Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в условиях ФГОС
материал на тему

Елена Александровна Маджар

В современном образовании при организации методической работы важно создать условия для становления таких жизненных установок личности, педагога как:  способность к сотрудничеству и ответственному выбору;

желание проявлять инициативу и предприимчивость; умение решать проблемные задачи; осуществлять инициативное, самостоятельное и ответственное движение в собственном непрерывном образовании.

В этом эффективно помогает тьюторское сопровождение педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в условиях ФГОС

Маджар Елена Александровна

Старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР-ДС № 9» г. Братска

         Современная образовательная политика Российской Федерации учитывает общие тенденции мирового развития, которые являются необходимыми для существенных изменений в системе образования. Расширяются границы межкультурного взаимодействия и становятся важными факторами, такие как коммуникабельность и толерантность; возникает потребность в повышении квалификации и переподготовке кадров, а также их профессиональной мобильности, способности  быстро встраиваться и продуктивно работать в коллективах - командах.

        Поэтому в методической работе важно создать условия для становления таких жизненных установок личности, педагога как:  способность к сотрудничеству и ответственному выбору; желание проявлять инициативу и предприимчивость; умение решать проблемные задачи; осуществлять инициативное, самостоятельное и ответственное движение в собственном непрерывном образовании

        Ориентируемся на  позиции индивидуализации и тьюторского сопровождения педагогов. Это привело к осознанию  того, что появилась необходимость индивидуального взаимодействия с каждым педагогом в определении индивидуальной траектории развития. Запросы и потребности сегодня разные у каждого педагога. Кто-то только вливается в работу, кто-то обобщает опыт и выходит на аттестацию. Поэтому и подходы нужны иные и формы методической работы. Для разрешения противоречия между имеющимся опытом педагогов, наработанными методами и целями и средствами современного образования, чтобы обеспечить  требуемое качество и возникла   необходимость определить форму сопровождения, позволяющую не только выявлять проблемы, но и  интересы, и сопровождать их развитие, используя все возможные ресурсы.

        

Опыт реализации практики тьюторского сопровождения педагогов ДОУ

        Суть тьюторского сопровождения мы увидели  в организации работы на материале реальной жизни педагога-тьюторанта, расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

        Определились с возможностью принятия роли педагога с тьюторской компетенцией, педагога с тьюторской позицией,  задача которых не просто ввести в процесс новые  организационные формы, технологии и методы работы с педагогическими кадрами, но  и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы педагогу  становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность, а так же проявивших  желание поделиться находками и новшествами инновационной деятельности (опытом реализации практики современных образовательных технологий).

        В основе  тьюторского сопровождения  - содействие развитию профессиональной компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления дошкольного образования.

        Увидели и трудности в недостаточном владении технологией тьюторского сопровождения: отсутствие очных качественных  курсов повышения квалификации; ограничены временные ресурсы при совмещении должностей: заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога и педагога, выполняющего функции тьютора;  отсутствие информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образовании; не все педагоги готовы определиться с запросом и определить образовательный маршрут.  

«Не жди когда придет твой корабль…

  Плыви к нему сам!»

        Мы и не ждем,  когда придет корабль, мы плывем к нему сами. Поэтому изучаем методологические подходы и принципы организации тьюторского сопровождения, пробуем на практике.

        Ориентируемся на основные взаимосвязанные этапы тьюторского сопровождения (Т.М. Ковалева) (в целом деятельности тьютора и тьюторанта)

  • Диагностико-мотивационный
  • Проектировочный
  • Реализационный
  • Аналитический

         I этап   В 2014 году специалисты дошкольного отдела и центра развития образования задали новые ориентиры деятельности: обозначены тьюторские команды ДОУ, определены направления деятельности, которые заключались они в определении составляющих профессиональных компетенций педагогов ДОУ, подборе психолого-педагогического инструментария по выявлению дефицитов в компетенциях работников дошкольного образования. В результате деятельности тьюторских команд была разработана матрица выявления дефицитов в педагогических действиях педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

        В учреждении былa определена цель развития в новых условиях и задачи:

          Создание в ДОУ комплексной системы педагогической работы, совмещающей инициативную деятельность педагогов с тьюторской позицией, с процессами её нормативного оформления, анализом и планированием образовательных результатов тьюторского сопровождения.

Задачи:

- выявление дефицитов в сформированности профессиональных компетенций (коммуникативных);

- разработка модели развития коммуникативных компетенций;

- разработка содержания основных форм тьюторского сопровождения, выявление их эффективности;

- обеспечение профессионально-личностного развития и самореализации педагогов.

