Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей
статья по развитию речи по теме

Роль педагога  в формировании культуры речи, культуры общения и этикета у дошкольников. Условия  эффективного формирования навыков культуры поведения детей: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры

общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей

                                 

        

                                                     Доклад подготовила:

                                                     Воспитатель: Парадян Т.И.

Хорошие манеры, соблюдение норм этикета испокон веков ценятся и почитаются в народе, потому что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека. Джон Локк говорил: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости… ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой»

Дошкольное детство – это самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений у малышей еще небольшой. На сегодняшний день формирование культуры поведения составляет одну из важных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста, решать которую призваны все связанные с воспитанием организации, учреждения, лица и, конечно же, в первую очередь, детский сад и семья.

Ребенок усваивает родную речь так называемым “Материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: “Ваше собственное поведение – самая решающая вещь». Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты – все  это для ребенка имеет большое значение”.

Все мы без труда замечаем таких детей, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослого окружения. При этом напрашивается вопрос, часто ли взрослые  обращаются к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляют слово “пожалуйста”, благодарят его, высказывают свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Нередко приходится слышать, как  родители любовно называют своего сына или дочку не иначе как  Катька или Сашка. Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших.

Между тем мы хотим воспитать ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы. Поэтому просто необходимо окружающим взрослым   терпеливо и доброжелательно обучать ребенка  правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Это - ежедневное доброе отношение, уважение и внимание к окружающим. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными и воспитанными людьми, то уже сегодня необходимо обучать их правилам этикета. Знания о правильном поведении – неотъемлемая часть подготовки к жизни.

«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь». Если вдуматься, белой палочкой и является  педагогика.

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли.  

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к языку.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

В воспитании культуры общения и этикета первостепенное значение имеет пример педагога. Ребёнок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, необходимо приветствовать любого, кто входит в группу, доброжелательно к нему обращаться, предлагать присесть. Необходимо  беседовать с родителями, давая образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.   Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого   педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности.

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том, что:

человек неправильно произносит звуки в словах ,т. е. произносит слова так, как они пишутся;

неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях);

придает словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный»;

неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь; может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо, и т. д.

Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище — дом — квартира — жилплощадь — пристанище — приют — угол — гнездо — крыша над головой — обитель — кров — жилье — берлога — логово — нора — гнездышко); грамматической (идти полем — по полю— через поле; идущий — который идет; красивее — более красивый); фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уни жением. (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»)

Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов — лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии — аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов — конструкций простых и сложных предложений.

Знание синонимии родного языка поможет педагогу не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старших группах) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял. Например, в стихотворении А. Прокофьева «На улице лужа» есть слова: «на воду спускают флот, оснащенный парусами»; встречающаяся здесь грамматическая форма причастного оборота трудна для понимания ребенка. Вместо нее воспитатель предлагает знакомую уже форму спрягаемого глагола: оснащенный парусами — значит «флот, который ребята оснастили (оборудовали) парусами». А в стихотворении «Горнист» строку «с галстуком, пылающим огнем» можно «перевести» как «с галстуком, который похож на пламя». Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса - для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль.

Важность совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Однако, одним личным примером, всех вопросов воспитания культуры общения и этикета не решишь. Дети в силу своих психологических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребёнок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях. Поэтому необходимо задействовать родителей в обучении детей правилам этикета. Воспитывать у ребенка культуру общения и правила этикета – задача не только педагогов, но и, в первую очередь, родителей. Речь взрослых, их манеры, внешний вид, положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей. Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. Можно провести  анкетирование родителей и выяснить знания родителей об этикете. Быть может родителям потребуются консультации на тему “История этикета”, “Культура поведения дошкольников», «Культура общения”.

Имеется ряд приемов, с помощью которых воспитатель может повысить уровень общения дошкольников. При этом обучать дошкольников хорошим манерам “ на ходу” нецелесообразно. Например, вовремя обеда учить пользоваться ножом, объяснение чего-то нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении, можно проводить на специально организованных занятиях. А для того чтобы, знакомство с правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми можно использовать сказочных персонажей.  

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, можно закрепить их  через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.

Так в совместной деятельности воспитателя и детей можно проводить игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” учить детей, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учить здороваться, прощаться, благодарить. Дидактические игры помогают детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная, учатся накрывать на стол.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Например, играя в “Семью” дети учатся, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

 С целью закрепления навыков и умений можно использовать  иллюстрации, фотографии, мультфильмы,   которые в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета.  

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Очень показательными и содержательными в плане воспитания у детей навыков культуры поведения и этикета являются произведения К. Чуковского “Мойдодыр», “Федорино горе”, сказки А. Барто “Девочка-рёвушка”, “Девочка-чумазая”, стихотворение Е. Благининой “Котенок”  и другие.

После чтения сказок, рассказов, стихов необходимо обсуждать с детьми поступки героев. Задавать вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.

Невозможно переоценить роль музыки в воспитании культуры общения. Она формирует такие качества, как коллективизм, любовь к своим близким, бережное отношение к природе. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.  

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, можно использовать кукольный, настольный театр. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияния на детей. Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа.  

Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета.

    Детей воспитывает то, что нас окружает. С самого детства человек осваивает науку общения, овладевает умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно:

-Если окружающие ребёнка люди вежливы, культурны,   интеллигентны, опрятны - ребенок тоже овладевает основами этикета.

-Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

-Если ребенка часто одобряют – он учится так же относится к окружающим.

-Если с ребенком честны – он учится справедливости.

-Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.        

-Если ребенка часто хвалят – он учится ценить хорошее в людях.

-Если к ребенку снисходительны – он учится быть терпеливым.

-Если ребенка часто позорят – он становится неуверенным, закомплексованным.

-Если ребенка часто высмеивают – он вырастает озлобленным.

-Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить людям,  вырастает великодушным человеком.

Подводя итог  ИЗ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО, МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД УСЛОВИЙ эффективного формирования навыков культуры поведения детей:

Единство требований и воспитательных воздействий в семье и в образовательных учреждениях.

Плавность, постепенность и последовательность в процессе формирования знаний, умений и навыков культурного поведения.

Четкость, определенность и доступность требований и правил, предъявляемых к детям старшего дошкольного возраста.

Постепенность и последовательность в процессе формирования знаний, умений и навыков культурного поведения у детей.

Учет индивидуальных и личностных (уровня развития, темперамента) особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Осуществление деятельностного подхода, т.е. не просто получение знаний о культуре поведения, но и их апробация в практической деятельности (игре, общении и др.).

В заключении, хотелось бы сказать о том, что воспитывать культуру поведения следует с самого раннего детства. Если в дошкольном возрасте не сформировать у ребенка эти навыки, то в школьном возрасте ему будет тяжело осуществлять познавательную деятельность, соблюдать правила и нормы поведения, организовать себя и свою работу. Сознательное организованное поведение дошкольника формируется, прежде всего, под влиянием условий жизни и воспитания в семье и в детском саду, а соблюдение выявленных нами педагогических условий будет способствовать этому.

Используемая литература:

 

Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 80 с.

Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность

Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"...

Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность.

Ребенок усваивает родную речь так называемым «Материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого эт...

Мастер-класс "Формирование навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ через совместную деятельность взрослых и детей "Круг"

Формирование навыков общения и взаимодействия у детей с синдромом Дауна происходит с запаздыванием и требует специально созданной образовательной среды. В мастер-классе представлена одна из эффективны...

Методическая разработка "Формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьник...

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельность с родителями

Презентация и текст выступления из опыта работы по физическому развитию дошкольников...