Мастер - класс "Формирование волевых качеств в старшем дошкольном возрасте посредством игровой и экспериментальной деятельности"
методическая разработка на тему

Исильбаева  Юлия Игоревна

мастер - класс на тему "Формирование волевых качеств: инициатиности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc26.89 КБ
PDF icon formirovanie_volevyh_kachestv_lichnosti.pdf2.89 МБ

Предварительный просмотр:

1 Слайд

Уважаемые гости!

Однажды  на работе я наблюдала, как ребенок пыхтит, старается собрать пазл, видя это, подхожу к нему и задаю вопрос: «Тебе помочь?», на что ребенок поворачивается и отвечает мне – я сам, я дальше предлагаю помощь – я немного помогу, а дальше ты  сам, ребенок в ответ – я смогу я сам! Понаблюдав за остальными детьми,  я задумалась о том, что многие   дети неинициативны, мало проявляют самостоятельность в различных видах деятельности, неспособны к принятию собственных решений, не способны к волевым усилиям.

2 Слайд

На сегодняшний день проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Для инициативной личности характерно: произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.

3 Слайд

Для детей дошкольного возраста игра – это ведущий вид деятельности, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его волевых качеств. К старшему дошкольному возрасту, по мнению Н.Н. Поддьякова, заметно возрастает инициативная активность ребенка, и экспериментирование наравне с игрой становится важным видом деятельности, так как в этом возрасте сильно выражена поисковая деятельность, стремление к открытиям, реакция на новизну. Через экспериментальную деятельность у детей развивается познавательная инициативность. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с игрой.

4 Слайд

Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо разнообразить формы работы направленные на формирование у детей волевых качеств: инициативности и самостоятельности посредством игровой и экспериментальной деятельности.

Нами была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по формированию у детей самостоятельности и инициативности.

Давая детям возможность играть, экспериментировать, проявить себя, проявить индивидуальность, возможность высказать свое мнение, раскрыть свой творческий потенциал, преодолеть трудности, восхищаться своими достижениями и достижениями товарищей, мы формируем волевые качества, такие как инициативность и самостоятельность.

Основываясь на ФГОС ДО, необходимо рассматривать формирование инициативности и самостоятельности, посредством игровой и экспериментальной деятельности во всех пяти направлениях развития ребенка. 

Всем гостям предлагается вытянуть цветные полоски

Сейчас я попрошу выйти тех, у кого полоски желтого и синего цветов. Вам предлагается занять места за столами согласно своему цвета. На столе карточки с заданиями

1 карточка «У вас на столе различные предметы вам предлагается поэкспериментировать и сделать из них массажный коврик

2 карточка «У вас на столе различные предметы вам предлагается поэкспериментировать и изобразить с помощью них «Весну»

2 блок:  Уважаемые гости, а у нас на столе три коробочки: красная, зеленая, белая, которые обозначают одну из образовательных областей.  В каждой коробочке лежат одинаковые предметы: вата, прищепки, камушки, платки, карандаши, контейнеры из под киндеров, пуговицы, губки. Ваша задача вытянуть один предмет, придумать и рассказать, как его можно применить в той или иной области

Итак, первая коробочка белого цвета. Она символизирует социально-коммуникативное развитие.

5 Слайд

Для социально-коммуникативного развития детям на выбор предложены разные виды игр, здесь дети самостоятельно играют, импровизируют, экспериментируют. Например, в игре «Конструктор эмоций», дети сами могут поэкспериментировать, создав свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции. В сюжетно-ролевой игре «Моряки» дети могут сделать эксперимент «Из чего можно сделать лодку». В знакомстве с профессиями, дети могут сами создать краски для художника, клей для строителя, в роли поваров поэкспериментировать с изготовлениями салатов. Во время трудовой деятельности дети самостоятельно могут определить: «Чем удобнее вытереть пыль?», «Какой материал лучше впитывает воду?»

Так как наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, а формирование волевых качеств осуществляется посредством игры, нами была разработана «Картотека игр для формирования волевых качеств: инициативности и самостоятельности для детей старшего дошкольного возраста». В данной картотеке подобраны разные игры, которые помогут сформировать у ребенка самостоятельность и инициативность не только в детском саду, но и дома.

Вторая коробочка зеленого цвета, она символизирует познавательное развитие.

6 Слайд

Формируя инициативность и самостоятельность,  параллельно развивая интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию на выбор детей, мы предлагаем разные виды материалов: природный, бросовый материал, разного вида бумага и ткань, весы, разнообразные магниты, микроскоп и многое другое, с чем ребенок может играть и экспериментировать. Предложено большое разнообразие дидактических игр для самостоятельного пользования. Эксперименты с весами и гирями (сравнение разных величин -  массы), эксперименты с баночками и водой (мера объёма), эксперименты с мостиками через речку длина (размер), подбор дверей для домика и т.д. Эксперименты на определение свойств предметов; природоведческие эксперименты, эксперименты с разными видами ткани и бумаги,  «На чем можно писать», «Чем можно рисовать», «Тайные чернила»

Детское экспериментирование является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как познавательная инициативность и самостоятельность: на основе этого была оформлена Картотека экспериментов «Я смогу! Я сделаю!»

