конкурс Лучший профессионал
статья по теме

Грачёва Елена Викторовна

В статье представлен опыт работы к конкурсу "Лучший профессионал в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему вы выбрали эту профессию?

                                                                                      Что в жизни может быть чудесней, чем эта неба бирюза,

                                                                         Чем ручеек, что льется песней, чем детства ясные глаза.

                                                         Профессия, которую я выбрала – прекрасна!

                                          И бесконечно благодарна я судьбе,

                                    За то, что я имею это счастье –

                                    Служить и детям и самой себе.

С профессией педагога я знакома с детства, моя мама – учитель средней школы. В силу сложившихся обстоятельств, с дипломом учителя физики и математики и аттестатом об окончании школы искусств, я начала свою деятельность в детском саду музыкальным руководителем. С дошкольниками всегда очень интересно: они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое твое движение, они слушают каждое твое слово и фразу. Но меня огорчило то, что многие дети имеют дефекты речи и я приняла решение получить профессию логопеда для того, чтобы помочь им. Моя профессия – это моё призвание, моя самореализация, мой профессиональный и духовный  рост, это вся моя жизнь. Только будучи педагогом, я могу воплотить самые невероятные творческие идеи, но, безусловно, самое главное, что теперь в моих силах что-то изменить в судьбе конкретного ребёнка, а значит  семьи и  общества в целом.

Что вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми?

 Отличительной особенностью стандарта нового поколения является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника в целом. Сегодня педагог идет вместе с ребенком, не учит, а помогает ему узнать, понять, достичь. В развитии ребенка особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками. Поэтому развитие речи - это важнейшая составляющая по ФГОС.  Мои выпускники – общительные, активные и любознательные личности, стремящиеся исправить дефекты в речи. Чистая, грамматически оформленная, четкая и правильная речь  - это высшее достижение педагога - логопеда.        

H:\МОИ ФОТО\IMG_6512.JPG

Ваши основные принципы работы с детьми?

Всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
Основным принципом в моей работе является учет ведущей деятельности детей дошкольного возраста, каковой является игра.  В процессе игры у ребенка возникает потребность в речевом общении. Логопед, включаясь в игру,  незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.

Следующим принципом является учет индивидуальных  особенностей.  Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Учитывая индивидуальные особенности, логопед должен найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. Ребенок любит, когда его хвалят, им восхищаются и гордятся.  Найти подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.

Работа с ребенком должна быть комплексной, необходимо взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогов, узких специалистов и родителей.  Их участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль при  выполнении заданий логопеда способны довести начатое дело до конца.

Почему Вы решили участвовать в конкурсе?

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. Сенека

Современный ритм жизни требует от человека постоянного движения и профессионального роста. Обогащая и совершенствуя свой профессиональный опыт, щедро делясь им с единомышленниками, коллегами, родителями, педагог постоянно развивается.  Я считаю, что участие в конкурсах – это своеобразный отчет о достигнутом, он способствует повышению самоотдачи и росту педагогической компетенции и творческому  поиску в работе.  Активное участие в конкурсах повышает престиж педагога, а значит престиж дошкольного учреждения, его потенциал и конкурентоспособность.

H:\Конференция-2016.jpg

Как, на ваш взгляд, ДОУ может решать проблему нехватки детских садов в регионе?

Дефицит свободных мест в ДОУ – актуальная проблема, решение которой требует активных действий. В период спада рождаемости здание детского сада, в котором я работаю,  было учреждением социальной помощи. А с 2007 года снова является муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Возврат бывших зданий детским садам, по моему мнению, экономически выгодное и по времени быстро решаемое мероприятие.

В связи с уменьшением количества детей в сельской местности, для охвата их дошкольным образованием могут быть созданы семейные детские сады, объединяющие под одной крышей от 3 до 8 детей.  В создании таких садов важна помощь администраций муниципальных районов, поселений и управлений образования, Проблема педагогических кадров здесь не стоит. На селе есть люди, имеющие педагогическое образование, но не работающие по профессии.

