Мастер-класс "Формирование навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ через совместную деятельность взрослых и детей "Круг"
материал на тему

Формирование навыков общения и взаимодействия у детей с синдромом Дауна происходит с запаздыванием и требует специально созданной образовательной среды. В мастер-классе представлена одна из эффективных форм  совместной деятельности для формирования навыком - «Круг». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_krug.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ посредством совместной деятельности детей и взрослых  «Круг»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ посредством «Круга»

Задачи:

  1. Актуализировать проблему формирования навыков общения и взаимодействия у детей в ОВЗ.
  2. Познакомить педагогов со структурой «Круга».
  3. Показать приемы формирования навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ в рамках «Круга».

В МБДОУ № 84 с 2013 года функционирует группа кратковременного пребывания для детей с синдромом Дауна «Солнечные дети». Организована она по типу группы «Особый ребенок», реализуя цели: адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада, оказание коррекционно-развивающей помощи,  социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 2,5-4 лет.

       Формирование навыков общения и взаимодействия у наших воспитанников происходит с запаздыванием и требует специально созданной образовательной среды. Одной из эффективных форм  совместной деятельности в этом направлении мы считаем  «Круг».

Использование «Круга» в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями описано в работах зарубежных и отечественных педагогов. «Круг» – это также эмоционально и сенсорно насыщенный ритуал, проводимый в начале дня.

В адаптационный период дети посещают группу в сопровождении родителей.  Таким образом, первые 2-3месяца посещения ребенком  «Круг» проводится в детско-родительских группах. Родители не только участники «Круга», но и помощники педагога: если ребенок не выполняет то или иное движение при проведении игр, то  родители корректируют движения детей, делают их сами рукой ребенка (прием «рука в руке»).

Условно «Круг» мы делим на три составляющие: начало, основная и заключительная часть.

Начало и заключительная часть занятие  практически неизменны. Стабильность в проведении занятия позволяет детям проще адаптироваться и включиться в распорядок дня в группе.  Специалисты отмечают, что это также способствует  уверенности детей в безопасности внешнего мира.

В начале занятия  дети и взрослые встают в круг и пропевают: «Всем, всем, доброе утро!». Затем отмечают каждого ребенка, повторяя его имя хором: «Доброе утро, Гоша (Маша, Наташа и т.д.). Это приветствие помогает каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива, группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече.

                     Станем рядышком по кругу

                        Скажем, здравствуйте друг, другу

                        Нам здороваться не лень

                        Всем привет и добрый день.

                        Если каждый улыбнется,

                        Утро доброе начнется.

Здравствуй правая рука – протягиваем правую вперед,

Здравствуй левая рука – протягиваем левую вперед,

Здравствуй друг – берем соседа за руку,

Здравствуй друг -  берем другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.

Сенсорные игры - это важная составляющая часть «Круга». Для проведения этой части мы используем мультифункциональный сенсорный коврик.   Игры на сенсорном коврике стимулируют активность ребёнка, расширяют его сенсорный опыт и позволяют увидеть эмоциональную реакцию сверстников. Мы подбираем сенсорные игры в соответствии с сюжетом занятия. Например «Дует ветер», «Снежинки», «Дождик», «Сидит белка на тележке», «Волшебная коробочка», «Гладим щеночка». 

Проигрываем игры «Найди на ощупь», «Разложи по корзиночкам», «Игра с кубиками».

Для перехода от упражнения к упражнению используются дополнительные средства (мешочек, рюкзачок). Он привлекает внимание и именно из него достаются все предметы, которые участвуют в играх. Это важный атрибут занятия. Он находится у педагога, ведущего КРУГ. Яркий, привлекающий внимание мешочек вызывает у детей интерес, желание открыть и познакомиться с его содержимым.

3. Игры на подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.

         Вот так солнышко встает высоко, высоко (руки вверх)

         К ночи солнышко зайдет далеко, далеко (руки вперед)

         Хорошо,  хорошо  солнышко смеется  (хлопаем)

        А под солнышком нам всем весело живется (обнимаемся)

  1. Пальчиковые игры,  стихи с движением рук – это, как правило, народные потешки.  Они стимулируют развитие сенсорного восприятия, речи, мелкой и общей моторики, чувства ритма, телесной и пространственной ориентации. Обычно на кругу проводится  2-3 такие игры, например, «Семья пальчиков», «Этот пальчик мой рисует»,  « Ручка в зеркальце глядит», « У Матрены»,  «На Алтайских горах», « У оленя дом большой», «Мы охотимся на льва».

Ла-ла-ла-ла  туча по небу плыла.            Пальцы соединить и сделать шар шар

Вдруг из тучи над землей,                               Руки поднять вверх и развести их

Пролетел снежинок рой.                         Медленно опускать вниз

Ветер дунул, загудел,                               Подуть на руки вытянув губы

Рой снежинок вверх взлетел                  Встряхнуть кистями поднять вращая

Ветер с ними кружиться

Может быть подружиться.                       Вращать  руками,  скрещивая их

 

         Игра со снежинками

    Белый снег пушистый                                         (фонарики)

    В воздухе кружиться

    И на землю тихо падает, ложиться                 (опускают руки)

    Вот снежинка высоко,                                        (руки вверх)

    Вот снежинка низко.                                           (руки вниз)

    Вот снежинка далеко,                                         (руки вперед)

    Вот снежинка близко.                                         (руки к себе)

    А теперь подуем, на снежинки полетели, полетели.

5. Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые самые простые правила предполагают, что участники действуют по очереди. Для этого в «Круге» используются игры с предметами, где основное условие – дождаться своей очереди. Например «Лови мяч», «Мышонок», «Ты веревочка крутись»(проигрываем).

6. Народные хороводные игры в общем кругу. Круг  держится силами всех участников: все стоят в кругу и держатся за руки, один человек в центре. Для этого этапа можно использовать русские народные игры, например, «Коза», «Яша», «Лисичка», «Сижу, сижу на камушке».  Цель данного этапа – включить детей в общее игровое пространство. Очень важно, чтобы на этом этапе круг был целостным, не распадался, чтобы дети могли почувствовать центр и игровое пространство круга,  ощутить себя   его частью. Игры, использующиеся на этом этапе, направлены также на развитие слухового и тактильного восприятия,  вербального и невербальных способов общения.

                     Показ игр  «Каравай-каравай», «Васька-кот».

7. Прощание. В конце «Круга» все благодарят друг друга за участие, взявшись за руки, говорят «Всем, всем, всем – спасибо». Цель данного этапа – дать детям представление о целостности завершающейся совместной деятельности, что, в свою очередь, стимулирует развитие эмоционально-волевой регуляции.

Тихо, тихо посидим

И на свечку поглядим

Раз, два, три, четыре, пять

Можно свечку задувать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Планирование и реализация задачи по развитию речи детей ясельного возраста через совместную деятельность»

Организация воспитательно- образовательного процесса предполагает развитие  интегративных качеств ребенка в процессе совместной деятельности взрослого и детей,  а также самостоятельной деяте...

Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей

Роль педагога  в формировании культуры речи, культуры общения и этикета у дошкольников. Условия  эффективного формирования навыков культуры поведения детей:...

формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми

Данный материал содержит обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми. В приложении ...

Методическая разработка "Формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьник...

«Формирование у детей основ энергосбережения через совместную деятельность педагогов, воспитанников и их родителей»

 Энергосбережение с каждым годом становится все более насущной̆ проблемой̆. В настоящее время во всем мире произошло ухудшение экологической̆ ситуации, во многом обусловленной̆ увеличением...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через совместную деятельность с педагогом»

В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давн...