Народный фольклор в воспитании ребенка
статья на тему

Кузьмичева Валентина Сергеевна

В данной статье рассматривается влияние народного фольклора на становление личности ребенка дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx9.41 КБ

Предварительный просмотр:

Народный фольклор в воспитании ребенка

Структура статьи:

  1. Актуальность проблемы
  2. Формирование интереса у детей к народному фольклору
  3. Вывод
  4. Список источников

В данной статье рассматривается влияние народного фольклора на становление личности ребенка дошкольного возраста.

Актуальность проблемы народного фольклора в воспитании ребенка.

Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащает ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ,

Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в крестьянской среде в наиболее доступной форме осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся в течение веков эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Крестьянский быт буквально пропитан фольклором. Именно через фольклор формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества. Педагогическая направленность мира, в котором живет и формируется ребенок (народные песни, игры, сказки…) — очевидна.

Формирование интереса у детей к народному фольклору.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное творчество.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий! »

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды… »

«Кран, откройся

Нос умойся… »

«Чистая водичка умоет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке»

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бурные эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи

- обогащение словаря

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Можно сделать следующие выводы, что фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста. В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей, формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.

Фольклор должен звучать и в повседневной жизни детей в детском саду, в процессе выполнения режимных моментов, в ходе занятий, на прогулке, в игровой деятельности.

Список источников:

Никулина Л. А., Мирошникова Т. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1051-1052.

Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н //Программа «Из детства - в отрочество» М.: Просвещение, 2007. — 260 с.

Т. Тарабарина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» 2004 г.

Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», №7, 2011 г.

О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2006 г.

Капица Ф., Колядич Т. Русский детский фольклор: учебное пособие. – Litres, 2017.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. – Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль русского народного фольклора в воспитании детей

Общаясь при помощи фольклора, ребёнку открывается всё богатство красок русского народного языка. С раннего детства малыши усваивают ритмы народных песен, колыбельных, стихов, потешек....

Родительское собрание Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»

Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»Цель: Повышение активности родителей к использованию народного фольклора в воспитании собственных детей.Задачи:1.Помоч...

Использование народного фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста

Народный фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, расширяет знания детей об окружающей действительности, имеет ярко выраженную эстетическую направленность....

Народный фольклор в воспитании детей раннего возраста

В результате  общения  с фольклорными произведениями , ребенку пердаются их настроения и чувства...

Родительское собрание. Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»

                         Родительское собраниеТема: «Использование народного фольклора в воспитании детей»Цель: ...

Консультация для педагогов «Народный фольклор в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающем...