«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».
консультация (старшая группа) на тему

Романова Эльвира Наилевна

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по нравственно - патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

         В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и другие. Также мы использовали литературу:  «Белгородоведение  для детей дошкольных образовательных организаций» (Методические рекомендации) Епанчинцева Н.Д.; « ПРИМЕРНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой; ФГОС ДО     

 Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Рассмотрим традиционную форму проекта - педагогический проект.

Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество:

- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому целесообразно проводить такие проекты, как «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.

Цель: патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи.

Образовательные:

- сформировать представления детей о Российской армии;

- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Развивающие:

- вызывать желание больше узнать  о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);

- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;

- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.

- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

-совместная деятельность с детьми;

-взаимодействие с родителями, социумом.

Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия); экспонаты мини- музея.

Формы и методы проекта.

Проект осуществляется в несколько этапов:

организационно-подготовительный,

основной (этап непосредственной реализации),

итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно - подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты ООД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации. С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.

Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.

Заключительный этап: Подведение итогов проводится в виде тематического праздника. 

Нашу  работу по нравственно-патриотическому воспитанию строим с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Стараемся, чтобы каждый день ребенка был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями. Ведь с воспитания привязанности к родной семье, к  детскому саду начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Нами составлен план работы по нравственно-патриотическому  воспитанию, разработанный на  основе современных  требований федерального государственного образовательного стандарта, способствующий формированию исторического и патриотического сознания детей, учитывающие интересы детей, самостоятельную активность воспитанников. Работа с детьми ведется систематически и последовательно. В нем отражены такие мероприятия как: «Моя семья», «Моя страна», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Законы, по которым мы живем», «Российские праздники», «Москва – столица нашей Родины», «Белгородчина – мой край родной», «Мой город родной» и др.

Для работы по нравственно-патриотическому воспитанию могут быть составлены и реализованы следующие проекты: «Наш любимый детский сад» «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «9 мая», «Родной свой край люби и знай», «Россия – Родина моя», «Зимняя олимпиада», « Широкая Масленица». Мы организуем работу по данному направлению с детьми через игровую, театрализованную, совместную и организованную образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

Также широко используем педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.

Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, которые помогли организовать  предметно – развивающую среду патриотической направленности, где дети могут в условиях свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Предметную среду в группе необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.  Нами создана коллекция, в которую входят материалы по символике России, национальностях, широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, Белгородской области, картины с изображением родных пейзажей, героях Великой Отечественной войны, городах-героях, растения родного края, животные России, глобус, карта России  и др.

Мы также осуществляем консультативную поддержку родителям, разрабатываем и доводим до их сведения практические рекомендации и консультации «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу», «Отец, как воспитатель», «Счастье – это когда тебя понимают». По работе с родителями стараемся учитывать их, интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как: анкетирование, тематические беседы, родительские собрания «Чтобы ребенок рос воспитанным», «Не обманывайте детей», что способствует установлению доверительных отношений с родителями. Кроме того, каждой осенью в группе проходит выставки «Дары осени», зимой «Защитники Отечества», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц, «День космонавтики», «9 мая». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой».

Проектная деятельность по формированию патриотизма реализуется в продуктивной деятельности: лепке, декоративном рисовании, тематическом рисовании «Пейзажи родного края», «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», «Любимые места города», конструировании «Город будущего», «Моя малая Родина», коллективная работа «Панорама города».

При ознакомлении с родным краем дети на занятиях получали сведения о родном городе, об истории его возникновения, о трудовой деятельности людей, знаменитых земляках, о достопримечательностях. Воспитывая у детей любовь к своему народу, ко Дню освобождения города от фашистских захватчиков был проведен конкурс чтецов.

Для познавательного развития детей старшего возраста мы  разработали и осуществили проект. «Мой город родной»

Тип  проекта:  долгосрочный.

 Сроки проведения: 6 месяцев.
Участники проекта: все педагоги, дети подготовительной группы, родители.

Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа. 

Основные задачи:

        Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного города.

         Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.

         Углубление знаний детей о профессии металлурга, главным предприятием города – ОЭМК.

        Знакомство детей с культурным наследием Старого Оскола.

Воспитание чувства гордости за своих земляков, защищавших родной город во время ВОВ

         Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Таким образом, использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволил сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

 

 

 

 

Список литературы

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММA ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.

• ФГОС ДО

•  «Белгородоведение  для детей дошкольных образовательных организаций» (Методические рекомендации) Епанчинцева Н.Д.,2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx26.38 КБ
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность». 

