Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Вокальная студия»
рабочая программа по музыке

Гранкова Александра Юрьевна

Рабочая программа музыкального руководителя для дополнительной платной услуги в ДОУ "Вокальная студия" для детей от 4-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vokalnoy_studii_miks_-_242.doc272 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принято                                                                                 Утверждено

На педагогическом                                                                                            И.о.заведующегоМАДОУ

совете МАДОУ                                                                                              «Детский сад №242»

«Детский сад №242»                                                                                       _____М.Н.Генрих

Протокол № _____                                                                                              

«___»_________20__г.                                                                                          «__»__________20__г.

Программа дополнительного образования

детей дошкольного возраста

«Вокальная студия»

Развитие творческих способностей

(Возраст обучающихся: 4 - 7 лет

Срок реализации  1 год)

                                                                                                                                 Разработала:    

                                                                                                           Музыкальный руководитель

                                                                                                           МАДОУ «Детский сад №267»

                                                                                                           Гранкова Александра Юрьевна

Барнаул 2019

Содержание

Содержание……………………………………………………………2

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3
  2. Особенности слуха и голоса детей……………………………………6
  3. Структура занятий…………………………………………………….10
  4. Календарно - тематическое планирование…………………………..29
  5. Диагностика певческих навыков ребенка ……….………………………..37
  6. Перечень программно-методического обеспечения………………..38

Список литературы……………………………………………………39

Приложение ……………………………………………………………40


  1. Пояснительная записка

Программа «Вокальная студия» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

    Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор -  Э.П.Костина). Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  4. Развитие умений различать звуки по высоте;
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.  

      Планируемый результат:

  1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
  2.  Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
  3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения  на музыкальных инструментах и к пению.
  4. Основаны этические нормы на основе праздников.

        Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности,  методом наблюдения, способом прослушивания.  

        Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
  • Принцип деятельностного подхода;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип системности;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип гуманизации;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;

Организация и проведение занятий

        Программа вокального кружка «Вокальная студия» предназначена для детей  4 – 7  лет. Занятия проводятся с октября по май,  два раза в неделю.

   Продолжительность занятия 25 минут.

Программа рассчитана на усвоение материала в количестве 61 часов.


  1. Особенности слуха и голоса детей

Возраст 4-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возраст 6-7лет.

      У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

          В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

        Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть

- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни




  1. Структура занятий      

Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

 Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе  и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни а капелла.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

  1. «Говорил попугай попугаю».
  2. «Тигры».
  3. «Вёз корабль карамель».
  4. «Кит-рыба».

1. «Котенок и бабочка»

2. «Птичка и Лиса»

3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой

«Звонкие голоса» муз. и сл. К.Костина,

р.н.п. «Ходила младешенька»

                                                                                                                         

            Количество занятий – 9

Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения:

1. «В гости».

 2. «Здравствуйте».

М. Картушина.

                     

Упражнения:

  1. «Обезьянки».
  2. «Весёлый язычок».

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

  1. Няня мылом мыла Милу…»
  2. «Сорок сорок ели сырок…»
  3. Знакомый материал.

  1. «Фокус-покус».
  2.  «Чудо-лесенка».
  3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

«Звонкие голоса» русский текст О. Петерсон, муз. Р. Паулса,

«Лягушачий джаз» Г.Струве.

                                                                                                                                      Количество занятий - 7

Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5 Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

 Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

 «По волнам», «Качели», «По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Храбрый портняжка»,

«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,

«Гроза»

Знакомый репертуар.

 

«Бим Бом» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

«Мы вместе» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

                                                                                                                                       Количество занятий – 9

Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4. Скороговорки.

    Стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала

 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу»  (А – у).

«Крик чайки»  (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.

1. «Волк и красная шапочка»

2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой

 

«Белый кот»,

«Бабушка моя»

Повторение знакомых песен

                                                                                                                                 

   Количество занятий – 6

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У -  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

1. «Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

1. «Бим Бом»

2. «Лягушачий джаз»

3. «Белый кот»

4. «Бабушка моя»

                                                                                                                                    Количество занятий – 7

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой  Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Упражнение:  «В гости».

«Здравствуйте».

Картушина.

