Мастер – класс для педагогов «Опыты со звуками для дошкольников»
опыты и эксперименты на тему

Ищенко Жанна Генриховна

мастер-класс предназначен для педагогов дршкльного образования. Опыты, приведённые в данном мастер-классе будут интересны как взрослым, так и детям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г. Павлово

Мастер – класс для педагогов

 «Опыты со звуками для дошкольников» 

                       

Подготовила:

Музыкальный руководитель

 МБДОУ д/с №30 г. Павлово

Ищенко Жанна Генриховна

Высшая  квалификационная категория

г. Павлово

2017г.

Мастер – класс для педагогов.

Тема: «Опыты со звуками для дошкольников»  

Цель: 

Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы музыкального руководителя Ищенко Ж.Г., по проведению экспериментирования как метода музыкального воспитания  и развития дошкольников.

Задачи:

  1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.
  2. Показать, как можно использовать опыты со звуком в экспериментальной деятельности детей.
  3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: 

Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Материал, оборудование:

Оборудование для проведения опытов, одноразовые бумажные стаканчики, шило, нитки, канцелярские скрепки, пустые банки,  ватман, воздушные шарики, коктельные трубочки, ножницы, ведёрки из-под майонеза, бумага, банковские резинки, таз с водой, бокалы на ножке,пластиковая бутылка, пищевая плёнка, свеча, спички, цветные бумажные нотки.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить

опыт работы по теме «Детское экспериментирование со звуком в ДОУ». Но для того, чтобы лучше слышать, проведём небольшую музыкальную логоритмическую разминку с элементами самомассажа.

Логоритмическая разминка «Доброе утро».

Игра «Замри и слушай!»

Муз.рук. предлагает педагогам закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Педагоги отгадывают, что звучит.

Затем по команде М.Р., которая осуществляется только жестом, указывающим на того или иного человека, педагог называет услышанные звуки. Те, кто услышал такие же звуки, показывают  на свои уши. Если названные звуки не были услышаны, то закрывают уши руками. 

Актуальность.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В музыкальном образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Звук-волшебник»  Т.Н.Девятовой подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников со звуком.

Дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»), приходят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»), распространения звуковых волн и возникновения эха («Где живет эхо?»), а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков («Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?») и причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).

Практическая часть.

А сейчас, уважаемы педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность  «Опытов со звуком»

Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. Попробуем ответить на некоторые вопросы.

  • Почему все звучит?
  • Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным?

(Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.)

  • А что можно сказать про топот ног, скрип двери?

(Это шумы, бытовые звуки.)

  • Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук?

Педагогам  предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у).
Затем каждому предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

  • Что произошло? Почему звук прекратился?

Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

  • Есть ли голос у деревянной линейки?

Педагогам предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижать к столу, а по свободному хлопать ладонью.

  • Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.)
  • Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
  • Почему все звучит? (Колебание предметов )
  • Откуда берется голос?

Подвести педагогов  к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Муз.рук. предлагает педагогам «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все.

  • Что для этого сделали (сказали громким голосом.)
  • Откуда выходили громкие звуки (из горла).

Поднося руку к горлу, произнести  слова то шепотом, то громко.

  • Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (в горле что-то дрожит).
  • Что почувствовали , когда говорили шепотом? (дрожания нет).

Педагоги проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.

  • Что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее - звук усилится).

При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется).

  • Можете ли вы на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит?

Игра «Угадай на чём играю»

Водящий надевает шляпу, которая закрывает ему глаза. 4 человека играют на металлофоне, бубенцах, колокольчике, треугольнике. Ими управляет дирижёр. Если водящий отгадал правильно, сообщаем ему об этом аплодисментами.

  • Можно ли увидеть звук?

Опыт «Можно ли увидеть звук?»

Нам понадобится:

  • пластиковая бутылка,
  • пищевая пленка,
  • резинка, свеча.

Ход эксперимента:

  • Звук можно не только услышать, но и увидеть.

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжжем свечу Придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке.  СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Устройство по обману ушей.

Следующий вопрос:

  • Почему человеку нужно два уха, а не одно?

Проведем опыты со звуком и найдем ответ на этот вопрос. Этот забавный эксперимент позволит вам ответить на этот вопрос: за счет изменения восприятия звуков правым и левым ухом.

Для изготовления устройства по обману ушей нам понадобятся:

  • Две пластиковые трубочки длиной около 50 сантиметров (гибкая подводка) можно купить в хозяйственном магазине.
  • Две воронки
  • Скотч и ножницы
  • Ободок для волос
  • Помощник
  • Как будем делать?

Соединим воронки с пластиковыми трубочками скотчем, чтобы закрепить их. Скрепите две трубочки изолентой или скотчем. Прикрепим трубочки к ободку для волос изолентой. Наденем наушники на голову и приложим концы трубочек к ушам. Закроем глаза. Попросим  помощника пошуметь в разных местах различными предметами.

  • Мы можем определить откуда исходит каждый звук?

Говорят в одно ухо, а слышно в другом!

  • Так зачем человеку два уха?  (чтобы  слышать)
  • А как вы думаете, как  можно усилить звук? (Сильнее выдувать воздух, петь громче.)

Опыт с расчёской.

Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, тем громче звук.

Опыт с бумажными рупорами.

Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.

  • Кто из вас может показать, как меняется голос?

Двое педагогов берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.

  • А если вы заблудились в лесу, то, как можно усилить голос? (Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»)
  • И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точно

отзовётся в лесу эхо.

Опыт «Где живет эхо?»

Педагоги  по очереди  пропевают в банку несколько фраз любой песни.

  • Звуки отражается от твёрдых стенок банки и поэтому повторяются, слышится эхо.

Струнный инструмент из бумажного стаканчика, нитки и скрепки!

Что понадобится:

  • Бумажные стаканчики
  • Нитка
  • Ножницы
  • Шило
  • Канцелярские скрепки

Приступим:

Отрежьте нитку длиной 15-20 см. Натяните нитку в руках таким образом, чтобы у вас появилась возможность одним или лучше двумя пальцами дергать ее, как струну.

  • Какой получается звук? Попробуйте натянуть сильнее.
  • Изменился звук или нет?

Проделайте отверстие в центре дна стаканчика с помощью шила или кнопки и пропустите сквозь него нитку. Привяжите скрепку к тому концу нитки, который проходит через внутреннюю часть стаканчика. Вытяните нитку с другого конца, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. Прижмите стакан горлышком к уху и, натянув нитку, одним пальцем дергайте.

 

  • Что вы слышите? Что можно сказать о звуке?
  • Как он изменился по сравнению с тем разом, когда не было стаканчика?

Научное объяснение:

В первом случае, когда вы дергали нитку, начали колебаться только те частицы, которые находились в непосредственном контакте с ниткой. Поскольку таких частиц не так уж и много, звук получился мягкий и тихий. Когда мы добавили стаканчик, колебания нитки передались ему, поэтому весь воздух, заключенный в стакане, начал колебаться, и звук получился более глубокий и громкий.

Переговорное устройство из бумажных стаканчиков.

Что понадобится:

  • Бумажные стаканчики
  • Нитка
  • Ножницы
  • Шило
  • Канцелярские скрепки

Приступим:

  1. Отрежьте нитку длиной 1 м или 1,5 м.
  2. Возьмите 2 стаканчика и проделайте отверстие на дне каждого.
  3. Проденьте нить в отверстие одного стаканчика и закрепите с помощью скрепки - просто привязав ее к ней таким образом, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. То же самое проделайте со вторым стаканчиком так, чтобы между ними была натянута нить.
  4. Теперь возьмите переговорное устройство и попробуйте поговорить, один говорит в стаканчик другой в это время прикладывает стаканчик к уху и слушает.

Убедились? Ваше переговорное устройство действительно работает!

Научное объяснение:

Когда вы говорите в стаканчик, тем самым создаете звуковые волны, которые в свою очередь ударяются о дно стаканчика, заставляя его вибрировать. Движение этих колебаний передается нитке и срабатывает «принцип домино». Частицы нитки передают колебания, или другими словами звуковые волны, по нитке другому стаканчику, сначала звук доходит до дна, потом к воздуху внутри стаканчика, а потом к уху.

Барабан.

Следующая поделка по звуковой теме — это барабан. Когда ударяешь по барабану, он создает вибрацию, которую мы слышим как шум. Создадим настоящий барабан из обычных предметов и проверим все экспериментальным путем!

Для изготовления барабана понадобятся: 

  • пластиковые ведёрки из-под майонеза
  • бумага
  • банковские резинки
  • тазик с водой
  • ножницы
  • палочки

Перерисуйте контур ведёрка на бумагу. Затем вырежьте круг с помощью ножниц, добавив по контуру поля шириной 2-3 сантиметра. Намочите бумагу.

Натяните ее на ведёрко закрепите с помощью резинки. Резинка должна сидеть плотно.

 Теперь нужно дать время, чтобы мембрана высохла. Протестируйте свой барабан с помощью барабанных палочек.

К изготовлению самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. инструментов целесообразно привлечь родителей.

«Музыкальная лаборатория»  может расположиться в музыкальной зоне группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности.  

Опыт «Поющие бокалы»

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

Педагоги пробуют извлечь звук.

А теперь, внимание на экран.

Видеоролик «Поющие бокалы»

Рефлексия.

В процессе музыкально- экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Оставьте нотку (символ из картона)  возле того стола, где по вашему мнению проходил самый интересный опыт со звуком.

Педагогам предлагается  отметить наиболее интересный опыт.

В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: «Опыты без взрывов»

Повышение знаний и практических умений педагогов в области организации исследовательской деятельности в детском саду....

Мастер-класс для педагогов "Игра со звуком для дошкольников"

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Повысить упрвень прфессиональной компетенции у педагогов по познавательно - исследовательской деятельности с природными материалами....

Мастер - класс для педагогов "Опыты со звуками для дошкольников"

Данный мастер - класс адресован педагогам, работающим по проблеме "Организация экспериментирования и поисковой деятельности детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности...

Мастер – класс для педагогов «Экспериментирование со звуком - "Чудеса звука"

Мастер-класс направлен на активизацию знаний педагогов о технологии экспериментирования со звуком....

Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты для дошкольников"

Данный мастер- класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей и, возможно найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это и...