проект "ПОЧЕМУЧКИ" для детей раннего возраста
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Кожухова Анастасия Александровна

Малыши - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochemuchki.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Участвовала с данным проектом в

смотре – конкурс проектов «Детское экспериментирование»

Проект «Почемучка» 

  Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. 

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

   Актуальность проекта. Малыши - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

    Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей раннего возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
  2. Развивать собственный познавательный опыт.
  3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
  4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
  5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: долгосрочный (2 месяца ).

Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
  • качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Технологическая карта проекта

Недели

Образовательная деятельность с детьми

Содержание работы с родителями

1 неделя

Игры:  «Узнай, кто позвал?»

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Надувание мыльных пузырей»

Беседа «Что бывает из бумаги»

Исследование:  «Что в коробке?», «Что в пакете?»

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки»

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментирование в домашних условиях.

Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Бумага и вода»,«Сравнение бумаги»,

Чтение: стихотворение Пермяк Е. «Про нос и язык».

3 неделя

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.»

Оформление наглядной информации в родительском уголке

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Игры-экспериментирования: «Умный нос»

Эвристические беседы:  «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»

  1. неделя

 Опытно-экспериментальная деятельность:  «Лёгкий – тяжёлый»

  Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Игры с воздушным шариком и соломинкой

Лепка «Воздушный шарик».

  1. неделя

Опытно-экспериментальная деятельность: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода»,

 

  Консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников

Беседы:  «Зачем нужна вода?»

Подвижные игры: «Совушка»,«Пузырь», «Мы – капельки!»,

Проблемные ситуации:  «Как и почему вода льётся?»

6 неделя

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..»

 

  Совместное детско-взрослое творчество. Организация фотосессии и  оформление альбома «Почемучки»

Эвристические беседы:  «В какой пище есть вода?»

Игры:   «Бывает – не бывает».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей»,

7 неделя

Опытно-экспериментальная деятельность: «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры»,

 Оформление папки «Мои открытия». Создание тематической ширмы-передвижки

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Теневой театр  «Сказка о глупом мышонке»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

  1. неделя

Теневой театр  «Обведём ладошку и украсим её».

Оформление картотеки опытов и выкладывание информации на странице группы (сайте)

Опытно-экспериментальная деятельность: «Запираем воздух в шарик», «Движение воздуха»,

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Игры-экспериментирования: «Язычок помощник»

     

        Таким образом, поощряя детскую любознательности, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.

Результаты реализации проекта (итог):

  • заметен устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
  • проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
  • активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
  • проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов малышей»
  • оформлена картотека опытов для практической деятельности 

Перечень литературы: 

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».

2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»

3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.

4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.

6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова - доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

11. Что такое? Кто такой? М., 1996.

12. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"

Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».

     В современном образовании  оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...