Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Капитошки"(вокально - хоровая студия)
материал
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка»
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ
ЦРР - детского сада
«Алёнушка»
_________О.Н. Бадулина
«__»________2018г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
детей дошкольного возраста
«Капитошки»
(вокально – хоровая студия)
Музыкальный руководитель:
Марина Павловна Михайлина
(высшая квалификационная категория).
пгт. Селенгинск
2018 г
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
Пояснительная записка
В соответствии с современно научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) и методических пособий:
- Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения;
- Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет;
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;
- Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей;
- Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать играя.
Но детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Основная идея методики игры на детских музыкальных инструментах – близость к детской жизни. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра принимает творческий, импровизационный характер. Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушк, с которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения наиболее существенных сторон личности.
Данная программа дополнена и переработана: содержание дополнительной образовательной программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей средой.
Цель программы:
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Задачи программы:
- Воспитывать интерес к вокальному искусству.
- Научить детей правильно и выразительно петь.
- Учить детей петь естественным голосом, без напряжения.
- Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
- Развивать умение различать звуки по высоте.
- Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.
- Научить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.
- Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.
- Учить выполнять движение под собственное пение, слушать музыку и менять движения в соответствии с музыкой.
- Формировать хоровое пение: петь, не отставая и не опережая друг друга, дружно, слаженно.
Принципы и подходы.
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Особая роль в программе уделяется песенной деятельности.
Приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций имеющего своё мнение и умеющего отстоять его.
Целевые ориентиры:
Дети владеют навыками пения: поют легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией, хором и без него, удерживая дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.
Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивают ритмический рисунок, движение мелодии, играют слаженно.
Эмоционально откликаются на музыкальное произведения, понимают их. У детей сформирован положительный настрой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
Основаны этические нормы на основе праздников.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Организация и проведения занятий кружка
Программа вокально - хорового кружка «Капитошки» рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 3 – 7 лет. Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 15– 30 минут соответственно возрасту детей.
Программа включает подразделы:
Восприятие музыка;
Развитие музыкального слуха и голоса;
Песенное творчество;
Певческая установка;
Певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально – выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его, покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Структура занятия
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально – дидактические игры.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни.
Особенности организации занятий
Все занятия строятся по «заповедям для взрослых». Кратко эти заповеди можно возвести в правила:
- тесно сотрудничай с ребенком во время работы;
- радуйтесь вместе с ребенком его успеху;
- никогда не подвергайте критики;
- доставляйте радость на занятии;
- чаще хвалите ребенка и ориентируйте его на успех;
- удивляйте ребенка каждым занятием;
- не давайте ребенку скучать, уставать на занятии;
- встань на позицию рядом с ребенком, пойми его, вовремя помоги ему, играй и дружи со своими детьми.
Учебно-тематический план работы хорового кружка
«Капитошки»
Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет
Вид деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Музыкальный репертуар | Кол-во занятий |
Распевание | Развивать диапазон детского голоса. | Упражнения на развитие слуха и голоса | «Воздушный шар» муз. М. Картушина, «Птенчик» М.картушина Здравствуйте! М.Ю.Картушина, «Сидит дед» М.Ю.Картушина |
31 |
Разучивание и исполнение песен | Учить чисто, интонировать мелодию в диапазоне ре – си. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. | «Осень» А. Филиппенко, «Киска» Г.Вихарева, «Мышка» М.Ю.Картушина, «Портниха» И.Пономарёва, «Котятки»Г. Вихаревой, «Поварята»Г. Вихарева |
31 |
Игра на музыкальных инструментах | Научить детей игре на музыкальных инструментах, уметь аккомпанировать себе в песнях, играх и танцах |
| «Весёлая кухня» Г. Вихарева, «Весёлые барабаны», «Музыканты» Г. Вихаревой, «Мишкин оркестр» М.Ю. Картушина |
31 |
Музыкально – дидактические игры | Развивать чувство метро – ритма, ритмический слух, развивать коммуникативные навыки, моторику рук Развивать фантазию, творчество в процессе создания игрового образа, поощрять неповторимость. | Сказка – игра «Музыкальный магазин» | «Весёлые ладошки у нашей куклы - крошки», «Музыкальные подарки для ёлочки», «Наш оркестр» |
31 |
Музыкально – ритмические упражнения | Научить детей петь в движении, двигаться по кругу без помощи взрослого. |
| Игра «Колобок» Т. Суворова, игра «Самолёты», игра в снежки, «Поезд» |
31 |
Перспективный план работы с детьми 4 – 5 лет
Вид деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Музыкальный репертуар | Кол-во занятий |
Распевание | Развивать диапазон детского голоса. | Упражнения на развитие слуха и голоса | «Кто как поет», «Песенка про смех», «Поезд», «Вежливые слова» «Здравствуйте!»,Вокальная игра «Пой со мной», упражнение «Сидит дед» М.Ю.Картушина |
31 |
Разучивание и исполнение песен | Учить чисто, интонировать мелодию в диапазоне ре – си. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. | «Ёжик» Горбина, «Советы Бабки Ёжки» Е. Поплянова, «Пусть попляшет язычок», «Барабулька» Е. Поплянова |
31 |
Игра на музыкальных инструментах | Учить узнавать музыкальные инструменты по звучанию. Уметь использовать музыкальные инструменты в танцах. | Разучиваем танцы с использованием музыкальных инструментов. | «Музыкальный зонтик», «Котята - поварята» Г. Вихаревой, Танец с музыкальными инструментами |
31 |
Музыкально – дидактические игры | Развитие звукового и тембрового слуха детей. Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти. | Беседы о музыкальных инструментах, просмотр презентаций. | «Раскрасим музыку», «Музыкальное окошко», «Музыкальный магазин» |
