Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым
консультация на тему

Новожилова Елена Андреевна

Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.

Консультация для воспитателей.

 

         Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если с взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спо­койно, без лишних экспрессии, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, крив­ляньем, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в  10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ре­бенка   и   взрослого.   Причем   эти   экспрессии   выражают   самые разные состояния - от ярко выраженного негодования («Ты чего берешь?!») до бурной радости («Смотри, что получилось!»). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раско­ванность, так характерную для общения детей друг с другом.

         Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестан­дартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь с взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общеприня­тых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологи­ческий смысл.  Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления инди­видуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстни­ком, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя - на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого нача­ла - игра, фантазирование и т. д., - значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше.

         А сейчас о третьей отличительной особенности общения до­школьников. Она заключается и преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем вы­слушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.

         Совсем по - другому ребенок воспринимает взрослого. Его ини­циативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребе­нок старается ответить на попроси взрослого, продолжить нача­тый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь с взрослым, дошкольник скорее предпочита­ет слушать, чем говорить сам.

         Четвертая отличительная особенность общения дошкольни­ков состоит в том, что оно значительно богаче по своему назна­чению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстни­ка, более многообразны чем, если бы партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что - либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязы­вание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и посто­янное сравнивание с собой  (я так могу, а ты?).

         Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться, фантазировать. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообра­зие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

         Из сказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ре­бенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормаль­ного развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.

Консультация для воспитателей.

        Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если с взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спо койно, без лишних экспрессии, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, крив ляньем, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в  10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ре бенка   и   взрослого.   Причем   эти   экспрессии   выражают   самые разные состояния - от ярко выраженного негодования («Ты чего берешь?!») до бурной радости («Смотри, что получилось!»). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раско ванность, так характерную для общения детей друг с другом.

        Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестан дартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь с взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общеприня тых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологи ческий смысл.  Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления инди видуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстни ком, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя - на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого нача ла - игра, фантазирование и т. д., - значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше.

        А сейчас о третьей отличительной особенности общения до школьников. Она заключается и преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем вы слушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.

        Совсем по - другому ребенок воспринимает взрослого. Его ини циативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребе нок старается ответить на попроси взрослого, продолжить нача тый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь с взрослым, дошкольник скорее предпочита ет слушать, чем говорить сам.

        Четвертая отличительная особенность общения дошкольни ков состоит в том, что оно значительно богаче по своему назна чению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстни ка, более многообразны чем, если бы партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что - либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязы вание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и посто янное сравнивание с собой  (я так могу, а ты?).

        Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться, фантазировать. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообра зие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

        Из сказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ре бенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормаль ного развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....

«Культура общения между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками»

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Девочки лишины скромности, агрессивны, а мальчики наоборот не ум...

Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...

Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его професс...

Тренинговая программа "Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми"

Данная программа рассчитана на детей подготовтельной группы, посещающих логопедический детский сад.Темы упражнений и заданий преследуют следующие цели:1 Повышение уровня самооценки.2 Обучение, навыкам...

Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...