Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
статья на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьева

СП №1848

Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Выступление

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Подготовила Богунова О.И

Москва 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.



В основе технологии проектной деятельности лежит метод проектов идейные основы которого зародились в прагматической концепции Дж. Дьюи. Основные черты процесса обучения, основанного на методе проектов, следующие: обучение деланием, целостность всех физических, умственных, эмоционально-волевых сил обучающихся, реальность учебного материала, проблемность в обучении. Именно при такой организации обучения, по Дж. Дьюи, происходит развитие самостоятельного и практического мышления, готовность и способность решать различные учебные и жизненные задачи [8, с. 15].

Метод проектов (от греческого «путь исследования») – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности. Под проектом понимается «прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого – либо действия» [7, с. 18]; прообраз реальности [13, с. 16]; учебно-познавательную совместную творческую деятельность учителя и учащихся, направленную на достижение общего результата [1]; деятельность, при которой учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах [6]; прагматическая направленность на результат при решении какой-либо практически или теоретически значимой проблемы [10].

Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных учебных заведениях и имеют следующие сущностные характеристики такие как: интеграция знаний в реальную деятельность; активная самостоятельная деятельность; выбор, обоснование и оценка эффективности выполненной работы; взаимодействие в команде; созидание продукта деятельности [5; 9, c. 76].

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.

Срок реализации: один учебный год.

Актуальность проблемы: Актуальность и просто жизненная необходимость, обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий, является именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения, и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Безопасность пешехода, зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через подвижные игры, дидактические игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.

Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.

Цель проекта: Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи проекта:

Образовательные:

- познакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками, строением улицы;

- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;

- научить детей предвидеть опасное событие, по возможности умение, его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

- развивать внимательность, осторожность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Речевые:

- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;

- развивать связную речь.

 

Воспитательные:

- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Вид проекта: познавательный

Краткая аннотация проекта: В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через организованную деятельность, (интегрированные занятия, комплексные занятия, тематические развлечения), через совместную деятельность педагога с детьми, (беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание картин, игры-викторины, сюжетно-ролевые игры), также в самостоятельной деятельности и работе с родителями (тематические родительские собрания, изготовление макетов, тематических рисунков).

Таблица 1

Перспективное планирование работы по правилам дорожного

движения в старшей группе

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Сентябрь

Правила дорожного движения.

Безопасный маршрут от дома до детского сада.

 

Познакомить детей с селом (улица, тротуар, проезжая часть, перекресток); Познакомить с понятиями «пешеходы», «транспорт».

 

Экскурсия. Целевая прогулка по улице, к пешеходному переходу.

Рассматривание картин, иллюстраций «Улица села».

Беседа «Перекресток».

Обсуждение опасных ситуаций.

Чтение: И. Серяков «Ученый дружок», Б. Житков «Что, я видел».

Загадки о транспорте, правилах дорожного движения.

Дидактические игры: настольно печатные игры.

Сюжетно ролевая игра «пешеходы и водители».

Продуктивная деятельность: коллективная работа «Машины на нашей улице»

Работа с родителями: «Советы родителям старших дошкольников»

Октябрь

Правила дорожного движения.

 

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице, в общественном транспорте.

 

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Безопасное поведение на улице» (Приложение).

Обсуждение опасных ситуаций.

Чтение И. Серяков «Улица, где все спешат».

Загадки о транспорте, правилах дорожного движения.

Сюжетно ролевая игра « Дорожный патруль»

Ноябрь

Культура пешехода

 

Закрепить знания детей о правилах поведения на проезжей части, тротуаре, во дворе.

 

Целевая прогулка по улице.

Беседа: «Правила для пешеходов», «Два Светофора».

Сюжетно ролевая игра «На дорогах города», «Правила движения».

Чтение С. Михалков «Моя улица».

Продуктивная деятельность: Изготовление светофоров для автомобилей и пешеходов.

Декабрь

Азбука пешехода и водителя: запрещающие

дорожные знаки.

 

Дать детям представления о дорожных знаках, учить понимать и понимать запрещающие дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

 

Рассказ и беседа о знаках «Въезд запрещён», « Движение автомобилей запрещено»,

«Движение пешеходов запрещено».

Дидактические игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию», «Что, где, откуда».

Продуктивная деятельность «Дорожные знаки запрещают».

Работа с родителями: Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице»

Январь

Азбука пешехода и водителя: предупреждающие дорожные знаки.

 

Дать детям представления о дорожных знаках, учить различать и понимать предупреждающие дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей.

 

Рассказ – беседа о знаках: «Пешеходный переход», «Искусственная неровность», «Дети».

Дидактические игры: «О чём говорят дорожные знаки в треугольнике и в круге», « Запрещают или предупреждают».

Сюжетно ролевая игра «Инспектор ДПС», «Автошкола»,

Продуктивная деятельность: Предупреждающие дорожные знаки».

