"Методика обучения продуктивной деятельности в ДОУ - Аппликация"
консультация по аппликации, лепке по теме

Иващенко Надежда Михайловна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

Тема: «Методика обучения продуктивной деятельности в ДОЙ – аппликация»

Выполнил:

Воспитатель: Иващенко Н.М.

Имеющаяся квалификационная категория: без категории

                                                                                                      Стаж работы: 6 л

г. Туймазы – 2017

Возрастная

группа

Прохождение программы

Методы и приемы обучения

 Младшая

группа

- занятия проводят 1 раз в 2 недели;

- рекомендуется начинать знакомство с круга и квадрата;

- цвета используют более контрасные:красный-зеленый, желтый-синий;

- вначале дети используют одинаковые фигуры, а затем разные по цвету, форме и величине;

- обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2-3 частей, постепенно подводя к сложным;

- предметная аппликация вначале носит простой характер, затем темы усложняются;

- несложные декоративные аппликации выполняются на полосе, четырехугольнике, круге, которые детям представляются как предметы, требующие украшения;

- иногда можно проводить коллективные работы, особенно в летнее время.

Информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный методы упражнения в различении формы, цвета и предмета.

- особую роль отводят процессу обследования предмета,

- иногда используются образцы;

- процесс выкладывания;

- процесс наклеивания;

- в этом возрасте педагог не забывает и об игровых приемах.

Рассматривание работ.

Средняя группа

- занятия проводят 1раз в 2 недели;

- техникой работы ножницами;

- в начале важно обучать  резать по прямой линии узкие, а затем более широкие полосы бумаги, получая ровный разрез;

- далее детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали;

- вырезывание округлых форм: кругов и овалов;

- сюжетные композиции;

- на занятиях дети работают коллективно;

- выполнять аппликации по своему желанию.

Один из ведущих методов на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.

- дети сами рассказывают о предмете, его качествах и способах изображения;

- составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения;

- приемов вырезывания;

- прием разрезания бумаги;

- прием продвижения ножниц вперед;

- прием вырезвания округлых форм;

- в ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе;

- иногда используют прием сначала «нарисовать» пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами;

- возрастает роль слова воспитателя.

Рассматривание работ.

Старшая группа

- проводят одно занятие в неделю;

- в начале учебного года необходимо закреплять умение вырезать округлые формы;

- дети должны овладеть рациональным приемом получения большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой;

- обучение приемам вырезывания симметричных форм;

- основное содержание детских работ — предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования;

- дети используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые;

- помимо предметной и декоративной аппликации, необходимо предлагать сюжетную и пейзажную;

- дети выполняют различные работы по замыслу;

- дети могут выполнять коллективные работы разнообразного содержания.

- обследование предметов;

- на занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов;

- нужно больше внимания обращать на сравнение признаков и качеств предметов;

- к использованию образцов прибегают в отдельных случаях;

- учить замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции;

-  демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует, за исключение введение нового приема вырезывания;

- вводится вырезывание одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой;

- прием парного вырезывания;

- вырезывание симметричных форм;

- методом обрывания бумаги;

- воспитатель должен чаще задавать им вопросы;

- нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги;

- словесные методы обучения;

Рассматривание работ.

Подготови-

тельная

группа

- занятия проводят один раз в 2 недели;

- в начале учебного года необходимо повторить и закрепить приемы вырезывания;

- затем дети должны освоить прием силуэтного вырезывания;

- дети учатся передавать несложное движение, находить удачную позу;

- используя прием вырезывания по частям, дети могут изображать машины, самолеты;

- для закрепления приемов вырезывания симметричных форм детям предлагаются различные темы;

- для украшения некоторых предметных изображений мелкими фигурами и для дополнения деталями дети должны использовать прием вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой;

- на занятиях детям предлагается больше аппликаций сюжетного и пейзажного содержания;

- с интересом дети делают силуэты к различным сказкам для игры в теневой театр;

- работу на занятиях ребята выполняют как индивидуально, так и коллективно;

- декоративная аппликация приобретает в этой группе более прикладной характер.