31 |
Музыкально – ритмические упражнения | Учить двигаться в соответствии с характером музыки. | Пение с движением, инсценирование песен. | «4 шага», игра «Сапожник», игра «Мухомор» |
31 |
Перспективный план работы с детьми 5 - 6 лет
Вид деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Музыкальный репертуар | Кол-во занятий |
Распевание | Расширять диапазон детского голоса. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | Система упражнений Т.Орловой. |
31 |
Разучивание и исполнение новых песен | Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. | «Почемучки» Л.Туркина, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С. Гаврилова, «Советы бабки ёжки»Е. Поплянова, «Пусть попляшет язычок», «Барабулька»Е. Поплянова, «Чудо 0- балалайка» З. Роот |
|
Музыкально – дидактические игры | Развивать детское творчество, креативные возможности ребёнка. | Мультфильм «Маша и медведь» серия «Репетиция оркестра» | «Музыкальная шкатулка», «Приглашение», «Музыкальные загадки», «Музыкальные зверята» |
31 |
Игра на детских музыкальных инструментах. | Тренировать чувство метро – ритма, ритмического слуха. | Беседы о музыкальных инструментах, показ фильмов и презентаций о музыкальных инструментах. | «Концерт» Т. Музыкантова, «Звонкие свистульки», «Танец с ложками» |
31 |
Музыкально – ритмические движения | Учит выполнять движение под собственное пение, слушать музыку и менять движение в соответствии с музыкой. | Разучивание слов. Мелодии по музыкальным фразам. Разучивание движений. | «Шёл козёл по лесу», «Земелюшка – чернозём» р.н.п., |
31 |
Перспективный план работы с детьми 6 - 7 лет
Вид деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Музыкальный репертуар | Кол-во занятий |
Распевание | Развивать диапазон детского голоса. | Упражнения на развитие слуха и голоса | Песенка – приветствие муз. М. Картушина, упражнение «Сидит дед», «Мышки и шишки» Т. Э. Тютюнникова, «Музыкальное эхо» муз. М. Андреевой |
31 |
Разучивание и исполнение песен | Учить чисто, интонировать мелодию в диапазоне ре – си. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. | «Фуршет» Слова Т. Э. Тютюнниковой, «Три синички» чешская мелодия, «Косички» муз. С. Козак, «Про жука» муз. О. Буйновской, «Скакалочки» муз. Г. Вихаревой. «Мишка и оса» муз. Т. Пшеничниковой, «Разноцветные желания» немецкая народная, песня, «Ярмарка» муз. Е.Гомоновой |
31 |
Музыкально – дидактические игры грамота | Продолжать учить детей играть на музыкальных инструментах. Правильно повторять ритмический рисунок. | Слушая музыку, определить какой музыкальный инструмент играет. | «Слушаем внимательно», «Определи инструмент», «Наш оркестр», «Нам игрушки принесли», «Колпачки». |
31 |
Игра на детских музыкальных инструментах | . Развивать чувство ритма, ритмический слух, учить детей играть на музыкальных инструментах. | Беседы о музыкальных инструментах, показ фильмов и презентаций о музыкальных инструментах. | «Любим мы играть в оркестре», «Весёлый дождик», «Ягодный компот», игра «Колёсико», «Громко заиграли» Бокач |
31 |
Музыкально – ритмические движения | Уметь выполнять движения под собственное пение, петь легко и непринужденно. Без крика. | Разучиваем слова и мелодию по музыкальным фразам, разучиваем движение. | «Как у деда Ермолая», игра «Сапожник», «На горе – то калина» р.н.п. |
31 |
Ресурсное обеспечение.
Нормативно-правовые:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
- Конвенции о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
- ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Национальная образовательная инициатива: Наша новая школа на период до 2020 года;
- Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";
Список средств реализации программы
Демонстрационный: Картины, игрушки, детские музыкальные инструменты.
Раздаточный материал: карточки, платочки, флажки, ленточки, султанчики, погремушки.
Визуальный: проектор, экран, видеофонограммы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы, презентации, слайды.
Аудийный: музыкальный центр; звуковые пособия, фонограммы.
Аудиовизуальный: видеофонограммы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы.
Естественные и искусственные
Реальные и виртуальные:
Средства, направленные на развитие деятельности детей
- Игровой (игры, игрушки);
- Коммуникативной (дидактический материал);
- Познавательно – исследовательской (макеты, карты, модели, картины);
- Музыкально – художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал.
Список литературы
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» – 2012.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
- Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
- Г.И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Ярославль Академия развития 2007.
- А.И. Буренина Коммуникативные танцы – игры для детей «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2004
- И.В. Бодраченко Игровые досуги для детей. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» Творческий Центр Сфера Москва 2009
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА – ФИ - ДАНС». Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб., « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 352 с., ил. 2007
- И. Новоскольцева, И. Каплунова «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей. Издательство «Композитор. Санкт – Петербург»2005
- Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» сто секретов музыки для детей. Игры звуками.
- Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушки»
- Т.Э. Тютюнникова «Звёздная дорожка»
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М., Издательство ''Прометей'', 1992г.
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство «Музыкальная палитра», 2008г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера, 2004г
- Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008г.
- Тарасова К. статья «К постановке детского певческого голоса»/ «Музыкальный руководитель» №1-2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-223449-1375387441.jpg)
Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"
Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-283477-1491629504.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.
Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-909642-1490618671.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»
Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-1211694-1580106833.jpg)
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Вокальная студия»
Рабочая программа музыкального руководителя для дополнительной платной услуги в ДОУ "Вокальная студия" для детей от 4-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-1063905-1590121766.jpg)
Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/25/picture-1330984-1619341247.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/25/picture-1330984-1619341247.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)
Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...