КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа) на тему

Дровникова Ольга Викторовна

Краеведение – это  совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

      Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно - волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дровникова О. В. - воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 35 «Родничок»

      Во время своей работы  с детьми, я замечала, что они очень мало задают вопросов о своем городе. И  это  доказывало, что у них недостаточно развит интерес к своей малой Родине. Беседуя с дошкольниками, можно было сделать вывод, что чаще всего  они правильно   называют  улицу, на которой  живут, дом, и некоторые места, где они любят гулять. А вот  назвать  предприятия,  памятники, важные события, достопримечательности города  затрудняются, то есть не владеют элементарными знаниями об истории родного города.  И поэтому  основополагающим направлением элементарного исторического образования старших дошкольников является познание истории родной Отчизны через краеведение.

      Краеведение – это  совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

      По мнению академика Д. Лихачёва, «моральная отдача» и воспитательная роль краеведения исключительно велики. Это учит  «людей не только любить свои места, но и любить знание о своих местах».  Д. Лихачёв считает, что именно краеведение в большей степени поможет ребёнку открыть в нашем историческом прошлом что – то совершенно новое, ценное. «Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нём, что в нём было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаём»       Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно - волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

      Свою работу я  начинала с самого родного, самого близкого, самого дорогого для ребенка – его семьи. Дети рассказывают, какие старинные имена были в прошлом  у родственников их родителей, чем они занимались, об обязанностях и  традициях в семье,  о доме, где живут сейчас дети.  Рисовали с помощью родителей родословное дерево.

     А потом я уже переходила к теме «Мой детский сад» - история его строительства, почему так назван и т. д. Использовала  открытки, фотографии разных лет, изготавливала  с детьми альбомы, организовывала встречи с бывшими работниками детского сада.

     Результат  данной  работы, конечно - же   зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение  я отдавала тем, которые имеют многофункциональный характер, способствовали развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписывались  в современный образовательный процесс. К таким формам относятся: беседы, сопровождающие презентациями на разные темы: «Мой край – Белгородчина», «Мой родной город Губкин», «В прошлое  нашего города», «Достопримечательные места нашей малой  Родины» и другие.  

        Целевые прогулки и экскурсии, которые обеспечивали  знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.  Ходили на площадь  имени А. С. Пушкина, посетили библиотеку микрорайона Журавлики,  отделение «Приватбанка», «Почту»,  магазин «Магнит»,  парк развлечений «Чудо  - Юдо - Град»,  стройку, музей  и школу № 16. Я считаю, что экскурсии  имеют не только образовательное, но и воспитательное значение. В ходе них дети знакомились с учреждениями, где работают  жители нашего города и с назначением их профессий. Ребята понимали, что все взрослые трудятся, работают не только для себя, но и для других,  все профессии важны и полезны людям.  Тем самым у дошкольников воспитывалось уважение к жителям своего города и к их труду.  

      Мною были проведены ряд организованной образовательной деятельности «Наш родной микрорайон Журавлики», «Экскурсия по городу» «Улицы нашего города, и по каким правилам они живут», «История города Губкин», «Природные богатства нашей земли», «Лебединский  горно – обогатительный комбинат»,  в ходе которых у дошкольников формировались знания возникновении города Губкин,  о достопримечательных  местах нашего города, их месторасположении и историческом значении, о самом крупнейшем предприятии: последовательность добычи руды, о профессии людей, которые там трудятся, значимости этого его для всей нашей страны.

       У дошкольников  формировала  знания и о том, как  жили люди раньше, в том числе наши земляки. У них была другая одежда, другие дома, другие обычаи, орудия труда, транспорт. Познакомила с народными костюмами и играми Белгородской области. Большую помощь по ознакомлению детей с культурой и бытом прошлого нашего края, одеждой, утварью, предметами быта оказывал музей, который находится в «изостудии» нашего детского сада. Дети могут не только увидеть, но и потрогать все эти предметы, лучше понять русскую народную культуру.                  

      Кроме того, широко использовала такую форму работы, как лэпбук, изготовленный мною и моими воспитанниками. Это отличный способ закрепить пройденную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Проводила викторины «Что мы знаем о своём родном городе?», «Мой край – Белгородчина».

     Значимым в работе по краеведению  является метод проектов. Плодотворно, в тесном контакте с родителями  я поработала над следующими проектами: «Семья-это счастье. Семья-это радость», « Город моего детства»,  «Почему моя улица так называется».

     Дошкольникам рассказывалось о том, что хоть наш город не такой большой, но в нём есть люди, которые знамениты – это спортсмены, поэты, артисты, писатели. Был изготовлен альбом под названием «Знаменитые люди города Губкина» с целью развития познавательного интереса к своим землякам и воспитания чувства гордости за них. Знакомила с некоторыми событиями прошлого, которые вызывают у них  уважение к героизму и мужеству людей, живших на земле и отдавших жизнь за Родину в годы войны. На один из праздников  была приглашена ветеран войны Бородаева Варвара Кирилловна,  где дети из её уст услышали о всех тяготах, которые пришлось пережить нашему народу во время  Великой Отечественной войны.

     Выучено  с детьми много пословиц, стихотворений о городе Губкине, написанные местными поэтами.  Проводила «Конкурс чтецов», где дети читали не только стихи, но и рассказывали пословицы о родном крае.

     Можно сделать вывод, что введение исторического материала в содержание патриотического воспитания старших дошкольников помогло повысить уровень их социальной компетентности, познавательную мотивацию, повлияло на стимулирование познавательных интересов и потребностей, расширило их кругозор.    

     Краеведение – одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного  возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать патриотические понятия и чувства.

     Работа по приобщению детей дошкольного возраста к истории своего народа, его наследию способствовало  воспитанию уважения и гордости за землю, на которой они живут. Настоящего патриота Родины нельзя воспитать без формирования у него элементарных исторических представлений о своей стране!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

« ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами....