ФГТ и ФГОС
методическая разработка на тему

Токарева Юлия Михайловна

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_fgt_i_fgos.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Исполнитель: Арбанова Юлия Михайловна

Сравнительный анализ ФГТ и  ФГОС в дошкольном образовании

ФГТ

ФГОС

Содержание

Общие требования

Требования к структуре ООП ДО

Требования к условиям реализации ООП ДО

Общие положения

Требования к структуре ООП ДО и ее объему

Требования к условиям реализации ООП ДО

Требования к результатам освоения ООП ДО

Содержание программы

Совокупность образовательных областей

Разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (Ф,С-Л, П-Р, Х-Э)

Развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности по образовательным областям

Программа направлена на:

*Формирование общей культуры

*Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств

*Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную спешность

Сохранение и укрепление здоровья детей

*Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

*Создание условий развития ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности для его :

*позитивной социализации

*личностного развития

 *развития инициативы и *творческих способностей

*Создание развивающей среды(систему социализации и индивидуализации детей)

Образовательный области

  1. Физическая культура
  2. Здоровье
  3. Безопасность
  4. Социализация
  5. Труд
  6. Познание
  7. Коммуникация
  8. Чтение х /л
  9. Художественное творчество
  10.  Музыка
  1. Социально – коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно – эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Программа состоит

из двух частей:

  1. Обязательной части
  2. Части, формируемой участниками образовательного процесса

Объем обязательной части не менее  80%, части формируемой – не более 20% 

из трех основных разделов:

  1. Целевой раздел
  2. Содержательный раздел
  3. Организационный раздел

Объем обязательной части не менее  60%, части формируемой – не более 40% 

Дополнительный раздел – краткая презентация П, ориентированная на родителей и доступна для ознакомления (на сайте)

Обязательная часть

  1. Пояснительная записка
  2. Организация режима пребывания в ОУ
  3. Содержание психолого-педагогической работы по областям
  4. Содержание коррекционной работы(для детей с ОВЗ)
  5. Планируемые результаты освоения ООП ДО
  6. Система мониторинга

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка (цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию П, характеристики особенностей развития детей)
  2. Планируемые результаты освоения ООП

Содержательный раздел

  1. Описание образовательной деятельности
  2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации

Содержательный раздел

  1. Описание образовательной деятельности
  2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации
  3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если предусмотрено П)

Здесь должны быть представлены :

  • Особенности образовательной деятельности
  •  способы и направления поддержки детской инициативы
  •  особенности взаимодействия с семьей
  • Иные характеристики содержания П (существ. с т. зр. авторов)

Организационный раздел

  • материально-техническое обеспечение
  • Методические материалы и средства обучения
  • Режим дня
  • Традиционные события, праздники, мероприятия
  • Особенности организации развивающей среды

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

  • Видовое разнообразие учреждения, приоритетные направления
  • Специфика национально-культурных, демографических, климатических условий

  • Различные направления, выбранные участниками образовательных отношений (парциальные, созданные самостоятельно)
  • Специфика национальных, социокультурных и иных условий
  • Выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы, которые больше соответствуют интересам детей
  • Сложившиеся традиции Организации или Группы

Предметно-развивающая среда

  • Информативность
  • Вариативность
  • Полифункциональность
  • Педагогическая целесообразность
  • Трансформируемость
  • Полоролевая специфика
  • Интеграция
  • Информативность
  • Вариативность
  • Полифункциональность
  • Педагогическая целесообразность
  • Трансформируемость
  • Полоролевая специфика
  • Интеграция

Результаты освоения ООП

Интегративные качества

Целевые ориентиры

  • Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе
  • Обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры
  • Достаточно хорошо владеет устной речью
  • Развита крупная и мелкая моторика
  • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
  • Проявляет любознательность, способен к  принятию собственных решений

Тимиргалина Юлия Александровна.

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО

Требования ФГОС

Показатели

ФГТ

ФГОС

Организация образовательного процесса

Цель  дош-кольного образования

П.2.2.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на

-формирование общей культуры,

-развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

-формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

-сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

-коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

 

П.1.5.

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

Предполагаемые  результаты

Интегративные качества

-Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

-Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Принципы

П.2.4.(ОП)

-развивающего образования;

-научной обоснованности и практической применимости;

-полноты, необходимости и достаточности;

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

-интеграции образовательных областей;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

-решение программных образовательных задач в совместной деятельности  адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 

П.1.2. (законодательство РФ):

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…

П.1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1.полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3.содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.сотрудничество Организации с семьей;

6.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8.возрастная адекватность дошкольного образования;

9.учет этнокультурной ситуации развития детей

Структурирование содержания

4 линии развития детей, 10 образовательных областей

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Направленность на детей

Дошкольный возраст

Ранний и дошкольный возраст

Мониторинг результативности образовательной деятельности

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (оценка итоговых и промежуточных результатов освоения Программы), позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга

П.3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.

-Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

-Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения  образовательных задач.

-При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Структура  образовательной программы

Целевой раздел

1.Обязательная часть ОП

-Пояснительная записка:

-возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

-приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);

-принципы и подходы к формированию Программы.

Пояснительная записка:

1.цели и задачи реализации Программы (п.2.4)

2.принципы и подходы к формированию Программы (п.1.4)

3.характеристики, значимые для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Содержательный раздел (инвариантная и вариативная части)

-Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

-Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

-Содержание коррекционной работы

-Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношенийотражает:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях…(кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

 

1. Обязательная часть ОП: в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

-Часть, формируемая участниками образовательных отношений: может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

-Часть, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

ü    специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

ü    выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

- Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержаниеданного раздела определяется Организациейсамостоятельно.

Организационный  раздел

-

Если обязательная часть Программы соответствуетпримерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношенийпарциальных программ, методик, форм организации образовательной работы (п.2.12).

Дополнительный раздел

-

Текст  краткой презентации ОП, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступной для ознакомления:

- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

- используемые Примерные программы;

-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Условия реализации ООП

Психолого-педагогические условия

Требования к психолого-педагогическому обеспечению:

-Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми

-Сохранение психического здоровья воспитанников

-Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса

-Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста

-Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования

-Построение взаимодействия с семьями воспитанников

-Создание системы организационно-методического сопровождения ОП

-Разделение воспитанников на возрастные группы

-Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников

-Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения с родителями

-

 

3.2.1. Психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

 

       3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий..

       3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения  образовательных задач.

3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста….

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

 консультативной поддержки педагогических работников и родителей…

3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий..

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки..

Кадровые условия

-Укомплектованность образовательного учреждения

- Уровень квалификаций педагогических и иных работников

-Непрерывность профессионального развития педагогических работников

-

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Материально-технические условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы)

-Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания

-Требования к набору и площадям образовательных помещений

-Требования к искусственному и естественному освещению помещений

-Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений

- Требования пожарной безопасности

- Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

Требования к учебно-материальному обеспечению

-Требования к предметно-развивающей среде

-Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции

-Требования к оснащению и оборудованию кабинетов

-Требования к техническим средствам обучения

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

 

Требования к медико-социальному обеспечению

-Требования к медицинскому обслуживанию

-Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп

-Требования к прохождению профилактических осмотров

- Требования к организации питания

- Требования к организации оздоровления

 

 

Требования к информационно-методическому обеспечению

- Информационное обеспечение ОП

-Методическое обеспечение образовательного процесса

 

 

 

Финансовые условия реализации Программы

 

 

Требования к результатам освоения ОП

 

Интегративные личностные качества

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

- Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...

Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО

Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  ФГОС НОО ОВЗ и ...