C:\Users\Азм\Desktop\семейный детсад.jpg

Как вы представляете идеальный детский сад?

Идеальный детский сад – дом Будущего! Будущего семьи, города, страны. Это не место пребывания, а второй дом для детей, родителей и педагогов. Для того, чтобы педагог был помощником родителям в вопросах развития и воспитания детей, он должен быть профессионалом в своей деятельности.

Обществу нужны здоровые, умные, активные и целеустремленные личности. Идеальный детский сад должен ориентироваться на создание безбарьерной адаптированной среды для детей с разными возможностями здоровья и индивидуальными потребностями в их  развитии.

Мой подход к работе с детьми.

 Наша наука не стоит на месте, стремительно двигаясь вперёд и развиваясь, появляется огромное количество технологий, которые позволяют посмотреть на обучение, основная идея которого состоит в ориентации на развитие ребенка, как на основную цель. Это более точно подтверждается словами Джона Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».  

Наряду с традиционными формами работы по коррекции речевых нарушений я использую современные технологии в работе по развитию мелкой моторики, артикуляционного праксиса, постановке и автоматизации звуков, лексико-грамматических конструкций. В 2016-2017уч.г. работу по коррекции всех компонентов речи я провожу с учетом межполушарного взаимодействия, влияющего на развитие не только речи, но и внимания, памяти, мышления. Я согласна с утверждением В.М. Бехтерева “...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию”.

В своей работе по развитию мелкой моторики рук, я применяю такие современные методы как, биоэнергопластика, Су-джок терапия, кинезиология.

 Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это развивает координацию движений и мелкую моторику. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. При знакомстве с новым артикуляционным упражнением, каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру и могут самостоятельно подбирать движения рук.

H:\МОИ ФОТО\IMG_6506.JPG

 Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа). Базируется на взаимовлиянии отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Стимулируя нужные точки в системах соответствия можно развивать  речевую сферу ребенка. Актуальность использования Су-джок  массажера в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в применении массажного кольца и шарика при проведении пальчиковых игр.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная цель кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.  

Осуществление и автоматизация кинезиологических  упражнений, в которых используются разнотипные или асинхронные движения рук,  расширяет резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Стандартные формы работы по развитию мелкой моторики я преобразовала с учетом межполушарного взаимодействия, активизируя работу правой, левой руки и одновременные движения обеих рук.

 Для получения максимального эффекта упражнения должны включать: сжатие, растяжение и расслабление кисти, изолированные движения каждого из пальцев.

К таким упражнениям относятся:                                                                                                                                                  - Игры с предметами (карандашами, счетными палочками, цветными прищепками, пробками, камешками Марблс, природным материалом).                                                                                                                                                                              -Выкладывание по заданному контуру (бусин, пуговиц, счетных палочек, цветных скрепок).                                                  -Бродилки, трафареты. Пазлы. Зеркальное рисование (на крупе, песке, цветными мелками на бумаге).                                                                         -Кинезиологические упражнения, пальчиковые игры.

Развитие межполушарного взаимодействия я учитывала при проведении игр и использованием  гидро- и криотерапии, основанной на воздействии на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего лучше развивается двигательная зона.

Кинезиологические упражнения используются для адаптации леворукого ребенка к школе, для которого характерны трудности в зрительно-пространственной ориентации,  повышенная эмоциональность и впечатлительность. Широкий спектр применения методов кинезиологии актуален в инклюзивном воспитании детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и детей, способных к опережающему обучению.