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по нравственно - патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

         В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и другие. Также мы использовали литературу:  «Белгородоведение  для детей дошкольных образовательных организаций» (Методические рекомендации) Епанчинцева Н.Д.; « ПРИМЕРНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой; ФГОС ДО     

 Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ. 

Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Рассмотрим традиционную форму проекта - педагогический проект.

Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество:

- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому целесообразно проводить такие проекты, как «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.

Цель: патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи.

Образовательные:

- сформировать представления детей о Российской армии;

- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Развивающие:

- вызывать желание больше узнать  о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);

- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;

- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.

- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

-совместная деятельность с детьми;

-взаимодействие с родителями, социумом.

Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия); экспонаты мини- музея.

Формы и методы проекта. 

Проект осуществляется в несколько этапов:

организационно-подготовительный,

основной (этап непосредственной реализации),

итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно - подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты ООД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации. С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.

Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.

Заключительный этап: Подведение итогов проводится в виде тематического праздника. 

Нашу  работу по нравственно-патриотическому воспитанию строим с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Стараемся, чтобы каждый день ребенка был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями. Ведь с воспитания привязанности к родной семье, к  детскому саду начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Нами составлен план работы по нравственно-патриотическому  воспитанию, разработанный на  основе современных  требований федерального государственного образовательного стандарта, способствующий формированию исторического и патриотического сознания детей, учитывающие интересы детей, самостоятельную активность воспитанников. Работа с детьми ведется систематически и последовательно. В нем отражены такие мероприятия как: «Моя семья», «Моя страна», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Законы, по которым мы живем», «Российские праздники», «Москва – столица нашей Родины», «Белгородчина – мой край родной», «Мой город родной» и др.

Для работы по нравственно-патриотическому воспитанию могут быть составлены и реализованы следующие проекты: «Наш любимый детский сад» «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «9 мая», «Родной свой край люби и знай», «Россия – Родина моя», «Зимняя олимпиада», « Широкая Масленица». Мы организуем работу по данному направлению с детьми через игровую, театрализованную, совместную и организованную образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

Также широко используем педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.

Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, которые помогли организовать  предметно – развивающую среду патриотической направленности, где дети могут в условиях свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Предметную среду в группе необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.  Нами создана коллекция, в которую входят материалы по символике России, национальностях, широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, Белгородской области, картины с изображением родных пейзажей, героях Великой Отечественной войны, городах-героях, растения родного края, животные России, глобус, карта России  и др.

Мы также осуществляем консультативную поддержку родителям, разрабатываем и доводим до их сведения практические рекомендации и консультации «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу», «Отец, как воспитатель», «Счастье – это когда тебя понимают». По работе с родителями стараемся учитывать их, интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как: анкетирование, тематические беседы, родительские собрания «Чтобы ребенок рос воспитанным», «Не обманывайте детей», что способствует установлению доверительных отношений с родителями. Кроме того, каждой осенью в группе проходит выставки «Дары осени», зимой «Защитники Отечества», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц, «День космонавтики», «9 мая». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой».

Проектная деятельность по формированию патриотизма реализуется в продуктивной деятельности: лепке, декоративном рисовании, тематическом рисовании «Пейзажи родного края», «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», «Любимые места города», конструировании «Город будущего», «Моя малая Родина», коллективная работа «Панорама города».

При ознакомлении с родным краем дети на занятиях получали сведения о родном городе, об истории его возникновения, о трудовой деятельности людей, знаменитых земляках, о достопримечательностях. Воспитывая у детей любовь к своему народу, ко Дню освобождения города от фашистских захватчиков был проведен конкурс чтецов.

Для познавательного развития детей старшего возраста мы  разработали и осуществили проект. «Мой город родной» 

Тип  проекта:  долгосрочный.

 Сроки проведения: 6 месяцев.
Участники проекта: все педагоги, дети подготовительной группы, родители.

Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа. 

Основные задачи:

        Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного города.

         Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.

         Углубление знаний детей о профессии металлурга, главным предприятием города – ОЭМК.

        Знакомство детей с культурным наследием Старого Оскола.

Воспитание чувства гордости за своих земляков, защищавших родной город во время ВОВ

         Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Таким образом, использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволил сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Список литературы

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММA ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.

• ФГОС ДО

•  «Белгородоведение  для детей дошкольных образовательных организаций» (Методические рекомендации) Епанчинцева Н.Д.,2015



Предварительный просмотр:

 «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность». 

