"Развитие речи-рассуждения детей дошкольного возраста в процессе решения логических задач"
статья по теме

Поклонова Елена Александровна

Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей речи – рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poklonova_e.a.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста в процессе решения логических

задач

Своевременное развитие речи-рассуждения ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Рассуждение – мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получения нового вывода из нескольких посылок.

В  отечественной методике речевого  развития определены основные направления, содержание и методы обучения речи-рассуждению в детском саду (В.В. Виноградова, А.А. Зрожевская. Э.П. Короткова, Л.А.  Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова). Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений [4, с.112-117].

Обучение решению речевых логических задач, по утверждению Синицыной Е., Карпенко В.П., Илларионовой Ю.Г., является эффективным методом развития речи-рассуждения дошкольников.

В.В. Виноградова, И.Р. Гальперин полагают, что по своим смысловым и структурным особенностям рассуждение – самое сложное синтаксическое строение по сравнению с описанием и повествованием. Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т.е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня[4, с.115].

А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн отмечают доступность рассуждения как формы логического мышления детям старшего дошкольного возраста. Способность к рассуждению зависит, во-первых, от качества и количества жизненного опыта детей, во-вторых, от способов ознакомления с окружающими явлениями и, наконец, от особенностей общения взрослых с детьми, от наличия стимулирующих к рассуждению вопросов взрослых [1, с.89].

В старшем дошкольном возрасте наблюдается появление речи-рассуждения в различных видах деятельности детей. Т.А. Ткаченко считает, что одним из таких видов деятельности старших дошкольников является решение логических задач [3, с.89].

Согласно взглядам Т.А. Ткаченко [3, с.90], любое  решение  логической задачи требует определённого словесного выражения, то есть отбора различных  лексико-грамматических и синтаксических единиц. Поэтому логические задачи имеют особое  значение для  развития речи-рассуждения, её логики, последовательности, монологичности, т.е умений детей рассуждать, анализировать и объяснять. Таким образом, совершенствуется умение дошкольников чётко и образно формулировать свои мысли.

На базе МБДОУ «ЦРР-Детский сад №7» г. Бийска Алтайского края было проведено  опытно-экспериментальное исследование, целью которого явилось выявление условий эффективности обучения и решения логических задач в развитии речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное исследование проводилась в три этапа. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет, 2 воспитателя. Экспериментальная и контрольная группы состояли каждая из 20 детей.

Для диагностики речи-рассуждения были использованы методики, построенные на проблемных ситуациях «Кот Барбоскин» (Белопольская Н.В.) и «Нелепицы» Г. Каф [2, с.117-123].

На констатирующем этапе эксперимента полученные результаты свидетельствовали о том, что в экспериментальной группе высокий уровень владения речью-рассуждением не выявлен, 30%  респондентов имеют средний уровень развития речи-рассуждения, при диагностике дошкольники испытывали незначительные трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне составления  рассказов  с  элементами собственного творчества, в связи с чем, возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие. У 60% испытуемых выявлен низкий уровень развития речи-рассуждения. У данных респондентов наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера, также отмечались значительные синтаксические затруднения, степень самостоятельности  при составлении рассказа низкая.

В контрольной группе высокий уровень владения речью-рассуждением также не выявлен, 40% респондентов имеют средний уровень развития  речи-рассуждения, у 50% испытуемых выявлен ниже среднего уровень развития речи-рассуждения и 10% низкий.

 Вследствие недостаточно высоко уровня развитого речи-рассуждения, в экспериментальной группе был проведен комплекс занятий с использованием логических задач в течение 3-х  месяцев. В основном были отобраны логические задачи, выполнены в форме игры, что делает их интересными для детей. Для того чтобы развить у детей способность формировать понятия и умозаключения, детям также были предложены логические задачи на освоение мыслительных операций, способствующие обучению анализировать, обобщать, сравнивать,

классифицировать различные предметы, делать самостоятельные выводы.

После проведения комплекса занятий, на контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной  группе произошли  значительные изменения: увеличилось число детей со средними и высокими показателями развития речи-рассуждения, за счет снижения числа испытуемых с низким уровнем.

Результаты повторной диагностики уровня развития речи-рассуждения в контрольной и экспериментальной группах практически показывают существенные отличия. Так, в экспериментальной группе заметно повысился уровень развития речи-рассуждения высокий на 30 %,  а средний на 40%. Тогда, как в контрольной группе он увеличился не значительно высокий по прежнему не выявлен средний уровень увеличился на 5%.

Таким образом, задачи опытно-экспериментальной работы выполнены, цель достигнута. Выдвинутая вначале работы гипотеза, что развитие речи-рассуждения старших дошкольников будет осуществляться эффективно посредством решения логических задач – подтверждена.

Литература

1. Запорожец, А.В. Развитие рассуждений у ребенка-дошкольника [Текст] // Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П., - М.: Педагогика, 1986, - т.1 ,т.2.-239с.

2. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного  возраста [Текст]: учебник / Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 281 с.

3.  Ткаченко, Т.А. Логические задачи для развития речи [Текст]: учебник / Т.А. Ткаченко.  –  Москва: Книголюб,

2014.-55с.

4.  Ушакова, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст]: дидактические материалы / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.:Вентана-Граф – Москва, 2010. – 171 c. Попова Ю.В.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

"Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста"

В этом докладе освещается проблемма развития речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. Описывается структкра рассуждения. Раскрываются задачи работы с детьми в данном направлении., а так же услов...

Родительское собрание: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач"

Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач»Тема: &laqu...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Родительское собрание в подготовительной группе «Пчёлка» на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач»

Цель:- познакомить родителей с нетрадиционными приемами развития речи, мышления и творческого воображения через метод ТРИЗ;- научить родителей пользоваться игровой технологией в повседневной жизни;- п...