Семинар-практикум "Учимся выражать наши чувства"
консультация на тему

Очень часто мы слышим фразу «Все болезни от нервов». Но как «нервы» влияют на наше самочувствие, здоровье? И самое главное – каким образом минимизировать это воздействие и сохранить как психологическое, так и физическое здоровье? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ на данном семинаре.

Цель: ознакомление педагогов со способами  эффективной переработки своих эмоциональных состояний (особенно негативных) и снятия психоэмоционального напряжения,и воплощение этих способов на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_vyrazhat_nashi_chuvstva.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Семинар-практикум по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Тема: «Учимся выражать наши чувства»

Подготовила: педагог-психолог Харченко Н.В.

Срок проведения: март 2017 года

Краснознаменск, 2017

Семинар-практикум по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Тема: «Учимся выражать наши чувства»

 Актуальность: Очень часто мы слышим фразу «Все болезни от нервов». Но как «нервы» влияют на наше самочувствие, здоровье? И самое главное – каким образом минимизировать это воздействие и сохранить как психологическое, так и физическое здоровье? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ на данном семинаре.

Цель: ознакомление педагогов со способами  эффективной переработки своих эмоциональных состояний (особенно негативных) и снятия психоэмоционального напряжения, и воплощение этих способов на практике.

 Задачи программы:

  • Раскрыть понятие алекситимия;
  • Познакомить педагогов с механизмами влияния эмоций на физическое состояние;
  • Организация условий, способствующих снятию физического напряжения, снятию мышечных «зажимов»;
  • Проведение диагностики «Торонтская алекситимическая шкала» и ознакомление педагогов с результатами;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Объект: педагоги дошкольного учреждения

Формы и методы работы: мини-лекция с использованием, обсуждение, тест-опросник TAS, методы снятия физического напряжения, работа в подгруппах.

Ожидаемые результаты: а) Расширение психологических знаний педагогов по вопросу, б) осознание через диагностику и предоставление результатов своего состояния и потребностей, в) обучение навыкам мышечной релаксации и другим методам снятия напряжения.

Продолжительность семинара: 30-40 минут

Количество участников: 20-25 человек.

Заранее проведенная диагностика: Тест «Торонтская алекситимеческая шкала».

 

Содержание программы семинара

  

  1. Введение. Теоретический блок «Что такое алекситимия?». Цель. Ознакомление педагогов с темой семинара, раскрытием понятия алекситимия и в чем это состояние выражается.

 Содержание. 

Уважаемые педагоги! Пришла весна и с нею у многих появилось чувство усталости, накопившееся за зиму. Очень часто мы слышим фразу «Все болезни от нервов». Но как «нервы» влияют на наше самочувствие, здоровье? И самое главное – каким образом минимизировать это воздействие и сохранить как психологическое, так и физическое здоровье? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ на данном семинаре.

Раздел психологии, который объясняет, каким образом наше психическое состояние может повлиять на наше физическое здоровье, называется психосоматикой.

Психосоматика (др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием.

(Перечень психосоматических заболеваний достаточно разнообразен и может быть сгруппирован следующим образом: Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, синдром гипервентиляции); Сердечнососудистые заболевания (эссенциальная гипертония, нарушения сердечного ритма, вегетососудистая дистония); психосоматика пищевого поведения (ожирение, нервная анорексиябулимия); желудочно-кишечные заболевания (язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры, эмоциональная диарея, синдром раздраженной кишки и др.); кожные заболевания (крапивница, кожный зуд, атопический нейродермит и др.), гинекологические заболевания (аменорея, дисменорея, функциональная (психосоматическая) стерильность), психовегетативные синдромы, функциональные сексуальные расстройства (импотенция, ранняя или поздняя эякуляция, фригидность и др.), онкологические заболевания, депрессии, головная боль (головная боль напряжения, мигрень)

Одно из понятий в психосоматике – это понятие алекситимия.

Алекситимия (от др.-греч. а — приставка с отрицательным значением, лексис — слово, тимис — чувство, буквально «без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности (википедия):

  • затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
  • затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;
  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.

Клиническая (врожденная) алекситимия – достаточно тяжелое состояние, которое почти не поддается лечению. Например, до 85% людей с расстройствами аутистического спектра страдают алекситимией.

Но иногда алекситимия проявляется в стрессовых ситуациях и у обычных людей, когда в целях экономии энергетических резервов организма, мы бессознательно стараемся отстранится от наших эмоций, от неприятных переживаний, запереть их поглубже и, таким образом, оказываемся в ловушке наших чувств. Потому что невыраженное чувство, эмоция остаются в нашем теле и могут влиять на наше самочувствие.

  1. Практический блок. Цель: осознание своих особенностей, выработка механизмов снятия мышечного напряжения.