- если необходимо, используется рассматривание предметов;

- особое внимание должно обращаться на контурную линию предметов;

- показ приемов вырезывания в основном должен быть частичным;

- прием силуэтного вырезывания;

- прием вырезывания по частям;

- слово на занятиях играет ведущую роль;

 - в случае необходимости можно использовать словесные напоминания, указания, советы;

- дети больше работают самостоятельно;

- развивать взаимопомощь детей на занятиях;

- в индивидуальной работе использовать советы, высказывать пожелания, задавать косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность ребенка;

- при выполнении коллективных аппликаций необходимо четче организовать взаимопомощь детей.
Рассматривание работ.

2 младшая группа

Занятия аппликацией начинаются со второй младшей группы. Учитывая особенности детей данного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все формы и силуэты они получают в готовом виде.

Прохождение программы:

- занятия аппликацией проводят один раз в 2 недели;

- знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требуют от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как круг не клади, он все равно ляжет правильно;

- для усвоения цветов бумаги предлагают более контрастные: красный-зеленый, желтый-синий;

- прежде чем выполнить элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, дети вначале используют одинаковые фигуры, а затем разные по цвету, форме и величине;

- обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2-3 частей, постепенно подводя к сложным;

- предметная аппликация вначале носит простой характер, затем темы усложняются;

- несложные декоративные аппликации выполняются на полосе, четырехугольнике, круге, которые детям представляются как предметы, требующие украшения;

- для закрепления материала рекомендуют несложные сюжеты из готовых фигур и силуэтов. Дети, выполняя задание из готовых фигур, лучше усваивает пространственные понятия. Начинают чувствовать выразительность своих работ;

- иногда можно проводить коллективные работы, особенно в летнее время.        

Методы и приемы обучения

При определении методов обучения следует выделять два основных направления работы воспитателя: подготовка к предстоящему занятию и обучение на занятии.

Применяют два метода:

Информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный методы упражнения в различении формы, цвета и предмета.

- особую роль воспитатель отводит процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны при аппликационном изображении;

- на занятии организуется непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, чвет, уточняют строение;

- иногда используются образцы, чаще всего в декоративной аппликации;

- важный момент в обучении на занятии – показ способов выкладывания и наклеивания;

- процесс выкладывания педагог демонстрирует на фланелеграфе, мольберте или доске, чтобы всем было видно хорошо;

- процесс наклеивания – это несколько последовательных этапов, которые дети должны освоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея; каждый элемент класть на клеенку вверх не цветной стороной; хорошо смазывать клеем всю поверхность, класть кисть на подставку; осторожно перевернув смазанный элемент, прикреплять его на определенное место клеем вниз, прикрыв сверху салфеткой; прижимать ладонью, промокнув лишний клей;

- на последующих занятиях вместо воспитателя показ приемов наклеивания может демонстрировать ребенок, это повышает интерес к работе

- в этом возрасте педагог не забывает и об игровых приемах.

- используют различные формы индивидуального обучения

Рассматривание работ:

- детские работы обязательно выставляют для обозрения;

- во время анализа педагог старается вызвать у детей положительные эмоции: хвалит всех, предлагает полюбоваться аппликациями;

- во второй половине года следует обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их;

- постепенно воспитатель привлекает к анализу работ самих детей, ставя вопросы так, чтобы в ответах звучало понимание.

Средняя группа

У детей пятого года жизни значительно обогатился запас впечатлений, знаний и умений. Мышцы рук окрепли, движения стали более уверенные, произвольные, и появился более целенаправленный контроль за действиями. Все это позволяет качественно изменить характер занятий по аппликации.

Прохождение программы:

- занятия аппликацией проводят один раз в 2 недели;

- основное внимание направляется на постепенное овладение детьми техникой работы ножницами, чтобы суметь изобразить задуманное;

- детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликациям, соблюдая принцип постепенного усложнения – от простых изображений к более сложным с большим количеством деталей и более разнообразной формой;

- в начале учебного года детей важно обучать умению резать по прямой линии узкие, а затем более широкие полосы бумаги, получая ровный разрез;

- на последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок);

- наиболее трудный прием для детей – вырезывание округлых форм: кругов и овалов;

- в течении года детям иногда предлагают несложные сюжетные композиции;

- на занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно;

- в этом возрасте детям предоставляют возможность выполнять аппликации по своему желанию.        