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по нравственно - патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

         В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и другие. Также мы использовали литературу:  «Белгородоведение  для детей дошкольных образовательных организаций» (Методические рекомендации) Епанчинцева Н.Д.; « ПРИМЕРНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой; ФГОС ДО     

 Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ. 

Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Рассмотрим традиционную форму проекта - педагогический проект.

Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество:

- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, поэтому целесообразно проводить такие проекты, как «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.

Цель: патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи.

Образовательные:

- сформировать представления детей о Российской армии;

- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Развивающие:

- вызывать желание больше узнать  о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);

- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;

- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.

- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

-совместная деятельность с детьми;

-взаимодействие с родителями, социумом.

Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия); экспонаты мини- музея.

Формы и методы проекта. 

Проект осуществляется в несколько этапов:

организационно-подготовительный,

основной (этап непосредственной реализации),

итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно - подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты ООД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации. С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.

Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.

Заключительный этап: Подведение итогов проводится в виде тематического праздника. 

Нашу  работу по нравственно-патриотическому воспитанию строим с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Стараемся, чтобы каждый день ребенка был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями. Ведь с воспитания привязанности к родной семье, к  детскому саду начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Нами составлен план работы по нравственно-патриотическому  воспитанию, разработанный на  основе современных  требований федерального государственного образовательного стандарта, способствующий формированию исторического и патриотического сознания детей, учитывающие интересы детей, самостоятельную активность воспитанников. Работа с детьми ведется систематически и последовательно. В нем отражены такие мероприятия как: «Моя семья», «Моя страна», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Законы, по которым мы живем», «Российские праздники», «Москва – столица нашей Родины», «Белгородчина – мой край родной», «Мой город родной» и др.

Для работы по нравственно-патриотическому воспитанию могут быть составлены и реализованы следующие проекты: «Наш любимый детский сад» «Вместе дружная семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «9 мая», «Родной свой край люби и знай», «Россия – Родина моя», «Зимняя олимпиада», « Широкая Масленица». Мы организуем работу по данному направлению с детьми через игровую, театрализованную, совместную и организованную образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

Также широко используем педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.

Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, которые помогли организовать  предметно – развивающую среду патриотической направленности, где дети могут в условиях свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Предметную среду в группе необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.  Нами создана коллекция, в которую входят материалы по символике России, национальностях, широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, Белгородской области, картины с изображением родных пейзажей, героях Великой Отечественной войны, городах-героях, растения родного края, животные России, глобус, карта России  и др.

Мы также осуществляем консультативную поддержку родителям, разрабатываем и доводим до их сведения практические рекомендации и консультации «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу», «Отец, как воспитатель», «Счастье – это когда тебя понимают». По работе с родителями стараемся учитывать их, интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как: анкетирование, тематические беседы, родительские собрания «Чтобы ребенок рос воспитанным», «Не обманывайте детей», что способствует установлению доверительных отношений с родителями. Кроме того, каждой осенью в группе проходит выставки «Дары осени», зимой «Защитники Отечества», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц, «День космонавтики», «9 мая». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой».

Проектная деятельность по формированию патриотизма реализуется в продуктивной деятельности: лепке, декоративном рисовании, тематическом рисовании «Пейзажи родного края», «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», «Любимые места города», конструировании «Город будущего», «Моя малая Родина», коллективная работа «Панорама города».

При ознакомлении с родным краем дети на занятиях получали сведения о родном городе, об истории его возникновения, о трудовой деятельности людей, знаменитых земляках, о достопримечательностях. Воспитывая у детей любовь к своему народу, ко Дню освобождения города от фашистских захватчиков был проведен конкурс чтецов.

Для познавательного развития детей старшего возраста мы  разработали и осуществили проект. «Мой город родной» 

Тип  проекта:  долгосрочный.

 Сроки проведения: 6 месяцев.
Участники проекта: все педагоги, дети подготовительной группы, родители.

Цель: Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа. 

Основные задачи:

        Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного города.

         Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.

         Углубление знаний детей о профессии металлурга, главным предприятием города – ОЭМК.

        Знакомство детей с культурным наследием Старого Оскола.

Воспитание чувства гордости за своих земляков, защищавших родной город во время ВОВ

         Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Таким образом, использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволил сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Список литературы

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММA ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.

• ФГОС ДО

•  «Белгородоведение  для детей дошкольных образовательных организаций» (Методические рекомендации) Епанчинцева Н.Д.,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность"

      Данная методическая разработка поможет педагогам понять, насколько в настоящее время актуальна тема патриотизма и воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста....

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность"

Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности…. Она начинается с малого &nd...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества...