Статья "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством вокально-хорового пения"
статья на тему

               Пение постоянно сопровождает человека на протяжении всей жизни, а певческие способности проявляются рано – уже в дошкольном возрасте, способствуя воспитанникам понимать прекрасное, совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывая потребность к вокально-хоровому искусству. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

посредством вокально-хорового пения

        ФГОС ДОО предполагает перспективу формирования нового поколения, требуя разработки таких педагогических путей и средств, которые содействовали бы всестороннему и гармоническому развитию детей дошкольного возраста. Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность, в частности, пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредствам голоса. «Человеческий голос – это прекрасный и доступный

каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры», – писал известный венгерский композитор, музыкант Золтан Кодаи. В звучании детских голосов, как в зеркале, отражается методика вокальной работы педагога, направленной как на эмоциональное развитие ребенка через песню, так и на развитие способности к самовыражению, самореализации. В ходе данной работы дошкольник овладевает необходимыми вокальными навыками для самостоятельной музыкальной импровизации. Положительным итогом можем считать устойчивый интерес детей к песне, ее эмоциональное исполнение в самостоятельной деятельности и желание участвовать в концертах. Педагоги и родители создают условия для разучивания песен и ведут работу по охране голоса ребенка. Приобщая детей к миру песни, музыкальный руководитель анализирует ее по оценочной схеме:

1. Характер музыкального воплощения.

2. Оценка художественных качеств, особенности текста.

3. Мелодия: интонационная выразительность, интервал, лад, размер.

4. Особенности для детского восприятия: фортепианное сопровождение, художественные достоинства, выразительность.

5. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная, куплетная.

        Опираясь на опыт работы, пришли к выводу, что глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала полностью зависят от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на индивидуальных и групповых музыкальных занятиях с детьми в детском саду. Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них вокально-хоровых навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) старалась использовать в работе самые разнообразные приемы.

        В период разучивания песни используем методические приемы: проигрываем трудные мелодические обороты, пропевание их без музыкального сопровождения, прохлопываем сложные в ритмическом отношении места, одновременно помогаем детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни не пользуется аккомпанемент, проигрывается только мелодию или предлагают ее запомнить с голоса взрослого. А в дальнейшем чередуют игру мелодии без фортепианного сопровождения и с сопровождением.

        Важную роль в пении отводится работе над дыханием. Учим детей управлять им (вдох – начало пения, затем постепенный выдох), используя музыкальные дыхательные упражнения, музыкальные скороговорки и чистоговорки. Работая над чистотой интонации, используются методические приемы: пение в полголоса (тихое пение), пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди...), по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики-девочки», по сигналу, используя небольшие попевки, уделяем внимание движению мелодии. Задания мотивируют детей, они становятся более внимательными и точными в интонировании мелодии. Использование исполнения дуэтом, где один ребенок хорошо поет, дает слабослышащему ребенку подтянуть свой голос до хорошо поющего ребенка («помоги другу»), закрепляя навыки чистого интонирования. Закрепляя ритм, можно ладошками спеть песню, при этом слова проговариваем про себя, сначала все вместе, здесь сразу выясняется, кто не чувствует ритм, а потом по подгруппам или по двое и т.д. Полезны и такие приемы, как пение, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально («сценическая площадка»). В работе над ансамблевым пением применяем дирижерские жесты: сильный взмах – громкое звучание, слабый – тихое; показ рукой начало и конец фразы, жестом обозначаем задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни.

        Знакомые песни используют в самостоятельной деятельности, сюжетных играх, проявляя усвоенные певческие навыки. Пение постоянно сопровождает человека на протяжении всей жизни, а певческие способности проявляются рано – уже в дошкольном возрасте, способствуя воспитанникам понимать прекрасное, совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывая потребность к вокально-хоровому искусству. Результатом работы являются концертные выступления призеров и лауреатов муниципальных и региональных конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели

Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и пре...

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ

Ритмика является одним из средств эмоционального развития детей, где  ритмические упражнения имеют огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоцио...

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Образовательный проект Познавательное развитие «По улицам родного города» Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста посредством создания рукотворной книги

Идём мы по улицам своего города, читаем их названия и думаем:«Вероятно, нет ни одного города в мире, где не было бы именных улиц, то есть улиц, названных именами выдающихся людей,деятелей культуры, на...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Капитошки"(вокально - хоровая студия)

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень ве...