«Обеспечение педагогических и организационных условий развития практики индивидуализации и тьюторского сопровождения педагогов ДОУ»
статья на тему

Елена Александровна Маджар

Презентация методической практики представляет собой информационно-практический экскурс-погружение старших воспитателей в реализуемый опыт дошкольного учреждения по сопровождению педагогического коллектива в условиях ФГОС ДО, ориентируясь на позиции тьюторства и индивидуализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация методической практики

«Обеспечение педагогических и организационных условий развития практики индивидуализации и тьюторского сопровождения педагогов ДОУ»

Маджар Елена Александровна

Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР-ДС № 9»

        Презентация методической практики представляет собой информационно-практический экскурс-погружение старших воспитателей в реализуемый опыт дошкольного учреждения по сопровождению педагогического коллектива в условиях ФГОС ДО, ориентируясь на позиции тьюторства и индивидуализации.

         Тема актуальна для педагогов, поскольку все чаще мы вместе с вами слышим понятия индивидуализации, тьюторства в образовании, многие проживали эти понятия на курсах, вебинарах, на встречах тьюторских команд, знакомились с материалами коллег в интернете на сайте «Международной тьюторской ассоциации», коллеги делились опытом в рамках конкурса разработок школы современного педагога «Старший воспитатель». Одним словом, тема у многих на слуху и уже в практике. Пока на данном этапе мы можем говорить о сопровождении педагогов, а в ближайшем будущем, возможно, придется осваивать тьюторское сопровождение наших дошколят, если будет потребность и возможности.

        

«Сопровождать – значит следовать рядом,

вместе с кем-либо в качестве спутника.

Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания.

Для личности актуальным становится поиск своего пути в профессии,

обретение права на индивидуальную траекторию развития».

Т.М. Ковалева

        С чего же все начиналось? Как мы пришли к тьюторскому сопровождению.

        Ориентиры деятельности были заданы специалистами дошкольного отдела с 2014 года. Были обозначены тьюторские команды ДОУ, где первоначально, ориентируясь на ФГОС, а конкретно на требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы были определены направления деятельности.

        Заключались они в определении составляющих профессиональных компетенций педагогов ДОУ, подборе психолого-педагогического инструментария по выявлению дефицитов в компетенциях работников дошкольного образования. В результате деятельности тьюторских команд была разработана матрица выявления дефицитов в педагогических действиях педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ходе встреч с нашими коллегами мы делились материалами по выявлению дефицитов… многие запустили методики в работу…..

В нашем дошкольном учреждении, на основании выявленных дефицитов, связанных с коммуникативными компетенциями  педагогов (в области организации и управления коммуникативной  деятельностью, поликультурного общения, толерантности, установление правил взаимодействия в разных ситуациях,  создании условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развития умения детей работать в группе сверстников,  недостаточной сформированности культуры вербального и невербального взаимодействия при общении), проанализировав их,  мы пришли к выводу о том что  устранить данные дефициты необходимо в короткий срок, при этом создать оптимальные  условия и выбрать эффективные средства.

  Для этого необходимо было выстроить методическое и психологическое сопровождение педагогического коллектива.

        Так же, ориентируясь на эти задачи - состоялся анализ опыта работы коллектива за несколько лет в реализации  экспериментальной площадки, муниципальных стажировочных площадок по различным темам, и были определены  возможности развития коммуникативных компетенций педагогов ДОУ и презентации опыта и практики коллегам ДОУ. А интересный опыт был накоплен, в том числе личный опыт у педагогов, способных передать опыт другим через открытые занятия, проведения мастер-классов, семинаров и др.

         Как раз, опыт экспериментальной площадки позволил открыть стажировочную площадку «Технология открытого образования в развитии коммуникативных компетенций детей и взрослых, как условие успешной реализации ФГОС ДО», что позволило и представить опыт, и получить опыт, раскрыть возможности, ресурсы для развития практики.  

        Наряду с анализом опыта и с решением вопросов, связанных с устранением дефицитов пришло и понимание того,  что с коллективом педагогов и коллегами города, взаимодействовать по-старому нельзя. Необходим новый взгляд, современный подход.

        Такой опыт, конечно, продемонстрировали специалисты дошкольного отдела, центра развития образования, коллеги, прошедшие курсы тьюторского сопровождения, когда стали предлагать различные формы организации, интересные интерактивные методы.

        Параллельно с выявлением дефицитов, методической и психологической поддержкой педагогов по устранению этих дефицитов, подготовкой и проживанием вместе с педагогами ДОУ и стажерами событий стажировочной площадки, приходилось изучать, пробовать на практике новые методы и интерактивные формы взаимодействия, общения, перестраивать подход в целом при организации всех мероприятий -  как раз, реализация программы стажировочной площадки состоялась с позиции тьюторского сопровождения,  использования инструментов сопровождения. Участники «проживали» тематические модули с помощью дневников стажера, информационных и практических материалов кейса,  где были обозначены навигаторы прохождения индивидуального маршрута: кейс-следы, заметки, памятки, алгоритмы, тесты, анкеты и рефлексивные задания и др., которые помогали погружаться и ориентироваться в теме, направлениях деятельности, осмысливать и анализировать собственный опыт.

        Такая позиция-индивидуализации и тьюторства, в том числе, коснулась и  мероприятий годового плана-например, педсоветов.

        Решили на педсоветах не пересказывать теории и методики образовательной деятельности с детьми, а дать возможность самостоятельно изучить, вспомнить, оформить тезисы или кейс-следы, формируя тем самым материалы кейс-папки, папки самообразования; далее осуществить «пробы» в практической деятельности, пригласить коллег, молодых педагогов на открытые просмотры в деятельности с детьми.

        А уже на педсовете через интерактивные методы «держать совет», анализировать, дискутировать, обсуждать что получилось, что не олучилось, какие приемы работают, что интересно детям и самим педагогам, а также появилась у каждого возможность провести рефлексию собственного опыта, определить точки роста;  найти единомышленников, объединиться в фокус группы, творческие группы для решения определенных задач.

        Что же в результате активной деятельности, в созданных условиях - приобрели наши педагоги,  что стало возможным:

1. Углубленно проживать свой опыт, готовясь к мероприятию (труд самоанализ, самопознание)

2. Осознать ценность своего опыта, значимость профессиональных компетенций (а это шаг вперед)

3. Получили возможность демонстрировать свой опыт взаимодействия с детьми, общаться, обмениваться материалами практическими (в том числе это важный ресурс и для молодых педагогов)

4. Почувствовать важность своего участия, сопричастность к событию

5. Получение сертификата, для подготовки к аттестации на категорию

        Заданные позиции индивидуализации и тьюторского сопровождения педагогов привели нас к тому – что пройдя этот путь, очень короткий, мы с педагогами осознали, что появилась необходимость индивидуального взаимодействия с каждым педагогом в определении индивидуальной траектории развития. Запросы и потребности сегодня разные у каждого педагога. Кто-то только вливается в работу, кто-то обобщает опыт и выходит на аттестацию. Поэтому и подходы нужны иные и формы методической работы.

        Начать решили с оформления индивидуального образовательного маршрута. Чем сейчас и  занимается педагогический коллектив ДОУ. Для этого есть условия и ресурсы.

        Говоря сегодня о тьюторском сопровождении, наверно у вас у многих возникают вопросы,  что такое тьютор, профессия ли это, что такое тьюторская позиция, индивидуализация. Тьютор –сопровождает, поддерживает процесс самообразования, отвечает и участвует в формировании индивидуальной ответственности за знания, опирается на рефлексию опыта самообразования педагога. 

        Татьяна Михайловна Ковалева является председателем Международной тьюторской ассоциации и есть возможность ознакомиться с материалами интернет-ресурсов,  чтобы глубже понять суть вопроса можно послушать вебинары, лекции – интересные моменты можно услышать и многое понять.

        Понятия разные, вариативные их очень много. Конечно-тьютор – это профессия, но пока она нами не освоена, можно говорить о тьюторской позиции.         

        Считаем, что тьюторская позиция- как позиция сопровождения, поддержки процесса самообразования, реализации ИОМ (индивидуального образовательного маршрута)  сегодня актуальна в методической работе  учреждения и обеспечивает условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, реализации их возможностей, образовательных потребностей, в целом динамики профессионального роста и развития каждого педагога.

        Литература, материалы

1.  Материалы Т.М. Ковалевой  «Тьюторство как эффективная практика индивидуализации»

2. Лекция-семинар Т.М. Ковалевой «Основная проблематика тьюторства – индивидуализация».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в условиях ФГОС

В современном образовании при организации методической работы важно создать условия для становления таких жизненных установок личности, педагога как:  способность к сотрудничеству и ответственном...

Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ

Работая с детьми с ОВЗ, мы обратили внимание на то, что у них недостаточно высокая  познавательная активность, дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окр...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...

Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.

В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...