Мы с вами выполняли тест на алекситимию, я вам раздала ваши результаты, чтобы вы могли ознакомиться с ними. Нормальным уровнем считается не более 62 баллов. Значения в 74 и более балла соответствуют явной алекситимии, остальные значения - промежуточным степеням.

(При адаптации в НИИ им. Бехтерева были получены следующие значения алекситимии:

  • Больные неврозами: 70 баллов
  • Больные психосоматическими заболеваниями: 72 балла
  • Больные бронхиальной астмой: 71,8 балла
  • Больные гипертонической болезнью: 72,6 балла
  • Больные язвенной болезнью 71,1 балла
  • Контрольная группа здоровых: 59 баллов.)

Таким образом мы приходим с вами к тому, что нужно всегда стараться осознавать свои эмоции, называть их своими именами, а также понимать, где находится эмоция в теле и как проявляется. Для этого мы сейчас с вами выполним несколько упражнений.

Предлагаю 3 способа научится понимать смысл эмоций.

Способ первый. Расширяйте свой эмоциональный словарь. Все слова имеют значение. Если вы испытываете сильные эмоции, воспользуйтесь моментом, чтобы разобраться, как их назвать. 
И не останавливайтесь на достигнутом: как только вы назвали эмоцию, придумайте два-три слова, чтобы полнее описать, что вы чувствуете.
 
Вы будете удивлены широким спектром ваших переживаний – и вполне вероятно, доберетесь до более глубоких чувств, которые спрятаны за находящимися на поверхности.
 

Сейчас мы с вами немного поиграем. Давайте разделимся на 5 команд и каждая команда попытается подобрать как можно больше синонимов к эмоции. Составим свой словарь эмоций. Итак, команды: Злость, Грусть, Радость, Страх (тревога), Обида.

Примерный список эмоций для составления вашего эмоционального словаря: 

Группа эмоций: ЗЛОСТЬ, ГНЕВ, ЯРОСТЬ
 
- сердитый, сварливый, вспыльчивый
 
- разочарованный, расстроенный, обозленный
 
- недовольный, раздосадованный
 
- защищающийся, обороняющийся, настороженный
 
- злобный, сердитый
 
- раздражительный, нетерпеливый
 
- чувствующий отвращение
 
- обиженный, оскорбленный
 
- раздраженный
 

Группа эмоций: ПЕЧАЛЬ, ГРУСТЬ
 
- огорченный, расстроенный
 
- печальный, мрачный, грустный
 
- опечаленный, полный сожаления
 
- подавленный, угнетенный, унылый
 
- парализованный, оглушенный
 
- пессимистически настроенный
 
- скорбный, плачущий, слезливый
 
- удрученный
 
- разочарованный
 

Группа эмоций: ТРЕВОГА, ВОЛНЕНИЕ, БЕСПОКОЙСТВО
 
- испуганный, опасающийся
 
- перегруженный, напряженный
 
- уязвимый, ранимый, незащищенный
 
- смущенный, растерянный, в замешательстве
 
- озадаченный, растерявшийся
 
- скептически настроенный
 
- озабоченный, обеспокоенный
 
- бдительный, опасливый
 
- беспокоящийся, нервничающий
 

Группа эмоций: ОБИДА, БОЛЬ
 
- ревнивый, завистливый
 
- изолированный, отделенный
 
- потрясенный, шокированный
 
- ущемленный, обездоленный, обделенный
 
- угнетенный, обиженный, оскорбленный
 
- страдальческий, истерзанный
 
- покинутый, оставленный
 
- замкнутый, обособленный
 
- смущенный, застенчивый
 
- нелюдимый, одинокий
 
- виноватый
 
- пристыженный
 
- растерянный, в замешательстве
 

Группа эмоций: РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ
 
- благодарный, признательный
 
- доверчивый, верящий
 
- уверенный в себе
 
- довольный, гармоничный
 
- радостно взволнованный, оживленный, увлеченный
 
- непринужденный, раскованный, раскрепощенный
 
- спокойный, уравновешенный
 
- ликующий, в приподнятом настроении, окрыленный, восторженный
 
- смелый
 

Способ второй. Учитывайте интенсивность эмоции. Все мы склонны перескочить к обобщенным описаниям наших эмоций, типа «злой» или «переживающий стресс», даже когда мы испытываем гораздо менее экстремальные чувства. Учитывать силу и интенсивность эмоции также помогает словарь эмоций.

Чтобы маркировать свои эмоции, проранжируйте их по шкале от 1 до 10. Насколько глубоко вы переживаете ту или иную эмоцию? Захватывает ли она вас полностью и насколько она сильна? Можете ли вы подобрать для ее описания другое слово? 

