Родительское собрание: "РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ - ЖИЗНЕННАЯ ОПОРА РЕБЕНКА".
материал на тему

Метелева Наталья Викторовна

Родительское собрание: "РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ - ЖИЗНЕННАЯ ОПОРА РЕБЕНКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_dom-zhiznennaya_opora_rebenka.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

"РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ - ЖИЗНЕННАЯ ОПОРА РЕБЕНКА".

    Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит

безопасность всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер

К собранию оформлена выставка:

1.        Литература для родителей: Семейный кодекс; Конвенция по правам ребенка; «Об основных гарантиях прав ребенка» Федеральный закон РФ; Конституция Российской Федерации; «Закон об образовании» Федеральный закон РФ; «Права вашего ребенка» под редакцией А.Б. Суслова (учебное пособие); «Мы имеем ПРАВО» С. Козлова.

2.        Литература для детей: «Пословицы и стихи о семье и детях» О.Д. Ушакова; «Сестра моя Ксения» В. Драгунский; «Две сестры глядят на братца», «Разлука» А. Барто; «Стирка» Е. Серова; «Хорошее» В. Осеева; «Трудный путь» Э. Мошкова; «Если бы я был девчонкой» Э. Успенский.

3.        Выставка детского рисунка «Я и моя семья».

4.        Выставка семейных фотографий «Когда моя семья со мной!»

Ход собрания:

(Звучит песня «Родительский дом», муз. В. Шаинского, слова М. Рябинина).

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью.

И провожают в путь с добром!

Уважаемые родители!

 Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье.

- Что означает слово семья? (Высказывания родителей.)

Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми. («Толковый словарь» В.И. Даль)

Каждая семья имеет свой дом. Понятие «дом» имеет для человека много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных.

- Так что такое дом? (Высказывания родителей.)

Дом — это не только место жительства, официальный адрес, где человека можно найти, куда можно написать письмо, точка в пространстве социального мира, где он обитает. Дом - это символ жизни семьи, теплого домашнего очага. Грустно, когда дом пуст, когда тебя никто не ждет; тяжко быть бездомной сиротой.

- Чем для ребенка является дом?

Дом для ребенка является символом семьи, в этом доме у ребенка должно быть свое место, где он мог бы поиграть, пригласить к себе друзей. Важно, чтобы на это место в доме никто не претендовал.

Вся нравственная и хозяйственная деятельность русского человека была связана с семьей, в ней был смысл его существования. Семья являлась не только опорой государственности, но и миропорядка. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье и усваивались человеком постепенно. Не иметь жены или мужа, будучи здоровым и в зрелых годах, считалось  противоестественным и нелепым.

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью.  Это отражено в сказках, народных песнях, пословицах и поговорках

- Назовите известным вам русские народные сказки о семье и семейном быте?

(«Морозко», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди»...)

- Какие авторские сказки вы знаете?

(Ш. Пьеро «Красная шапочка», Аксаков «Аленький цветочек»...)

Устное народное творчество не ограничивалось одними сказками. Народ широко использовал пословицы и поговорки. В России считали, что «поговорка - цветочек, пословица - ягодка», а так как семья и дети занимали главное место в жизни человека, им было посвящено значительное количество пословиц и поговорок.

- Давайте все вместе вспомним пословицы и поговорки:

•        Отец и мать - ... (священные слова).

•        Золото и серебро не стареют,... (отец и мать цены не имеют).

•        Отца не хлеб кормит, ... (а доброе слово детей).

•        Материнское сердце ... (лучше солнца греет).

•        В гостях хорошо, а ... (дома лучше).

•        Не красна изба углами, а ... (красна пирогами).

•        Каково на дому, таково ... (и самому).

•        Дети - не в тягость, а ... (в радость).

•        Когда семья вместе, так ... (и сердце на месте).

•        Согласную семью ... (все беды обходят).

Семья много значит для каждого ребенка, так как в семье, как сказал И.А. Ильин, пробуждаются и начинаются все детские чувства души. В семье ребенок учится любить и верить, здесь формируется его характер, здесь открывается душа ребенка, закладывается его будущее счастье и несчастья, здесь ребенок становится маленьким человечком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья это как гнездо для птиц, а вот чтобы ребенок возвращался с радостью в это «гнездо», напрямую зависит от родителей.

«Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от своих близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей». (3. Матейчик).

Родители должны помогать своим детям, заботиться о них, чтобы дом для ребёнка стал защитой и опорой на протяжении всей его жизни.

- Скажите, что дает семья ребенку? (Ответы родителей.)

Семья дает ребенку то, что не может дать никакой другой социальный институт: близкую связь родственных отношений и единство с родными.

- Какова, на ваш взгляд, социальная функция семьи? (Высказывания родителей.)

Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище для ребенка.

«Любить детей - это и курица умеет. А вот воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» - так говорил известный писатель А.М. Горький.

- Как вы считаете, кто является главным воспитателем для ребенка? (Ответы родителей.)

Мать и отец - главные воспитатели ребенка. Их функция - научить ребенка жить. Но делать это надо бережно, с разумной строгостью и нежностью, чтобы не травмировать малыша, сохранить его любовь и доверие к ним.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его высокую самооценку или чувство самоценности.

Можем ли мы это сделать? (Предлагается каждому родителю определить, что он может делать при общении с ребенком.)

•        Безусловно, принимать ребенка таким, какой он есть.

•        Внимательно слушать его и переживать вместе с ним.

•        Чаще проводить время вместе с ребенком.

•        Не вмешиваться в его занятия, если он может с ними справиться самостоятельно.

•        Помогать ребенку, когда он просит.

•        Поддерживать его успехи.

•        Делиться с ребенком своими чувствами (то есть доверять ему).

•        Конструктивно разрешать конфликты.

•        Использовать в общении с ребенком фразы: «Мне хорошо с тобой»; «Я рада тебя видеть»; «Я по тебе соскучилась»; «Ты мой хороший»; «Давай посидим вместе».

•        Обнимать ребенка не менее 4-х, а лучше 8, раз в день.

Вершиной достижения родителей является благополучие детей.

И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей - ребенок. И как сказал А.С. Макаренко: «Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

- Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду?

Приоритет в воспитание ребенка всегда должен, бесспорно, принадлежать семье. Детский сад является помощником семьи, он создает необходимые «условия продолжения жизни ребенка семье». (Г.Г. Кравцов.)

Что, по вашему мнению, укрепляет семью? (Дети, любовь, дружба, взаимопонимание, уважение.)

Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному кодексу РФ это называется родительскими правами.

В «Семейном кодексе РФ» права детей закреплены в главе 11, а в главе 12 - Права и обязанности родителей.

Мы, взрослые, должны понимать, что у ребенка-дошкольника есть определенные права, которые мы должны знать и соблюдать. Эти права должны знать и наши дети. Известно, что ребенок, права которого не нарушались, ребенок, осознающий свои права и обязанности, - это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.

- Давайте обсудим следующие ситуации:

     1. Бабушка целый день занималась домашними делами, устала и решила немножко полежать. Только прилегла, слышит, внучка с прогулки пришла, подбежала к ней и стала просить почитать ей сказку. Бабушка поднялась с кровати и стала читать книжку.

Кто и чьи права нарушил?

    2. Дети играли на участке, бегали, резвились. Наташа отошла в сторону и присела. Мама сказала ей: «Иди к детям, смотри, как они весело играют». Наташе не хотелось вставать, но она не могла ослушаться, встала и пошла к детям.

Кто и чьи права нарушил? Какое право нарушено? Кто прав?

    3. Алеша поспорил с сестрой Олей: кто из родителей их больше любит?

Алеша считал, что папа, потому что он с ним играет в разные игры, да и вообще, чем они только с папой ни занимаются! Оля же отвечала, что мама. Она и вкусный завтрак приготовить может, и книжки интересные вслух почитать, и колыбельную спеть, да мало ли еще что! А как вы думаете, кто из родителей больше любит Алешу и Олю?

- Предлагаю вашему вниманию вопросы для интервьюирования детей «МОЯ СЕМЬЯ».

•        Сколько человек в твоей семье?

•        Кто в семье самый старший?

•        Кто самый добрый? (Можно спросить веселый, сильный)

•        Каким ласковым именем тебя называют в семье?

•        Собираетесь ли вы по вечерам всей семьей вместе?

•        Можно ли вашу семью назвать дружной и сплоченной?

•        Какие семейные праздники и традиции есть в вашей семье?

•        Нравится ли тебе бывать дома с твоей семьей?

- Достаточно ли хорошего питания и медицинского ухода для полноценного развития ребенка?

Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения с взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Проблемные, трудные, непослушные дети, так же как дети с комплексами, «забитые» или несчастные - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

     Следует помнить, что семейные узы не рождаются в родильной палате, тем более не становятся сразу сильными и крепкими. Их надо постоянно укреплять. Скука и равнодушие способны расстроить даже самое идеальное семейное благополучие.

     Нельзя жить на свете, ничем не интересуясь, нельзя проводить все вечера за телевизором, споря и ругаясь из-за каналов. Мы рождены на свет, чтобы наслаждаться жизнью во всех ее лучших проявлениях. Приглядитесь друг к другу, попробуйте понять своего близкого и родного человека. И помните: чтобы ни произошло с вами за день, придя домой, оставьте все невзгоды и печали за порогом. Совместное времяпровождение - это отличное средство для укрепления семейных уз. Ведь для создания праздника в семье не нужно особых затрат, его цель не в посиделках за щедро накрытым столом, а в создании особого радостного настроения, и помогают нам в этом различные игры.

Пора детства останется сладким воспоминанием лишь в том случае, если семья приложит все свои усилия. Для этого совсем не нужно изобретать что-то необычное и оригинальное, просто надо чаще играть всей семьей! Да-да, игра - самый лучший способ веселого и занимательного время препровождения, в процессе которого вы не только займете ребенка, но и научите его многому, ведь любая наука легко дается, играючи. Больше играйте вместе со своими детьми.

- Как вы считаете, что укрепляет семью?

    Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, который влияет на развития ребенка. Чем труднее условия жизни, тем больше и вам, и детям нужна эмоциональная поддержка. Ведь нет никого, кто бы был ближе ребенку, чем вы, родители. Так что сохранение теплых, поддерживающих отношений в семье - дело выживания семьи, и ради этого стоит потрудиться.

    Помните, что стиль общения родителей с ребенком, сказывается на будущем ребенка.

«Не воспитывайте слишком много, уважайте ребенка и не отнимайте у дитяти его детства», - писал И.Ф. Гербарт.

Предлагаю вам взять памятку из «Семейного кодекса» о правах детей и родителей и перечень игр, в которые можно играть всей семьей дома. Спасибо за внимание.

Литература

1.        Антонова Ю.Л. Игры для всей семьи или долой скуку. - М.: Лада, 2007.

2.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? — М.: АСТ- Астрель, 2007.

3.        Козлова С. Мы имеем ПРАВО. - М.: Обруч, Линка-Пресс, 2010.

4.        Конвенция по правам ребенка.

5.        Права вашего ребенка / Под редакцией А. Б. Суслова (учебное пособие). - М.: Педагогическое общество России, 2005.

6.        Семейный кодекс.

7.        Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. - СПб. Изд. дом «Литера», 2009.

8.        Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Памятка для родителей из «Семейного кодекса»

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 54. Право жить и воспитываться в семье.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Статья 56. Право ребенка на защиту.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчества и фамилию.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка.

Статья 60. Имущественные права ребенка.

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

Статья 65.Осуществление родительских прав.

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников.

Статья 68. Защита родительских прав.

Статья 70. Порядок лишения родительских прав.

Статья 71. Последствие лишения родительских прав.

Статья 72. Восстановление в родительских правах.

Статья 73. Ограничение родительских прав.

Статья 74. Последствия ограничения родительских прав.

Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом.

Статья 76. Отмена ограничения родительских прав.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровья.

Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Статья 79. Использование решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родительская любовь и воспитание"

Данное собрание используется в подготовительной к школе группе...

Конспект родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"

«Любя своих детей, учите их любить вас, не  научите – будете  плакать на старости лет. Вот, по-моему, одна из самых мудрых  истин  материнства и отцовства»    ...

Алгоритм подготовки и проведения родительского собрания (родительский клуб).

предлагаю вашему вниманию алгоритм подготовки и проведения родительского клуба...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их!»В.А. Сухомлинский«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается...

Родительское собрание " Родительский дом начало- начал".

Донести до родителей важность темы, размыслить над тем, какие знания есть у родителей об истории своей семьи. Познакомить родителей с методами передачи информации детям исторических данных о семье, о ...

Презентация к родительскому собранию "Родительский дом - начало начал"

Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. ...

Родительское собрание Родительское собрание в младшей группе тема «Здоровый образ жизни»

Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....