Понятие «детское творчество», его структура, этапы, виды и условия развития.
статья (старшая группа) на тему

Дюбко Людмила Гурьяновна

Детское творчество в педагогической литературе определяется как «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «детское творчество», его структура, этапы, виды и условия развития

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Оно может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология исследует процесс, механизм протекания акта творчества, а философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному поднимался в разные исторические эпохи.  В психологическом словаре понятие «творчество» определяется как  «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Б.М. Теплов отмечает, что с психолого-педагогической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Детское творчество в педагогической литературе определяется как «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения». Д.Б. Богоявленская отмечает, что в процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др.

В психологии и педагогике, говоря о детском творчестве, принято выделять его специфические особенности. Во-первых, как считает Т.С.Комарова, основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях . Во-вторых, новизна открытий и продукта субъективна. В-третьих, процесс создания нового продукта доставляет ребенку большее удовольствие, чем результат. Поэтому «под детским творчеством понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс», – отмечает Н.А.Ветлугина. По словам, О.М.Дьяченко, «сами попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество».

Д.Б. Богоявленская выделила показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это: новизна продукта (субъективная), оригинальность продукта (подхода); вариативность решений;  интеллектуальная активность,  эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений. По мнению известного американского психолога П. Торранса, показателями уровня развития детского творчества, являются беглость, гибкость и оригинальность мышления детей.  О.М. Дьяченко считает, что к этим показателям необходимо добавить уровень развития творческого воображения дошкольников.

При развитии детского творчества необходимо учитывать структуру этого процесса. Общая структура творческой деятельности взрослого, по Б.М.Теплову, выглядит как триада: «продукт творчества – творческие умения – восприятие, в которой продукт творчества выступает отправным звеном: его взрослый задумывает, а затем приступает к его созданию». А.Г.Гогоберидзе отмечает, что в дошкольном возрасте становление детского творчества представляет обратную связь, в которой начальной ступенью является восприятие и накопление познавательного и чувственного опыта, формирование творческих умений и на их основе появление первых продуктов творчества.

Д.Б. Богоявленская отмечает, что творческая деятельность протекает в трех этапах: 1) сознательная работа, особое деятельностное состояние, подготовка к озарению новой идеей; 2) бессознательная работа над проблемой; 3) переход бессознательного в сознательное (вдохновение), в результате чего в сферу сознания проникает идея в виде замысла. Рассматривая творческий процесс с точки зрения теории деятельности, разработанной Д.А. Леонтьевым, можно выделить следующие его этапы: замысел – воплощение – результат. Л.С. Выготский правомерно считает, что для ребенка дошкольного возраста самым важным этапом является этап воплощения, т.е. сам процесс деятельности, а не результат творчества. Об этом же пишет Т.С. Комарова: «Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности, т.е. во время воплощения замысла». Об этой же особенности детского творчества пишет А.Г.Гогоберидзе: «Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения (воплощения) замысла».  

Дошкольная педагогика выделяет следующие виды детского творчества у старших дошкольников: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, и музыкальное творчество.

Детское художественное творчество – деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди дошкольного возраста. Н.А.Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова и другие убеждены, что в развитии детского творчества ведущая деятельность – художественно-изобразительная. По словам Т.Г.Казаковой, «процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален и в то же время он способствует проявлению творческого потенциала каждого ребенка.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в период дошкольного детства. В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза).

Музыкальное детское творчество проявляется в восприятии и изучении музыкальных произведений композиторов. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, ритмике, пении.  

Существенным для нашего исследования является то, что в результате исследований Н.С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, Б.М.Теплова были выделены  условия для развития детского творчества. Это развитие восприятия, мышления и воображения.

Важное условие детского творчества, отмечает Л.С. Выготский,  развитие у детей всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового). По наблюдениям Т.С. Комаровой, «в рисунках, лепке, конструировании каждый ребенок творчески отражает собственные впечатления, полученные от окружающего мира».

Еще одним условием развития детского творчества дошкольников, по мнению Т.Г. Казаковой, является наличие наглядно-образного мышления, которое «опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства творческого решения мыслительной задачи».

Необходимость развития у дошкольников воображения связана с тем, что, по словам С.Л. Рубинштейна,  «оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентирует в процессе деятельности на творчество». На тесную связь воображения и творчества указывает определение воображения, которое дает Е.Е. Кравцова: «Воображение – это познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта».

Принято различать два вида воображения – воссоздающее и творческое. Последнее предполагает «самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих, аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности». Развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Развитие творческого воображения для детского творчества важно, однако, как отмечает, Л.А. Парамонова, «Изолированного развития воображения для детского творчества недостаточно. Отсюда можно сделать важный для педагогики вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие детского творчества, должна также ставить задачи: развитие у детей восприятия и мышления; развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее); развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.)».

Решению последней задачи способствует создание особой атмосферы, которая рождает чувства психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы или глупы, - это самое верное средство подавить их творчество. К мыслям, высказываемым детьми следует относиться с уважением.

Развитие детского творчества базируется, по словам Л.С. Выготского, на обогащении детского опыта в разных видах продуктивной деятельности: игре, изобразительной и музыкальной деятельности. Для этого в детском саду должна быть создана предметно-развивающая среда,  которая позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему, активизирует самостоятельную игровую, изобразительную, музыкальную деятельность.

Таким образом, очень важно развивать и поощрять творчество во всех видах деятельности ребенка старшего дошкольного возраста, тем самым способствовать возникновению у него новых творческих замыслов, приемов и способов их реализации. Особенностями детского творчества выступает его субъективность и нацеленность на сам процесс, а не на результат. В деятельности дошкольника есть все этапы творчества (замысел – воплощение – результат), но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Для развития детского творчества дошкольников необходимо развивать у детей восприятие, наглядно-образное мышление (особенно такие его качества, как беглость, гибкость, оригинальность), воображение. Один из главных путей развития детского творчества – художественная деятельность