Развитие речи у детей 2 - 3 лет
консультация (младшая группа) на тему

Сильченко Наталья Михайловна

Консультация для педагогов, работающих с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей 2 – 3 лет: консультация

У детей 2 – 3 лет интенсивно развивается активная речь. Дети осваивают к трём годам базовые грамматические структуры, выстраивают простейшие предложения и способны в разговоре употребить большинство частей речи. Активный словарь малыша разрастается до 1000 – 1500 слов.

К трём годам ребёнок общается со сверстниками в основном с помощью речи.

Наблюдается прогресс и в понимании чужой речи: с малышом можно говорить, употребляя не только настоящее время, но и прошлое, и даже частично будущее. Благодаря этому одно действие можно словесно прекратить, другое вызвать, третье предупредить.

К трём годам малыши уже различают все звуки родной речи, однако, произносят их с искажениями, поскольку правильное их произношение ещё не отработано. Они смягчают многие звуки, по-разному одни и те же звуки звучат в разных сочетаниях. В этом возрасте многим детям не удаётся выговаривать «л», «р», «ж», «ш», щ», «ч». Трудные звуки они часто пропускают, перестанавливают или заменяют. Зато у своих сверстников недостатки произношения дети уже подмечают и делают им замечания. Взрослым же важно при общении с детьми этого возраста самим не искажать свою речь. 

В отношении навыков речевого развития можно отметить следующие успехи:

  • понимание и усвоение бытовых выражений;
  • разучивание простейших потешек, песенок и стишков;
  • уверенное складывание простых фраз, состоящих из 4-5 слов;
  • постепенное вытеснение облегчённых форм слов правильно произносимыми;
  • введение в речь местоимений и наречий, предлогов и прилагательных.

Ребёнок в этом возрасте легче учится тому, что ему интересно, и большим воздействием на него обладает человек, пользующийся его доверием. Поэтому успех детского обучения сильно зависит от отношений, сложившихся у воспитателя с каждым его подопечным. По этой причине огромное значение имеет период адаптации малыша к дошкольному учреждению, и способность воспитателя установить в группе эмоционально комфортную атмосферу.

Детям в 2 – 3 года свойственна импульсивность, неосознанность мотивов, их чувства и желания зависят от ситуации. Малышам легко передаётся эмоциональное состояние других детей. Но в это же время начинает проявляться и произвольность поведения, развиться которой помогает речь и манипуляции предметами. Дети начинают проявлять чувства стыда и гордости, у них формируются элементы самосознания, идентификация с полом и именем.

В.В.Гербова в своей книге «Развитие речи в детском саду» (М.,2016) указывает на то, что в методике обучения приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи в повседневной жизни. «Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью».[1] 

Взрослый при этом должен целенаправленно влиять на развитие речи, особенно в условиях воспитания ребенка вне семьи.

С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений, тем более, что дети 2 – 3-летнего возраста очень наблюдательны.

Играя с ребенком, занимаясь лепкой, рисованием и т.п. воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он это делает. Самое главное – эмоциональный контакт с ребенком, чтобы постараться услышать его первые самостоятельные суждения и порадоваться за него.

Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение дня, эмоционально рассказывать об интересных событиях: о шалостях, проказах котенка, щенка и т.п.

 Активная речь ребёнка интенсивно развивается. Дети осваивают к трём годам базовые грамматические структуры, выстраивают простейшие предложения и способны в разговоре употребить большинство частей речи. Активный словарь малыша разрастается до 1000-1500 слов.

К трём годам ребёнок общается со сверстниками в основном с помощью речи. Наблюдается прогресс и в понимании чужой речи: с малышом можно говорить, употребляя не только настоящее время, но и прошлое, и даже частично будущее. Благодаря этому одно действие можно словесно прекратить, другое вызвать, третье предупредить.

К трём годам малыши уже различают все звуки родной речи, однако, произносят их с искажениями, поскольку правильное их произношение ещё не отработано. Они смягчают многие звуки, по-разному одни и те же звуки звучат в разных сочетаниях. В этом возрасте многим детям не удаётся выговаривать «л», «р», «ж», «ш», щ», «ч». Трудные звуки они часто пропускают, перестанавливают или заменяют. Зато у своих сверстников недостатки произношения дети уже подмечают и делают им замечания. Взрослым же важно при общении с детьми этого возраста самим не искажать свою речь. 

В отношении навыков речевого развития можно отметить следующие успехи:

  • понимание и усвоение бытовых выражений;
  • разучивание простейших потешек, песенок и стишков;
  • уверенное складывание простых фраз, состоящих из 4-5 слов;
  • постепенное вытеснение облегчённых форм слов правильно произносимыми;
  • введение в речь местоимений и наречий, предлогов и прилагательных.

Педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами. Некоторые занятия – инсценирование сказок, наблюдения, дидактические и подвижные игры, сопровождаемые чтением потешек или авторских стихотворений, проводятся со всей группой. Если нужно вызвать у малышей сложные речевые высказывания или воспитать новые умения (например, слышать, слушать и понимать рассказ без наглядного сопровождения), проводятся по подгруппам.


[1] Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.,2016. – С.9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...