H:\МОИ ФОТО\IMG_6234.JPG

Активно внедряю в свою  работу ИКТ-технологии, презентации, компьютерные игры для проведения артикуляционной гимнастики, автоматизации поставленных звуков, развитию лексики и грамматики. Использую в своей деятельности мнемотехнику для  развития словаря и формирования связной речи. Все эти формы работы способствуют повышению интереса к логопедическим занятиям, достижению положительных результатов в коррекционной работе.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО, я руководствовалась принципами:                                                                                                                                        -доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация логопеда – на верхних полках;                                                                                                                       -системности: весь материал систематизирован по разделам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;                                                                                                                                                                     -здоровьесбережения: проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета; мебель также имеет светлый пастельный тон;                                                               -учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей;                                                                                                                                                                    -мобильности: дидактические пособия  легко переносятся во время занятий и игры, зеркало, по мере необходимости, закрывается шторами;                                                                                                                                                         -вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны.

Для развития предметно-развивающей среды я создала большое количество дидактических игр для автоматизации поставленных звуков, развития речевого дыхания, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Только при взаимодействии учителя-логопеда, педагогов можно помочь ребенку полноценно использовать возможности рук. Контакт в  работе учителя-логопеда с педагогами ДОУ прослеживается в тетрадях взаимодействия, включающих инструкции к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики, дыхания, лексико-грамматического строя речи. Педагогам рекомендовано использование игр и упражнений в повседневной деятельности в группах с детьми. Для педагогов проводились мастер-классы, консультации, круглые столы.

Разрабатывая систему мероприятий для родителей, я учитывала их  потребности, запросы, уровень педагогической грамотности. Для родителей проводились родительские собрания, мастер-классы, индивидуальные консультации, способствующие повышению уровня компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста. За успехами своих детей родители следят в «Книге логопедических рекордов».

H:\МОИ ФОТО\IMG_2918.JPG

Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели- формированию грамотной, логически построенной речи. Оптимизм, терпение и целеустремленность – эти три качества, которые помогают мне в достижении поставленных целей.

Я ощущаю в себе огромный потенциал и желание помогать моим маленьким воспитанникам. Испытываю большую радость, когда слышу чистую и грамотную речь, осознавая, что являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.

Я педагог! Моя задача – решить вопрос и дать ответ.                                                                                                                                     И детям посулить удачу, познания раскрыть секрет.                                                                                                                             Детей я вижу – сердце бьется: «Надеюсь, верю и люблю!»                                                                                                                И эти три святые слова душе ребенка отдаю.                                                                                                                                                       Я педагог! И званье это – предназначение судьбы.                                                                                                                            Великий дар, сиянье света, осуществление мечты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Номинация" Лучший профессионал детского сада"

Конкурсный материал II Всероссийского конкурса "Детские сады-детям" 2011г....

Всероссийский конкурс «Воспитатели России». Номинация: «Лучший профессионал образовательной организации».

Эссе "Я - музыкальный руководитель". Работа музыкального руководителя - это постоянный творческий процесс, в центре которого находится ребенок. Музыкальная деятельность как процесс познания музыкально...

Конкурсные материалы Третьего Всероссийского конкурса "Воспитатели России", номинация "Лучший профессионал образовательной организации". Общая информация

Согласно Положению о конкурсе, здесь размещена общая информация о участнике конкурса: ФИО, образование, профессиональная карьера, стаж, наличие наград, наименование образовательной организации, ...

Конкурсные материалы Третьего Всероссийского конкурса "Воспитатели России", номинация "Лучший профессионал образовательной организации". Описание

Согласно Положению, необходимо было ответить кратко, точно и конкретно на несколько вопросов, а так же описать суть своего педагогического подхода, показать и доказать на практике эффективность...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путь к солнышку» к конкурсу "Я - профессионал"

Тема: « Путь к солнышку»Цель:Формирование культуры здоровья.Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познание;художественно...

Всероссийский конкурс «Воспитатели России» Номинация: «Лучший профессионал образовательной организации».

Быть педагогом – это нужно знать  и уметь наверное всё. А чтобы знать всё нужно постоянно повышать своё самообразование. В своей работе я постоянно участвую в различных мероприятиях. Это: п...