И третья коробочка красного цвета – это речевое развитие.  

7 Слайд

Экспериментирование и развитие речи тесно связаны между собой. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждения действий начинают рассуждать, пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа, что придает ребенку уверенность. Детям на самостоятельный выбор предложены: дидактические игры, игрушки – вертушки, игры – эксперименты:  «Плыви кораблик», «Мыльные пузыри, «Свистульки», «Что легче сдуть с места?»,

С помощью игр - экспериментов обогащаем словарь, например словотворчество, «Какой предмет».

Мы с вами рассмотрели три образовательные области, думаю, наши коллеги за столами уже справились с заданиями и готовы продемонстрировать еще две образовательные области.  Начнем со стола с желтой коробочкой - это область художественно – эстетическое развитие (презентация работ)

8 Слайд

Для художественно-эстетического развития предложены разнообразные предметы для творчества. Дети могут самостоятельно экспериментировать: «Чем можно рисовать?» , «Из чего можно лепить?», «Как появились цвета?», пробуют  рисовать различными предметами и открывать для себя новые методы нетрадиционого рисования.

Для самостоятельного выбора детям предложены разные виды музыкальных инструментов. С помощью экспериментов могут узнать, как звучит струна, как можно «увидеть» звук, как можно сделать свирель из трубочек для коктейлей, как можно создать музыкальный инструмент самому и многое другое. Чем больше ребенок проявляет самостоятельность и инициативность, экспериментируя с различными материалами, тем интереснее будет результат его художественно-эстетической деятельности.

Молодцы, спасибо, а теперь присаживайтесь на свои места и послушаем, как эти же предметы можно использовать в области физического развития.

9 Слайд

Немаловажную роль в формировании самостоятельности и инициативности играет физическое развитие. Для развития самостоятельной двигательной активности по всей группе организованны разные виды классиков, тихие тренажеры и гимнастики для глаз. Также есть множество тренажеров. Для того чтобы дети проявляли инициативность, предложены различные подвижные игры и материалы, с которыми бы дети самостоятельно могли поэкспериментировать: «Сделай дорожку препятствий», «Сделай гирю сам». Размещены картотеки пальчиковых и дыхательных гимнастик с картинками, которые помогают детям самостоятельно разучить ту или иную гимнастику или провести самостоятельно опыты «Что сдвинется с места быстрее» ,«Что мнется в руках». Чтобы сформировать начальные представления о здоровом образе жизни: в эксперименте «Вулкан» (о вреде газированных напитков), дети узнают что полезно, а что вредно для здоровья, с помощью эксперименты «Плесень» дети узнают как правильно хранить продукты.

За короткий промежуток времени мы с вами рассмотрели, как дети самостоятельно могут использовать одинаковые предметы в различных образовательных областях, тем самым подтверждая требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

10 Слайд

Так как главную роль в формировании самостоятельности инициативности ребенка занимает семья, мы привлекаем родителей к активному участию в жизни детского сада.

Мы обсуждали проблемы формирования самостоятельности и инициативности у детей и способы их решения на родительском собрании. В приемной размещаем информацию для родителей, которая знакомит с актуальными аспектами по данной теме. Были созданы папки-передвижки.

По желанию родителей были проведены консультации: «Как воспитать самостоятельность у детей», «Основные принципы при воспитании инициативности и самостоятельности», «Основные принципы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»,  «Детское экспериментирование». Для родителей мы оформили стенд «Развиваем самостоятельность и инициативность с помощью игр и экспериментирования дома», где были предложены картотеки. Родители и дети приняли активное участие в проектной деятельности по экспериментированию «Мое открытие», где дошкольники сами определяли темы своих проектов и находили пути для их реализации. Родители активно участвуют не только в жизни группы, но и в жизни детского сада в целом, где могут понаблюдать за развитием инициативности и самостоятельности у детей.

Для вас мы подготовили мини выставку, с материалами которой вы можете ознакомиться.

11 Слайд

И уже сейчас, спустя два года, наша работа дает результаты. Наши дети стали больше проявлять самостоятельность и инициативность. Регулярная работа по формированию самостоятельности и инициативности посредством игры и экспериментирования совместно с узкими специалистами и родителями помогла нам достичь наибольшего эффекта в решении данной проблемы. В конце года в подготовительной группе мы провели повторное наблюдение за проявлением инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, и результаты показали, что уровень самостоятельности и инициативности у детей стал намного выше.

Воспитание у детей волевых качеств – это не только формирование инициативности и самостоятельности, но и целеустремленности, решительности, смелости, мужества, настойчивости, выдержки, дисциплинированности. Поэтому перспективу в работе мы видим в формировании у детей  и других волевых качеств: для решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе. Мы считаем, что эту работу можно начинать с младшего дошкольного возраста, так как, по мнению С.Л. Рубинштейна, зачатки волевых проявлений можно выработать даже у самых маленьких детей.

Спасибо за внимание. Я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

нравственное воспитание -это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувст и поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью ,обусловл...

Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности".

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности"....

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...

Проект "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Проект по сказкотерапии у детей  старшего  дошкольного возрастаВид проекта: Игровой, ролево-игровой проектПо количеству участников: фронтальныйПо продолжительности: долгосрочныйЦель проекта:...