Методический семинар
консультация по теме
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar._shchipanova.docx | 20.78 КБ |
metodicheskiy_seminar.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Пояснительная записка
Детская любознательность,
если ее удается сохранить
дает постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В ФГОС ДО учитываются основные принципы дошкольного образования, основными их которых являются «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» (в том числе и в познавательно-исследовательской), а также «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» (А.И. Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, организация познавательно-исследовательской деятельности происходит при реализации всех областей. В частности, организация исследовательской деятельности происходит при реализации образовательной области «Познавательное развитие», где главными задачами, согласно ФГОС ДО, являются:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразия стран и народов мира.
По определению Савенкова А.И., познавательно-исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой деятельности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
Именно познавательно-исследовательская деятельность учит детей решать сложные задачи:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и ставить планы по их проверке.
В познавательно-исследовательской деятельности можно выделить 3 элемента:
1.Развитие у детей исследовательских умений и навыков, т.е. ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
2.Детская исследовательская практика. Нужно проводить с детьми самостоятельные исследования и творческие проекты.
3.Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить.
Можно выделить следующие типы исследований:
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами, т.е. освоение причинно-следственных связей (представлений о связях и зависимостях в живой и неживой природе).
2. Коллекционирование (классификация), т.е. освоение родовидовых (иерархических) отношений (представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.).
3. Путешествие по карте, т.е. освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране).
4. Путешествие по «реке времени», т.е. освоение временных отношений (представлений об историческом времени (от прошлого к настоящему): история жилища, транспорта, осветительных приборов).
Для организации познавательно-исследовательской деятельности в своей группе, мной была изучена соответствующая методическая литература по данной теме, а за основу своей работы взяла методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И. Савенковым в «Методике исследовательского обучения».
Я создала в группе определенные условия для организации исследовательской деятельности:
- обогатила развивающую предметно-пространственную среду необходимыми материалами;
- разработала исследовательский проект «Солнышко лучистое», а на основе его был создан мини-музей «Солнышко»;
- подобрала соответствующий дидактический материал.
Познавательно-исследовательскую деятельность я проводила, используя разнообразные методы и приемы образовательной деятельности: познавательные занятия с элементами экспериментирования, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, эксперименты и опыты, наблюдения, трудовые поручения.
Результаты:
1.Развивающая предметно-пространственная среда обогатилась;
2.Качество образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста повысилось.
3.Дети приобрели устойчивые представления об окружающем мире.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что дети научились ставить цели, задавать вопросы. Они приобрели устойчивые представления об окружающем мире, а также научились добывать знания непосредственно из окружающей действительности. В дальнейшем, собираюсь продолжить работать по организации познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности среди дошкольников очень эффективна. Расширяется кругозор детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т.д.), о применении их человеком в своей деятельности.
Список литературы.
1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников.
2.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
3.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательно-исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой деятельности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающей среды и т.д.
Именно познавательно-исследовательская деятельность учит детей решать сложные задачи: - уметь видеть проблему и ставить вопросы; - уметь доказывать; - делать выводы; - высказывать предположения и ставить планы по их проверке.
Типы исследований Коллекционирование (классификация) Времена года Мира растений Мир животных Виды минералов Виды транспорта Виды спорта Виды профессий Опыты (экспериментирование) Состав и свойства почвы Условия жизни растений Воздух и его свойства Вода и ее свойства Магнит и его свойства Минералы Свет и цвет (радуга) Путешествие по карте (пространство) Карта города Карта России Карта столицы – Москвы Части света Океаны и их обитатели Страны и их обитатели Полезные ископаемые на Земле Путешествие по «реке времени» (историческое время) История моей семьи История жилища и бытоустройства История огня (освещение и тепло) История сухопутного транспорта История море- и воздухоплавания История письменности (книгопечатания) История профессий
Условия организации познавательно-исследовательской деятельности в группе - обогащена развивающая предметно-пространственная среда необходимыми материалами; - разработан исследовательский проект «Солнышко лучистое», а на основе его был создан мини-музей «Солнышко»; подобран соответствующий дидактический материал.
Детская любознательность, если ее удается сохранить дает постоянный стимул к развитию. Н.С. Лейтес
Список литературы . 1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. 2.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. 3.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АППО СПб, участие в городском методическом семинаре
Развитие личностного потенциала участников образовательного процесса ДОУ средствами художественно-эстетического и физического воспитания 21 февраля 2012 г....
Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"
В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....
Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...
Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»
Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
доклад на районном методическом семинаре "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Материал предназначен для старших воспитателей, воспитателей. специалистов ДОУ....
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Организация методической работы с педагогами образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»
Выступление из опыта работы на методическом семинаре-практикуме «Интегрированный подход по изготовлению светоотражающих элементов»...