        Определили структуру команды педагогов с тьюторской позицией. Считаем, что педагогом с тьюторской позицией может стать тот, кто не просто готов поддерживать коллег в разрешении интересующих их вопросов, но  и вместе с ними включаться в поиск ответов, он должен иметь собственный опыт самообразования. (Заведующий,  старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели с тьюторской позицией)

        На II этапе диагностическом-мотивационном состоялось «открытие новых островов» -  где определили цель деятельности на этом этапе:

        Создание условий для  профессионального самопознания педагогов

 на основе проявления познавательных инициатив и интересов, формирование  мотивации педагогов на повышение своего профессионализма,  самосовершенствования. (самопознание своей успешности и  своего проблемного поля).

Задачи:

1. Использование диагностического инструментария комплексной диагностики по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов; по  индивидуальным запросам.

2. Определение мотивов профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

3. Проведение диагностики с целью изучения коммуникативных затруднений педагогов во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений.

В результате:

  • Проведена диагностика с целью изучения коммуникативных затруднений педагогов во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений.
  • Определены дефициты в профессиональных компетенциях.
  • Определены мотивы профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
  • Проанализированы возможности методического и психологического сопровождения.

        Были выявлены разные профессиональные затруднения и дефициты, и основными по результатам стали дефициты в коммуникативных компетенциях.   Считаем, что коммуникативная компетентность является основной функцией, важной составляющей в профессиональной деятельности педагога.

        Для этого стало необходимым: создать условия для индивидуализации процесса саморазвития, для тех, кто желает достичь успеха, карьерного роста, собственной выгоды - аттестации…Таким образом стало возможным обеспечить тьюторское сопровождение.

Для себя определили, что тьюторское сопровождение – это движение педагога с тьюторской позицией вместе и рядом с тем педагогом, который разрабатывает и реализует свою индивидуальную траекторию образования; оказание помощи и поддержке в навигации, поиске ресурсов.  Где каждый  педагог как субъект своего развития – основной участник практики индивидуализации и тьюторского сопровождения.

         Специалистами дошкольного отдела и центра развития образования

был разработан и апробирован «Дневник профессионального развития педагога», который помог нам определиться с маршрутом самосовершенствования:         Маршрут связан с индивидуализацией в образовательной среде и обеспечивает: время, место и средства

  • Самопознание (диагностико-мотивационные мероприятия)
  • Самоопределение (дневники, ИОМ, ИОП)
  • Самообразование (осуществление ИОМ, ИОП)
  • Самореализация (демонстрация опыта, достижений)

         С введением стандарта и проживанием диагностического этапа нашей практики, мы четко осознали, что для обеспечения качества дошкольного образования каждый  педагог должен быстро адаптироваться к новым условиям, владеть и осваивать новые компетенции, обладать умениями проектировать и совершенствовать собственную профессиональную практику.

        Поэтому определили цель III реализационного этапа, которая связана с целью тьюторского сопровождения - «Создание образовательной среды, оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого педагога на основе индивидуальных особенностей и образовательных потребностей».

        На этом этапе опирались на методологические и теоретические материалы тьюторства, а так же на методические и психологические ресурсы:

  1. Основа модели тьюторского сопровождения — актуализация образовательного пространства для педагога, при этом целевые установки развития задает субъект образования, т. е. сам педагог. (Образовательное пространство, образовательная среда должна быть реальная, актуальная, современная)  
  2. Технологические этапы тьюторского сопровождения или 3 фокуса тьюторского действия  
  • Создание избыточной образовательной среды (выбор времени, места, материала, темпа деятельности, способов деятельности + фиксация проявлений активности, интереса инициативности)  
  • Навигация (определение маршрута движения, раскрутка ресурсов)
  • Масштабирование (развитие, продвижение, качественные изменения, обсуждение следующего шага)

         В учреждении стало возможным использование  потенциала тьюторского сопровождения как практики. На сегодняшний день в такой практике мы можем активно включать педагогов в инновационную деятельность, создавая условия для профессионального развития, учитывая их интересы, запросы и потребности.  