Методы и приемы обучения:

Главное внимание уделяют уточнению представлений о предмете с помощью обследований по контуру, различных дид.игр и т.п.

Один из ведущих методов на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.

- воспитатель активизирует детей, дает возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения;

- составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей — маленькую);

- в средней группе впервые вводится вырезывание, поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используется показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод).

- на первых занятиях воспитатель показывает, как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед.

- демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель показывает: сначала раскрывают лезвия, затем левой рукой вкладывают узкую полоску бумаги, нажимают на кольца – получается полосочка;

- чтобы получить широкую полоску педагог показывает прием продвижения ножниц вперед: нужно развести лезвия, продвинуть их по бумаге - ножницы «шагают»;

- в процессе обучения детей приемам вырезывания округлых форм внимание направляется на то, что у квадрата срезают самый уголок (чтобы он отпал) он для детей самый трудный;

- все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям;

- в ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагог предлагает взять детям ножницы и сделать несколько движений в воздухе: раскрыть, закрыть;

Иногда полезен прием сначала «нарисовать» пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницы;

- возрастает роль слова воспитателя, который, опираясь на знания детей, их умения и навыки, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям.

Рассматривание работ:

- анализировать детские работы нужно при самом активном участии детей;

- воспитатель должен ставить вопросы детям так, чтобы они могли назвать причины неудач, плохое качества, ошибки.

Старшая группа

У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и др. качествах предмета. Рука ребенка теперь более крепка и сильна, движения более уверенны и четки.

Прохождение программы:

- занятия аппликацией увеличиваются: по одному занятию в неделю;

- в начале учебного года необходимо закреплять умение вырезать округлые формы, поскольку этот навык в средней группе освоен еще недостаточно;

- затем на основе умения вырезывать разные предметы по частям дети должны овладеть рациональным приемом получения большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой;

- наиболее сложным является обучение приемам вырезывания симметричных форм, так как детям трудно представить конечный результат, вырезая лишь половину контура;

- основное содержание детских работ — предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования;

- передавая изображение того или иного предмета в аппликации, дети используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые;

- широко используется прием парного вырезывания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов;

- помимо предметной и декоративной аппликации, необходимо предлагать сюжетную и пейзажную;

- дети выполняют различные работы по замыслу;

- на занятиях и в повседневной жизни дети могут выполнять коллективные работы разнообразного содержания.        

Методы и приемы обучения:

- как и прежде, нужно уделять большое внимание в повседневной жизни обследованию предметов, которые предстоит изобразить, рассматриванию иллюстративного материала, наблюдениям окружающего;

- на занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов;

- нужно больше внимания обращать на сравнение признаков и качеств предметов, учить детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжать совершенствовать формообразующие движения;

- к использованию образцов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы;

- рассматривая с детьми произведения декоративно-прикладного искусства, необходимо учить замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции;

-  демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует;

- в тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем;

- вводится вырезывание одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой (воспитатель показывает, как сложить бумагу, как вырезать какую -либо форму, как получается сразу несколько одинаковых изображений).

- труднее всего дети усваивают вырезывание симметричных форм, так как им сложно представить конечный результат (в некоторых случаях требуется «прорисовка» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенной пополам);

- вводится способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги (воспитатель подчеркивает: аппликация проводится без ножниц, одними лишь пальцами рук);

- воспитатель использует словесные методы обучения, помимо вопросов, указаний и напоминаний воспитатель направляет творческую активность детей;

- нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, а для этого не ограничивать ее цвета при подготовке материалов;

- воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует индивидуальные творческие возможности.

Рассматривание работ:

- анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей;

- как и прежде, нужно обращать внимание детей на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой;

- нужно учить детей критически оценивать свою аппликацию, сравнивать ее с другими;

Подготовительная группа

Отличительная особенность детей седьмого года жизни: они способны замечать характерные признаки в предметах и явлениях окружающего. Детей отличает наблюдательность, умение сравнивать и сознательно запоминать главное. В процессе различной деятельности развиваются более тонкие движения рук, пальцев. Это позволяет им вырезывать и наклеивать мелкие детали.