Февраль

Азбука пешехода и водителя: предписывающие дорожные знаки.

 

Дать детям представления о дорожных знаках, учить понимать и различать предписывающие дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

 

Занятия по правилам дорожного движения «Добрая дорога детства».

Рассказ – беседа о знаках указания направления движения.

Дидактические игры на закрепление знания дорожных знаков.

Сюжетно ролевая игра « На дорогах города».

Продуктивная деятельность «Дорожные знаки».

Март

Азбука пешехода и водителя: знаки особых предписаний и информационные.

 

Дать детям представления о дорожных знаках, учить различать и понимать знаки особых предписаний и информационные дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей.

 

Рассказ беседа о знаках: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»

Дидактические игры: «Дорога» (на макете), «Одинаковые и разные».

Сюжетно ролевая игра «Автошкола».

Продуктивная деятельность «Дорожные знаки».

Работа с родителями: Инструктаж и анкета для родителей по правилам дорожного движения.

Апрель

Правила езды на велосипеде.

Познакомить детей с правилами передвижения по городу на велосипеде. Познакомить детей правилам поведения в опасных ситуациях, возникающих при передвижении на велосипеде.

Целевая прогулка по улице.

Беседа: «Я хочу здоровым быть», «Зачем нужны дорожные знаки»,

Дидактические игры: «Найди такой же знак», «Красный и зелёный».

Чтение: А. Дорохова «Зелёный, красный, жёлтый»,

Сюжетно ролевая игра «Инспектор ДПС».

Продуктивная деятельность: «Моя улица», «Перекрёсток».

Май

Комплексное занятие по ПДД «Школа пешеходных наук».

 

Обобщить знания о правилах дорожного движения.

 

Беседы: «Наши помощники дорожные знаки», «Безопасное поведение на улице», «Перекресток».

Продуктивная деятельность: коллективные работы «Макет улицы села».

Сюжетно ролевые игры по правилам дорожного движения.

Работа с родителями: Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей в наших руках»

Июнь – Август

Игры во дворе.

 

Закрепить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, и правилах дорожного движения.

Рассматривание Иллюстраций.

Беседы: «И во дворе ездят машины», « Игры во дворе».

Обыгрывание и обсуждения ситуаций.

Продуктивная деятельность: Конструирование «Наш двор».

 

Итог проекта: Реализация проекта позволит сформировать у детей навыки и представления безопасного поведения на улицах и дорогах. Обогатить словарный запас детей по темам: «Я хочу здоровым быть», «Зачем нужны дорожные знаки», «Улица села», «Перекресток». Изготовить макет дороги, дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Систематизировать представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Повысить компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения, и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

Таким образом, отметим, что использование на проектной деятельности способствует стимулированию выдвижения новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, развитию способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитания уважения к индивидуальным особенностям другого человека, способности соотносить собственный приобретаемый опыт с чужим [4].

Список литературы

  1. 1. Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку / М.Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. – 2005. – №3. – С. 24–28.
  2. 2. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дошкольного движения) / Л.А. Вдовиченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  3. 3. Дергунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: Учебно-методическое пособие / В.А. Дергунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
  4. 4. Жеребятникова Г.В. Влияние форм организации учебного процесса, на формирование созидательной активности будущих педагогов / Г.В. Жеребятникова // Путь науки. – 2015. – №10 (20). – С. 110–111.
  5. 5. Жеребятникова Г.В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.В. Жеребятникова. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2013.
  6. 6. Лучкина Т.В. Основы педагогики: для учащихся педагогических классов: Учебное пособие / Т.В. Лучкина, И.В. Николаюк, Е.Ю. Грачёва. – Чита: Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, 2011. – 80 с.
  7. 7. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников: Монография / Н.В. Матяш. – М.: Высшая школа, 2000. – 306 с.
  8. 8. Николаюк И.В. Содействие адаптации студентов младших курсов педагогического вуза к учебной деятельности посредством технологии проектного обучения: Автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Николаюк. – Чита: Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, 2009. – 24 с.
  9. 9. Николаюк И.В. Метод проектов в контексте личностно ориентированной парадигмы образования / И.В. Николаюк // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогика и психология. – 2009. – №5. – С. 41–45.
  10. 10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
  11. 11. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: Мозайка-синтез, 2010. – 304 с.
  12. 12. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения» О.А. Скоролупова. – М., 2007.
  13. 13. Царькова В.Б. Проекты как проспекты / В.Б. Царькова // Коммуникативная методика. – 2003. – №3. – С. 14–17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

Педсовет. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну линию, рассчит...

Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну лини...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также  предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовительная группа 2015-2016

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»материал будет интересен воспитателям, методистам ДОУ. Помогает провести семинар интересно и к...

Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая обслуживающим персоналом, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение своей жизни и здоровь...