        Этому способствуют имеющиеся вариативные ресурсы: культурно-предметные, социальные, антропологические (личные собственные) ресурсы

        Ориентировались на  «Ресурную схему тьюторского сопровождения»  и определили ресурсы :    

  • Антропологические (ориентация на свои собственные личные ресурсы: потребности, интересы и ценности, умения и качества, личный опыт, нахождение нового знания в себе самом) антропологический – опыт бытия человека
  • Культурно-предметные (консультации в области педагогики, психологии, методических подходов; тематические события и мероприятия годового плана и др.)
  • Социальные (образовательные возможности в условиях города, области, страны, интернет ресурсы: спецкурсы, семинары, вебинары, конференции и  т.д. – это расширение личной «образовательной географии»)

В работу с педагогами включили разные формы взаимодействия (культурно-предметные ресурсы), которые интересны и эффективны:

Основные формы тьюторского сопровождения:

  • тренинги
  • индивидуальная тьюторская консультация (беседа)
  • тьюториал - тьюторский семинар
  • тьюторская проба (организации ситуации, где будет возможность попробовать себя, продемонстрировать свои умения, возможности).
  • образовательные события (направлены на развитие мотивации, активное проживание событий своего маршрута – творческие мероприятия, спортивные события, мероприятия годового плана – педсоветы, мастер-классы, конкурсы и др.)

         Групповой тьюториал представляется нам как интересное активное групповое обучение, общение, направленное на развитие Н-Р.- коммуникативных, рефлексивных умений. Целью может быть разнообразие процессов обучения педагогов, активизация их творческого потенциала, побуждение к применению своих умений на практике.

        Используются интерактивные методы:

        Деловые, ролевые игры, дискуссии, тренинги, метод «Мозгового штурма», , моделирование ситуаций, приемы социоигровой технологии: игры разминки, выполнение заданий в компаниях, презентация продуктов; решение педагогических задач, заполнение синквейна, рефлексивные задания и др.

        Таким образом:  Педагоги, включаясь в разные виды деятельности, проживая образовательные события, проявляют себя, видят проблемы собственной практики, осознают необходимость изменения своей деятельности, с помощью анализа и рефлексии. А так же чувствуют поддержку и стали успешны в публичных выступлениях, конкурсах.

        Так же для организации ежедневной стабильной связи, организации общения, обмена информацией используем как часть образовательной среды - современный ресурс виртуального кабинета в виде электронной почты, ресурсы методического кабинета, что обеспечивает  открытость и информативность для каждого педагога.

        Двигаться в заданном направлении помогают принципы тьюторского сопровождения как мостики, соединяющие всех участников:

открытость  (внешняя и внутренняя позволяет педагогу быть открытым для взаимодействия, для самоопределения, осуществлять выбор деятельности, средств, партнёров)  

непрерывность – все образовательные события способствуют своевременному содействию и непрерывному образованию, поддержке интереса

 индивидуализация организуем деятельность с учетом личностных запросов и интересов педагога

        Инструменты тьюторского сопровождения.         Для движения педагогам первоначально были предложены дневники, которые стали ориентирами профессионального развития, где стало возможным фиксировать и рефлексировать собственную позицию по отношению к самообразованию, самопродвижению. Индивидуальные образовательные маршруты позволили определить остановки, наметить образовательные события, увидеть путь образовательного движения, разработать  ИОП,  опираясь на карты ресурсов, как предложенные, так и самостоятельно выбранные.

        Навигаторы возможностей  позволяют осознано продвигаться по маршруту самоопределения и саморазвития, стремиться к самореализации. Каждый педагог имеет возможность выбрать свой путь.  

На различных мероприятиях ДОУ: семинарах-практикумах, стажировочных площадках и др., участники успешно «проживали» их с помощью инструментов:

  • бортовые журналы, заметки увлеченных педагогов;
  • информационные и практические материалы кейса,  
  • навигаторы  прохождения индивидуального маршрута: кейс-следы, заметки, памятки, алгоритмы, анкеты
  •  рефлексивные задания и др.,

        которые помогают погружаться и ориентироваться в теме, направлениях деятельности, осмысливать и анализировать собственный опыт, определять точки роста;  искать единомышленников; корректировать по необходимости запросы,  маршруты, подбирать ресурсы, осуществлять «пробы» в практической деятельности.  

        Ресурный центр.  Педагогические мастерские. Школа современного педагога.

        В течение многих лет центр развития образования города (МАО ЦРО ДПО ) – как основной ресурсный центр оказывает поддержку педагогам ДОУ, организуя  работу сетевых сообществ, предлагает выбор образовательной среды:

        Деятельность сетевых сообществ используя потенциал тьюторского сопровождения (использование дневников, карт ресурсов, работу с запросом, рефлексивные технологии) позволила открыть пути, ресурсы и возможности для самообразования, самореализации через презентации опыта, участия в конкурсах и др, тем самым обеспечивая удовлетворение запросов и интересов.

