных движений в парах, в группе детей);

- эстетическое восприятие (способность чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею в музыке, в танцах).

 Реализуя полноценное нравственно-эстетическое воспитание ребенка, в будущем мы обеспечим становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

           Практическая часть.

           Я хочу познакомить вас с простыми танцевальными композициями в парах. Для этого приглашаю желающих принять участие на середину зала. Ну а что бы у нас получились пары, предлагаю педагогов пригласить друг друга.

          Первая танцевальная композиция называется «Топочок». Для начала давайте разберем движения, которые будут исполняться в данном танце. Затем движения исполняются под музыку.

           Дети очень любят танцы с использованием различных предметов. Сейчас мы познакомимся с зимней танцевальной композицией «Зимушка-красавица». Этот танец исполняется с использованием шарфов.

           Вторая танцевальная композиция называется «Весенняя капель». Здесь очень хорошо использовать колокольчики. Они заинтересуют детей и дополнят красоту музыкального произведения.

          Сейчас предлагаю всем присутствующим танец « Полька».

Следующая  танцевальная композиция: «Шалунишки».

         А теперь я предлагаю вам сравнить внутренние чувства и переживания при разучивании танца каждого индивидуально и при работе над танцем в парах. (Обсуждение преимуществ и недостатков при работе в парах).

           Уважаемые коллеги! Прошу вас высказать свое мнение, отношение к увиденному мастер-классу. (Высказывания педагогов).

Хочу вас поблагодарить за активное участие в мастер-классе и предложить небольшие буклеты с описанием пройденных танцев в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Формирование волевых качеств в старшем дошкольном возрасте посредством игровой и экспериментальной деятельности"

мастер - класс на тему "Формирование волевых качеств: инициатиности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс "Формирование навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ через совместную деятельность взрослых и детей "Круг"

Формирование навыков общения и взаимодействия у детей с синдромом Дауна происходит с запаздыванием и требует специально созданной образовательной среды. В мастер-классе представлена одна из эффективны...

Мастер-класс "Формирование коммуникативных умений у невербальных (неговорящих) детей"

В последнее время проблемы раннего речевого и предречевого развития детей интересуют многих специалистов: воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов. Особо актуальна эта тема в работе с детьми ...

Мастер-класс «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей в условиях социального партнерства, взаимодействия с родителями»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с формами взаимодействия дошко...

Мастер-класс "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Материалы мастер-класса "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования злоровьесберегающих технологий, который провела на районном мето...

МАСТЕР-КЛАСС Формирование пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста

Мастер-класс  "Формирование пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста"....