Конспект занятия "Волшебниа вода".
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фофонова Марина Ильинична

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний вещества). Расширить и углубить представления  детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

Конспект занятия

«Волшебница вода»

в подготовительной к школе группе

 «Волшебница вода»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний вещества). Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).

Задачи:

1. Образовательные

 -закрепить знания о круговороте воды в природе

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

 карточки-памятки для помощи в рассказе о воде, интерактивная доска, глобус на каждого ребёнка: клеенчатые фартуки прозрачные стаканы, соломинки для коктейля, сахарный песок, кусочки лимона, гуашь, кубики льда, салфетки, сосуды разной формы.

Ход занятия:

Организационный момент:

 Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в учёных и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Ход занятия:

Основная часть: глобус

- Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?

- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?

- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

- Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?

Опытно-исследовательская деятельность.

- Я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды.

Опыт 1

1.Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
2 Ребята-это «мельница» если мы нальём сюда воды как вы думаете что произойдёт ?.Вот и заработал весь механизм так как вода проникает во все отверстия.

Опыт 2. Ребята понюхайте воду.

Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью

, не пахнет.

Опыт 3 .«Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана через соломинку, какой у нее вкус? (ответы детей).

А теперь добавьте в стакан с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, сахар растворился в воде).

А теперь добавьте в воду лимон, размешайте и снова попробуйте.( вода стала кислая).

- Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса. Вода принимает вкус веществ, которые в неё добавили. Если в воду что – то добавить она меняет вкус.

Опыт 4 «Вода без цвета, прозрачная».

- Давайте теперь превратимся в волшебников и попробуем изменить цвет воды.

Воспитатель предлагает детям добавить в воду гуашь и посмотреть, что из этого выйдет.

- Что изменилось? (вода изменила цвет).

- Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Отпускаем в воду кисточки и понаблюдаем. Ребята вы видите предметы в воде? (нет).

Вывод: Подкрашенная вода не прозрачна почему? потому, что мы в ней ничего не видим.Гуашь и вода, перемешиваются друг с другом, вода окрашивается).А также из такой воды мы можем сделать цветные льдинки для украшения деревьев на нашем участке.

Опыт 5. «Вода не имеет формы»

Воспитатель предлагает ребятам налить воду в стакан, тарелку, банку, вазу перчатку.

- Имеет ли вода форму? (ответы детей)

Спрашиваю детей, имеет ли вода определённую форму? (сначало ответы детей). Вода принимает форму, в которую её переливаем.

Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму той ёмкости, в которой находится.

Опыт 6. «Лед»

1.Дети, сейчас я каждому из вас что-то раздам.

Воспитатель дает каждому ребенку в ладошку по кусочку льда.

— Скажите, что это? (Лед.) Какой он? (Холодный, твердый, тяжелый.) Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается в воду.) Что можно сказать про лед? Как вода превращается в лёд.

Вывод: Лед – это тоже вода, только замороженная. Лёд тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее. На морозе замерзает и превращается в лёд- твёрдое вещество.

Воспитатель достает термос.

— Кто знает, что это такое? Кто-нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими). Смотрите внимательно, ребята! Я открываю крышку. Что вы сейчас видите? (Идет пар.) Я подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды.) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале.)

Вывод: Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле.)

Вывод: у воды есть три состояния:

  • лед – твердая замороженная вода;
  • пар – сильно нагретая вода, парообразная;
  • жидкая – обычная вода.

Итог: мы сегодня много узнали о воде. Есть ли у воды цвет? Пахнет ли вода?

Какая она на вкус? Что с ней произойдёт на морозе.

Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной, другой-это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?

Опытно-исследовательская деятельность.

- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Лепка «Снежинка» с использованием пайеток.

Сначала мы на диск делали налеп снежинки, потом из голубого пластилина слепили снежинки, а затем украсили пайетками. Получилось очень красиво, ярко, на свету они переливаются как настоящие. Предварительно мы посмотрели презентацию "Многообразие форм и строение снежинки"

Заключительная часть.

- Что мы узнали сегодня на занятии нового?

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

- Какие свойства есть у воды?

- Спасибо ребята, вы все большие молодцы

Вода-это прозрачная жидкость, не имеющая цвет, запах и вкус. Вода легко проливается и легко впитывается, может быть разноцветной, если в неё добавить краску. На морозе замерзает и становится льдом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...