        Поэтому наши педагоги постепенно овладевают навыками работы с инструментами не только в ДОУ, учатся планировать, использовать предлагаемые ресурсы, проводить самоанализ и др.

        Фокус-группы.

        Опыт работы в сетевых сообществах, участие в стажировочных площадках  позволил определить педагогов с тьюторской позицией, расширить границы образовательной среды ДОУ, поддержать инициативу, самостоятельность педагогов в выборе направлений саморазвития, обеспечить повышение профессиональных комптенций в освоении педагогических технологий, позволяющих опираться в работе с детьми на личностно-ориентированный и деятельностный подходы, что важно при реализации стандарта.

        В ДОУ организована работа фокус групп как групп самоопределения по направлениям:

  • Социоигровая технология
  • Проектная технология
  • ИК технология

        Координаторы фокус-групп – это педагоги с первой и высшей категорией, имеющие педагогический опыт, опыт в реализации педагогических технологий. Определены сроки проведения тьюториалов, встречи проводятся в удобное время для педагогов, встречи носят как групповой, так и индивидуальный характер,  

        Координаторы осуществляют тьюторские функции: помогают выявить проблему, индивидуальный запрос, предлагают выбрать направление и содержание, обсуждают трудности, создают условия по построению и реализации маршрута, предоставляют ресурсы.

        В результате первой встречи участники заполнили маршрутный лист, определились с запросом, познакомились с содержанием деятельности по освоению технологий, обменялись мнениями, информацией, имеющимся опытом, появилась возможность самостоятельных проб - например: в создании презентаций для детей, применение приемов социоигровой технологии, в разработке проекта.

         Образовательные эффекты тьюторского сопровождения.

        Используя все найденные ресурсы к настоящему времени,  достигли важных результатов:

         Педагоги сегодня понимают, что раньше ими управляли, но пришло время, когда они сами несут ответственность за повышение своего профессионального мастерства.

        Из 35 педагогов – 26 педагогов-76 %, это педагоги с активной позицией самообразования, саморазвития,  6 из них осваивают тьюторские функции, это говорит об осознанности и желании развиваться, идти вперед в ногу со временем, даже немного забегая вперед, увидеть перспективу.  

        Улучшился психологический климат в коллективе, что произошел положительный рывок в развитии стиля взаимодействия с детьми, что раньше являлось дефицитом: демократический стиль используют - 95%

        Наши педагоги проявляют самостоятельность:

  • в выборе пути самообразования
  • в выборе технологий, методов, средств
  • в подготовке к аттестации
  • в участии в событиях и мероприятиях на всех уровнях (в т.ч. конкурсах, вебинарах, семинарах и др.)
  • в выборе взаимодействия с социальными партнерами и др.

         Растет самооценка, поскольку сравнивают себя с другими, стремятся к уважению, самоуважению, меняется позиция: не могу, не хочу на позицию хочу, знаю, умею, могу!   А демонстрация своего опыта позволяет осознать его ценность, значимость профессиональных компетенций. Работают переговорные площадки, где происходит командное обсуждение, принятие общих решений, это почувствовать важность своего участия, сопричастность к событиям.

        Продукты тьюторской деятельности.

        На данном этапе продуктом взаимодействия тьюторов и тьюторантов является папка-портфолио–как результат саморазвития, самосовершенствования, профессионального роста педагога. Формируются разные типы портфолио.

         Таким образом, реализация практики продолжается, создание условий для профессионального развития коллектива педагогов способствует  стабильному продвижению по лесенке профессионального успеха.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

сохранение и укрепление здоровья дошкольников по­средством обеспечения безопасной и психологически комфорт­ной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников в условиях ФГОС ДО

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренн...

«Обеспечение педагогических и организационных условий развития практики индивидуализации и тьюторского сопровождения педагогов ДОУ»

Презентация методической практики представляет собой информационно-практический экскурс-погружение старших воспитателей в реализуемый опыт дошкольного учреждения по сопровождению педагогического колле...

Сопровождение педагогов при переходе на ФГОС ДО в соответствии с требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО...

Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Одна из главных составляющих стандарта, без которой немыслимо его успешное внедрение в ДОО, – это подготовка кадров. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к кв...

Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"

1.Современное состояние инклюзивного образования. 2.Специфика деятельности (сопровождения)  педагога-психолога в условиях инклюзивного образования....

«Коучинг как средство методическом сопровождении педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Для старших воспитателей  ДОУ,с целью методической поодержки участников образовательной деятельности....