                                                Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

1. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

«Сапожник»

«Танцуй со мной» М. Пляцковский

                                                                                                                                             Количество занятий - 8

Апрель

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Я хороший»,

«Да и нет»

В.Н.Петрушина.

1. «Стрекоза и рыбка»

2. «Кот и петух» А.Евтодьевой

1. укр.н.п «Веснянка»

2. «Что  такое семья?» Е.Гомоновой

                                                                                                                                     Количество занятий - 9

Май

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Закреплять работу по развитию  певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость..  Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.

Совершенствовать вокальные навыки:

  1. Петь естественным звуком без напряжения;
  2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
  3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;
  4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
  5. Самостоятельно попадать в тонику;
  6. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

1.«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2.«Здравствуйте» Картушина.

«Прогулка» М. Лазарев.

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

«Только смеяться»,

«Я хороший»,

Знакомый репертуар.

1. «Скакалка»

2. «Мир ребенка»

                                                                                                                               

     Количество занятий – 6


  1. Календарно - тематическое планирование     

Группа 1,2

Октябрь

Тема занятия

Дата

    1

Вводное занятие. Знакомство с упражнением «В гости», «Здравствуйте»

2

Разные интонации (удивление, повествование, вопрос, восклицание), «Обезьянки», «Веселый язычок»

3

Разные темпы (пение с ускорением и замедлением, не повышая голоса), Няня мылом мы-ла Милу…», «Сорок сорок ели сырок…»

4

Закрепление разных темпов (пение с ускорением и замедлением, не повышая голоса), Няня мылом мы-ла Милу…», «Сорок сорок ели сырок…»

5

Упражнение «Чудо-Лесенка»

6

Пение на одном звуке.

Знакомство с песней «Звонкие голоса».

7

Разучивание песни «Звонкие голоса».

8

Работа над песней «Звонкие голоса».

9

Проучивание песни «Звонкие голоса».

Количество занятий - 9

Ноябрь

Тема занятия

Дата

    1

Проучивание песни «Звонкие голоса».

2

Проучивание песени «Звонкие голоса».

3

Знакомство с песней «Лягушачий джаз» А.Евтодьевой

Повторение и закрепление песни «Звонкие голоса»

4

Проучивание песни «Лягушачий джаз»

Повторение и закрепление песни «Звонкие голоса»

5

Проучивание песни «Лягушачий джаз»

Проучивание движений в песне «Звонкие голоса»

6

Проучивание песни «Лягушачий джаз»

Проучивание движений в песне «Звонкие голоса»

7

Отработка ньюансов, разучивание и закрепление движений в песнях: «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз»

Количество занятий - 7

Декабрь

Тема занятия

Дата

    1

Читаем движение рук. «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз»

2

Что такое образ? Знакомство с песней «Бим Бом» русский текст О. Петерсон, муз. Р. Паулса.

3

Развитие мимики, эмоциональной отзывчивости. Разучивание песни «Бим Бом», закрепление песен: «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз». Знакомство с песней «Мы вместе» Г.Струве

4

Что такое характер пения? Закрепеление песен. Проучивание «Мы вместе» Г.Струве.

5

Поем грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Проучивание упражнений: «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

6

Перенос согласных. Отрабатывание ньюансов в песнях: «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз», «Мы вместе», «Бим Бом».

7

Тянем звук как ниточку. Упражнения «По волнам», «Качели», «По кочкам».

8

Пение  под минусовую фонограмму.

Проучивание движений в песнях: «Мы вместе», «Бим Бом».

9

Пение  под минусовую фонограмму.

Проучивание движений в песнях: «Бим Бом», «Мы вместе».

Количество занятий - 9

Январь

Тема занятия

Дата

    1

Читаем движение рук. Мини-концерт, пропевание выученных песен «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз», ««Бим Бом», «Мы вместе».

2

Сценический  образ. Знакомство с песней «Белый кот» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

3

Развитие мимики, эмоциональной отзывчивости. Разучивание песни «Белый кот».

4

Работа над характер пения. Закрепеление, проучивание песен. Знакомство с песней «Бабушка моя» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

5

Закрепление песен «Белый кот», «Бабушка моя» Пение  под минусовую фонограмму.

6

Отчетный концерт

Количество занятий - 6

Февраль

Тема занятия

Дата

    1

Читаем движение рук. Мини-концерт, пропевание выученных песен «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз», «Мы вместе», «Бим Бом».

2

Сценический  образ. Знакомство с песней «Белый кот»  сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

3

Развитие мимики, эмоциональной отзывчивости. Разучивание песни «Белый кот»

4

Работа над характер пения. Закрепеление, проучивание песен. Знакомство с песней «Бабушка моя» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

5

Учимся петь с микрафоном. Пение песен: «Белый кот», «Бабушка моя»

6

Закрепление песен «Белый кот», «Бабушка моя». Пение  под минусовую фонограмму.

7

Мини-концерт. Пение изученных песен.

Количество занятий - 7

Март

Тема занятия

Дата

    1

Работа с микрофоном. Знакомство с песней «Сапожник» Картушина.

2

Сценический  образ. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь».

Разучивание песни песней «Сапожник» Картушина.

3

Развитие мимики, эмоциональной отзывчивости. Упражнения:  «Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу»  (А – у).

«Крик чайки»  (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

4

Работа над характером пения. Продолжение проучивания песени песней «Сапожник» Картушина.. Знакомство с песней «Танцуй со мной»

5

Что такое микрафон. Пение песен: песней «Сапожник» Картушина, «Танцуй со мной».

6

Отрабатывание ньюансов в песнях: «Танцуй со мной» Картушина, песней «Сапожник»

7

Закрепление песен песней «Сапожник» Картушина, «Танцуй со мной». Пение  под минусовую фонограмму.

8

Мини-концерт. Пение изученных песен.

Количество занятий - 8

Апрель

Тема занятия

Дата

    1

Освоение пространства. Глиссандо снизу вверх и сверху вниз. Разучивание упражнения «Самолёт летит» М. Картушиной. Знакомство с песнями «Маленькие мышки» «Ди-ги, ди-ги дай»

2

Глубокое дыхание. Разучивание песен: «Маленькие мышки, «Ди-ги, ди-ги дай»

3

Динамические оттенки. Проучивание песен: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай». Знакомство с песнями: «День за днем» Дунаевский,  «Любимый папа» сл. Ю. Энтина

муз. Д. Тухманова

4

Работа над характером пения. Продолжение проучивания песен: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «День за днем» Дунаевский,  «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова.

5

Что такое шнуровой микрафон. Пение песен: «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай», ««Маленькие мышки» Дунаевский,  «Любимый папа» сл. Ю. Энтина муз. Д. Тухманова

6

Отрабатывание ньюансов в песнях: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «День за днем» Дунаевский,  «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова

7

Закрепление песен: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «День за днем» Дунаевский,  «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова. Пение  под минусовую фонограмму.

8

Закрепление песен: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «День за днем» Дунаевский,  «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова. Пение  под минусовую фонограмму.

9

Пение под минусовую фонограмму всех песен

Количество занятий - 9

Май

Тема занятия

Дата

    1

Знакомство с песнями: «Скакалка» Л.Олифировой, «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

2

Разучивание песен: «Скакалка» Л.Олифировой, «Мир ребенка» И.Рыбкиной

3

Проучивание песен: «Скакалка» Л.Олифировой, «Мир ребенка» И.Рыбкиной

4

Работа над характером пения. Повтор пройденного материала: «Лягушачий джаз», «Маленькие мышки», «Бим бом», «Бабушка моя», «День за днем», «Сапожник», «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «Мы вместе»,  «Любимый папа»,. «Скакалка», «Мир ребенка».

5

Закрепление песен пройденных песен .Отработка ньюансов.

6

Сводная репетиция

Количество занятий - 6


  1. Диагностика певческих навыков ребенка

Ф.И.О  _____________________________________№ группы_____Год________Месяц_________

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

0

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых

песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно


  1. Перечень программно-методического обеспечения

  1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  2. Комплекс дыхательной гимнастики Стрельникова – при работе над песней.
  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Программы, сценарии концертов.
  6. Сборники песен, попевок.
  7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  8. Ноутбук - презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.


Список литературы

1.  Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  4.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  9.  Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  10.  Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
  11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.

     М. Просвещение, 1984г.

  1.  Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
  2. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
  3.  Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.  

Приложение

Поурочное планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.

Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Капитошки"(вокально - хоровая студия)

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень ве...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...