Мастер-класс для педагогов: «Опыты без взрывов»
материал на тему

Повышение знаний и практических умений педагогов в области организации исследовательской деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_-_opyty_bez_vzryvov.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Богданова Ирина Анатольевна

                                                                                                         воспитатель МДОУ

                                                 «Детский сад комбинированного вида №2 «Парусок»

                                                                                                            город Коряжма

Конспект мастер-класса для педагогов.

                                          Тема: «Опыты без взрывов»

Цель: Повышение знаний и практических умений педагогов в области организации исследовательской деятельности в детском саду.

Задачи:

-Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями при проведении опытов (экспериментов).

-Повысить уровень мастерства педагогов.

-Создать положительный эмоциональный настрой у педагогов.

Методы и приёмы:

Репродуктивный, практический.

Оборудование: стаканы с маслом, цветной водой, сладким сиропом, пустые стаканы, подносы, салфетки, таблетки (1000 мг.) витамина С, раствор йода спиртового 5%, перекись водорода 3%, крахмал, ложки, стаканы с тёплой водой, клеёнки, волшебные палочки, шляпки, магнитофон.

Предварительная работа:

Анализ специальной литературы по данной теме, подготовка оборудования.

Ход мастер-класса.

1.Добрый день уважаемые коллеги!

   Детство-это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребёнка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так чтобы он получил от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.

   Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. По мнению академика Н.Н.Подьякова,«…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как  своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающими его предметы и явления с целью более полного познания и освоения». Экспериментирование играет важную роль для психического развития детей. В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащает их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность. Главным достоинством экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Развивается речь. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Мир ребёнка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность новых впечатлений. Процесс познания - творческий процесс и наша задача поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, проведению опытов, в процессе которых дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, а может быть даже волшебником.

2.

-Итак. Вы верите в волшебство? (Ответы).

-Вы мечтали когда-нибудь, чтобы у вас всё получалось и всё сбывалось? (Ответы).

-А кто может творить чудеса? (Ответы).

-Вы хотите превратиться в волшебниц? (Ответы).

Звучит музыка.

-Волшебной палочкой взмахну

Желанье загадаю

И всех сидящих здесь гостей

В волшебниц превращаю.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем чудо в гости звать

Палочкой взмахнём своей (Вместе взмахиваем)

К волшебству спешим скорей.

Вы теперь волшебницы! Давайте творить чудеса?!  (Ответы)

-Посмотрите, на подносе №1 три ёмкости с жидкостями: маслом, сиропом, подкрашенной водой. (Обращаю внимание на схему) Как вы думаете, что произойдёт, если слить все эти жидкости в один стакан (Ответы)

-Давайте проверим. Посмотрите, я беру чистый стакан и сливаю по очереди все три жидкости. (Взмахиваю волшебной палочкой и произношу волшебные слово: «Авэмидо!»)

- Что произошло? (Ответы)

-А сейчас я предлагаю вам совершить точно так же своё чудо (Выполняют опыт)

-Вправо влево посмотри

Волшебство скорей приди. (Взмахиваем волшебными палочками)

-Что произошло? (Ответы)

-Почему? (Ответы)

Подвожу итог:

Каждая жидкость имеет свою плотность. Наше волшебство свершилось, потому что сироп, как самая плотная жидкость осела на дно, посередине оказалась подкрашенная вода, а масло самое лёгкое и оно всплыло на поверхность. С детьми можно использовать разное сочетание жидкостей и проверить, что же произойдёт. Вам понравилось? (Ответы)

- Хотите ещё поколдовать? (Ответы)

-Второе волшебство более сложное и мы его будем совершать вместе.

Волшебство сейчас начнётся,

Стоит палочкой взмахнуть,

Взрослым ярко улыбнётся,

 Позовёт в далёкий путь.

Пододвиньте, пожалуйста, к себе поднос №2.  Для свершения чуда нам необходим водный раствор витамина С. Это будет раствор №1. Под №2 смесь воды, крахмала и перекиси водорода. Так же нам понадобится йод, чистый стакан, тёплая вода. Итак, приступим! Возьмём чистый стакан с цифрой 3. Нальём в него 1 чайную ложку раствора №1, добавим тёплую воду (60 мл) из маленького стакана и 5 мл спиртового раствора йода из шприца. Обратите внимание, что коричневый йод, вступив в реакцию с витамином С стал бесцветным Затем перельём весь раствор №3 в раствор №2. Несколько раз по переливаем полученную жидкость из одного стакана в другой и обратно. Взмахнём волшебной палочкой. Произнесём волшебное слово: «Авэмидо!» Немного терпения…и волшебство свершилось. Жидкость стала синей. Почему так произошло? (Ответы)

-Почему окрасилось не сразу? (Ответы)

-Правильно.

Подвожу итог:

-Детям можно объяснить так. Йод, вступая в реакцию с крахмалом, окрашивает его в синий цвет. Витамин С, наоборот, старается сохранить йод бесцветным. В борьбе между крахмалом и витамином С, в конце концов, побеждает крахмал, и жидкость через какое-то время окрашивается в тёмно-синий цвет.

Вам понравилось совершать волшебство? (Ответы)

-Мне тоже. К сожалению, пора расставаться.

Волшебной палочкой взмахну

Желанье загадаю

И всех волшебниц в один миг

В гостей я превращаю…

3.

-Вы сегодня были не просто участниками мастер-класса, а волшебницами и совершали чудеса. Волшебные палочки возьмите себе на память. Не расставайтесь с чудом и научите детей верить и совершать волшебство, а ещё уметь объяснить его с научной точки зрения. Желаю успехов. До свидания.

                                                                                                       

  Богданова Ирина Анатольевна

                                                                                                           воспитатель МДОУ

                                                   «Детский сад комбинированного вида №2 «Парусок»

                                                                                                               город Коряжма

                                                     Мастер-класс.

                                          Тема: «Опыты без взрывов»

Цель: Повышение знаний и практических умений педагогов в области организации исследовательской деятельности в детском саду.

Задачи:

-Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями при проведении опытов (экспериментов).

-Повысить уровень мастерства педагогов.

-Создать положительный эмоциональный настрой у педагогов.

Методические рекомендации:

Данный мастер-класс будет интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдёт для себя что-то новое, а неработающий, поймет, насколько это интересное, захватывающее и увлекательное занятие, а самое главное, развивающее детей.

Актуальность:

Эксперимент-это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Рекомендации:

Используя предложенные формы работы в системе, приведут удовлетворению любознательности детей, расширят представления о мире, а так же позволят связать отдельные детские представления в целостную картину.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс  для родителей 
« Проведение опытов с детьми в домашних условиях » 
(старшая группа)


Мастер – класс  для родителей« Проведение опытов с детьми в домашних условиях »(старшая группа) Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, чт...

Мастер – класс для родителей «Проведение опытов с детьми в домашних условиях».

Цель: Познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях. Задачи:1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развив...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер-класс «Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»

Мастер-класс позволяет обучить педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта....

Мастер-класс «Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»

Мастер-класс«Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»Цель: научить педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта.Задачи:Помочь ...

Мастер-класс как форма представления опыта педагога

Умение провести мастер-класс – одно из важных и непростых испытаний конкурсов профессионального мастерства для педагогов.Что же такое мастер-класс?Какова его структура?Какие моменты необходимо у...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...