Способ третий. Записывайте ваши эмоции. Ученые доказали, что люди, которые записывают эмоционально напряженные эпизоды свой жизни, более благополучны – физически и психологически. В одном исследовании, в котором приняли участие недавно уволенные рабочие, установлено, что те из них, кто анализировал и прорабатывал свои чувства гнева, тревоги и унижения, связанные с потерей работы, в три раза быстрее находили новую работу, чем контрольная группа. При работе с отрицательными эмоциями, написанное можно порвать, сжечь, утопить, съесть (шутка). При работе с положительными эмоциями – можно завести личную коробочку счастливых воспоминаний.

Также можно использовать методы арт-терапии (памятка).

Основоположником теории мышечного панциря был Вильгельм Райх, ученик З.Фрейда. Он выдвинул концепцию о том, что

  • ум и тело — единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу;
  • характер выражается в теле в виде мышечной ригидности (чрезмерное мышечное напряжение, от лат. rigidus – твердый) или мускульного панциря;
  • хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций;
  • заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют так называемые СКО (системы конденсированного опыта — специфические сгустки воспоминаний с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, которые содержат сконденсированные переживания (и связанные с ними фантазии) из разных периодов жизни человека);
  • устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема.

Для того, чтобы отслеживать и снимать негативные эмоции в нашем теле существует метод мышечной релаксации и дыхательные техники. Правильное дыхание помогает с зажимами внутренних органов, а мышечная релаксация – скелетной мускулатуры.

Дыхательная гимнастика. Здесь много методов и школ. Но основное направление такое. Во-первых, необходимо правильно выбрать позу. Лучше всего делать стоя или лежа, чтоб не нарушать движения мышц при дыхании. Выделяют три вида дыхания: грудное, брюшное и смешанное. Лучше всего делать дыхание под счет: 1-4 медленный вдох, 5-8 медленный выдох. Повторить по 5 раз на каждый вид дыхания. Выполняя это упражнение раз в день вы обеспечите массаж внутренних органов и снятие внутренних зажимов, что будет профилактикой заболеваний.

Мышечная релаксация. В 30-х годах прошлого века Эдмунд Джекобсон опубликовал свой труд «Прогрессивная релаксация». Для работы с напряжением в теле Джекобсон предложил использовать на первый взгляд парадоксальный путь — сначала максимально напрячь мышцы и лишь потом попытаться сбросить напряжение. Оказалось, что, используя «принцип контраста», можно более четко воспринимать степень расслабления мышц, а затем и сознательно управлять этим состоянием.  Парадоксальная релаксация – еще один метод, используя который можно расслабить наше тело, а заодно и понять, где имеется скопившееся напряжение. Для этого мы начинаем медленно расслаблять кожу сначала головы, лица, шеи (и далее медленно вниз до стоп). Упражнение может выполняться в любой обстановке, занимает немного времени. Давайте попробуем его сейчас провести (выполнение под диктовку психолога). Какие чувства у вас после этого упражнения? Получилось ли расслабиться? Было ли ощущение, что некоторые части тела не получилось расслабить с первого раза, что там скопилось напряжение?

  1. Итоговый блок. Цель: рефлексия и подведение итогов.

Уважаемые педагоги! Как вы оцениваете полезность сегодняшней информации? Что было интересным и нужным? О чем еще вам бы хотелось узнать в следующий раз?

Спасибо за внимание!

Список литературы

  1. Большой толковый психологический словарь. В 2-х т. / Артур Ребер, АСТ, 2003. – 1150 с.
  2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы его коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Мир наших чувств"

Занятие: «Мир наших чувств». Этюдная работа.Тип занятия: комбинированное.Форма занятия: ознакомительная, игровая.Цель: ввести детей в сложный мир человеческих чувств, помочь пережить определенные эмоц...

Конспект НОД в старшей группе " Наши чувства"

Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим, умения замечать состояние других людей и быть готовыми оказать им помощь. Формирование умений детей устанавливать контакт с помощью не рече...

Занятие "Музыка выражает настроения, чувства"

Учимся различать смену характера музыки, понимать ее настроение на основе знакомой сказки К.И.Чуковского "Федорино горе"...

Конспект открытого занятия «Весенние краски» . Цель занятия: знакомство с новой техникой рисования, научить выражать свои чувства на бумаге.

Цель занятия : знакомство с новой техникой рисования, научить детей выражать свои чувства на бумаге....

Как научить ребёнка понимать и выражать свои чувства.

В статье представлены конкретные примеры диалогов с ребёнков на основе "Я-высказываний"....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Тема: «Музыка – язык наших чувств. Наша сказка»

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ технологий. "Музыка - язык наших чувст. Наша сказка" Формировать познавательную активность детей в музыкальной деятельности. Умение сопост...

«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» 2021 год

Музыкальное занятие для средней группы "Музыка выражает настроения, чувства, характер людей" 2021 год...