Прохождение программы:

- занятия аппликацией проводят один раз в 2 недели;

- в начале учебного года необходимо повторить и закрепить приемы вырезывания, которыми дети овладели в старшей группе;

- затем дети должны освоить новый более сложный прием силуэтного вырезывания;

- выполняя аппликации предметного содержания, дети учатся передавать несложное движение, находить удачную позу;

- используя прием вырезывания по частям, дети могут изображать машины, самолеты;

- для закрепления приемов вырезывания симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, детям предлагаются различные темы;

- в предметной аппликации может быть использован прием силуэтного вырезывания;

- для украшения некоторых предметных изображений мелкими фигурами и для дополнения деталями дети должны использовать прием вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой;

- на занятиях в этой возрастной группе детям предлагается больше аппликаций сюжетного и пейзажного содержания;

- с интересом дети делают силуэты к различным сказкам для игры в теневой театр;

- работу на занятиях и в повседневной жизни ребята выполняют как индивидуально, так и коллективно;

- декоративная аппликация приобретает в этой группе более прикладной характер.

Методы и приемы обучения:

- на занятиях, там, где это необходимо, используется рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, изделий народного аппликационного искусства;

- особое внимание должно обращаться на контурную линию предметов: предлагается проследить контурную линию справа на лево, т.к. в этом направлении легче вырезывать (это особенно важно в силуэтном вырезывании);

- показ приемов вырезывания в основном должен быть частичным, хорошо знакомые приемы могут напомнить сами дети;

- в силуэтном вырезывании воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движения ножниц;

- слово на занятиях в подготовительной группе играет ведущую роль;

 - в случае необходимости можно использовать словесные напоминания, указания, советы;

- особенно широко можно использовать советы в сюжетной, пейзажной аппликации и в аппликации по замыслу;

- индивидуальная работа в подготовительной группе носит несколько иной характер, чем в предыдущих группах. По технике вырезывания дети меньше нуждаются в опеке педагога, поэтому все внимание воспитателя направлено на развитие творчества, на достижение выразительности в работе, на развитие самостоятельности;

- целесообразно развивать взаимопомощь детей на занятиях

- в индивидуальной работе воспитатель вместо прямых указаний должен чаще использовать советы, высказывать пожелания, задавать косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность ребенка;

- при выполнении коллективных аппликаций необходимо четче организовать взаимопомощь детей, найти советы и пожелания для каждой творческой группы детей, стимулировать их самостоятельность, поощрять индивидуальность.

Рассматривание работ:

- в процессе рассматривания и анализа аппликаций нужно учить детей замечать образное, характерное, выразительное;

- необходимо учить их самостоятельно находить ошибки и объяснять их причины;

- следует развивать у детей способность к эстетической оценке, обращая внимание на удачное цветовое решение, на красоту линий разреза, на общее качество работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие продуктивной деятельности дошкольников посредством аппликации из сыпучих материалов

Аппликация из сыпучих материалов не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его ...

Презентация "Использование инновационных методик в продуктивной деятельности с применением конструктора "Кукуруктор"

"Кукуруктор" - развивющая игрушка-конструктор нового поколения из натурального материала! "Кукуруктор", безопасен, так как произведен из кукурузной муки с добавлением пищевых красителей....

презентация "Использование инновационных методик в продуктивной деятельности с применением конструктора КУКУРУКТОР"

Презентация по использованию коструктора КУКУРУКТОР в работе с детьми дошкольного возраста.Работа была представлена на городском фестивале методического мастерства....

Мастер-класс для родителей "Методика обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации".

Актуальность методических рекомендаций по аппликации определяется тем, что только при правильном проведении занятий по аппликации в процессе обучения детей через использование различных...

«Методика обучения продуктивной деятельности в ДОУ – аппликация»

Консультация для воспитателейТема: «Методика обучения продуктивной деятельности в ДОУ – аппликация»...

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста».

повышение компетенции педагогов по использованию арт-методик в продуктивной деятельности детей раннего возраста, в соответствии с образовательной программой «Теремок» под ред. И.А.Лыковой....