Главные вкладки

    Значение театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста
    статья на тему

    Аннотация:Театрализовано-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей; развивает художественно-речевую деятельность, творческие способности. Формирует чувство коллективизации, развивает память, мышление. Ключевые слова: театрализовано-игровая деятельность, ролевая игра, нравственное поведение. Театрализованная деятельность детей связана с естественным желанием ребенка войти в мир «взрослых» отношений. Детство каждого человека проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Практически все игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Поэтому особое значение в детских садах необходимо уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель социального поведения в современном быстроразвивающемся мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями. Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю своего поведения. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с содержанием, они воссоздают конкретные образцы, учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведения. Выбранное литературное произведение воспитатель читает детям с установкой на последующее его обыгрывание любыми игрушками. После чтения воспитатель задает детям вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напомнят характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, веселые, хотят жить дружно, а медведь сердитый. Если произведения большое, то его следует готовить по частям. Работа проходит индивидуально или с небольшой подгруппой. Каждый ребенок должен знать текст, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включиться в действие, поэтому педагог повторяет текст произведения в лицах и несколько раз. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями, учить их передавать характер героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой и хочет всем понравиться). К театрализованным играм предусматриваются несложные атрибуты, элементы костюмов, декорация. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровью детей. Изучив опыт передовых и заслуженных педагогов мы, сделали для себя выводы: театрализованная деятельность детей является источником развития чувств; глубоких переживаний и открытий. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в окружающем мире и социальной среде. Среда – является один из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В каждой группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказок. Он должен быть пополнен разными принадлежностями, иллюстрациям к сказкам, разными видами театра, костюмами героев сказок, детских произведений. Таким образом, роль педагога в организации и проведении театрализованных игр и представлений очень велика, она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло: ответить на все волнующие вопросы, касающегося лично каждого ребенка (его эмоций, переживания, трудности с которыми сталкивается ребенок). На протяжении всей своей работы педагог должен передать свои положительные эмоции ребенку, настроить его на хорошее настроение и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Список использованной литературы: 1.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников». - Москва: Просвещение, 1991г.- 127с. 2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству». – СПб. Литера: 2007г. -352с. 3.Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». -Москва: Торговый центр, 2003г.-160с. 4.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». – Москва: 2007г. -120с. 5.Якимова М., Бибекина О. Региональная система дошкольного образования: театрализованная деятельность в практике детского сада. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010г. – 91с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx16.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация:Театрализовано-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей; развивает художественно-речевую деятельность, творческие способности. Формирует чувство коллективизации, развивает память, мышление.

    Ключевые слова: театрализовано-игровая деятельность, ролевая игра, нравственное поведение.

    Театрализованная деятельность детей связана с естественным желанием ребенка войти в мир «взрослых» отношений. Детство каждого человека проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Практически все игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки.

    Поэтому особое значение в детских садах необходимо уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель социального поведения в современном быстроразвивающемся мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями.

    Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются,  самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

    Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю своего поведения.

    Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

    В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с содержанием, они воссоздают конкретные образцы, учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведения.

    Выбранное литературное произведение воспитатель читает детям с установкой на последующее его обыгрывание любыми игрушками. После чтения воспитатель задает детям вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напомнят характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, веселые, хотят жить дружно, а медведь сердитый. Если произведения большое, то его следует готовить по частям. Работа проходит индивидуально или с небольшой подгруппой. Каждый ребенок должен знать текст, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включиться в действие, поэтому педагог повторяет текст произведения в лицах и несколько раз. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями, учить их передавать характер героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой и хочет всем понравиться).

    К театрализованным играм предусматриваются несложные атрибуты, элементы костюмов, декорация. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровью детей. Изучив опыт передовых и заслуженных педагогов мы, сделали для себя выводы: театрализованная деятельность детей является источником развития чувств; глубоких переживаний и открытий. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в окружающем мире и социальной среде.

    Среда – является один из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В каждой группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказок. Он должен быть пополнен разными принадлежностями, иллюстрациям к сказкам, разными видами театра, костюмами героев сказок, детских произведений.

    Таким образом, роль педагога в организации и проведении театрализованных игр и  представлений очень велика, она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло: ответить на все волнующие вопросы, касающегося лично каждого ребенка (его эмоций, переживания, трудности с которыми сталкивается ребенок). На протяжении всей своей работы педагог должен передать свои положительные эмоции ребенку, настроить его на хорошее настроение и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Список использованной литературы:

    1.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников». - Москва: Просвещение, 1991г.- 127с.

    2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству». – СПб. Литера: 2007г. -352с.

    3.Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».

    -Москва: Торговый центр, 2003г.-160с.

    4.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». – Москва: 2007г. -120с.

    5.Якимова М., Бибекина О. Региональная система дошкольного образования: театрализованная деятельность в практике детского сада. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010г. – 91с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    Статья "Фольклор, как средство в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста."

    В этой статье рассказывается о важной роли народного искусства в системе работы с детьми дошкольного возвраста....

    Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Значение родительского отношения к формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста....

    Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

    Дети с особыми образовательными потребностями – это  дети с      нарушениями, вследствие  которых к ним нужно примен...

    "Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста."

    Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отож...