«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
статья на тему

Курбанова Елена Ивановна

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx86.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»

Воспитатель:

Курбанова Елена Ивановна

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит

в окружающий мир…»

Г.С. Виноградов

(ученый, этнограф, фольклорист)

http://kladraz.ru/images/pic775.jpg

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.

В период адаптации меняется привычный образ жизни ребенка. Новый режим дня, новая пища, новые помещения, определенные ограничения, незнакомые взрослые, постоянный контакт с другими детьми, отсутствие родителей. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и создают для него сильную стрессовую ситуацию, часто приводящую к нарушению психо- эмоционального состояния. Нарушается аппетит, сон. Меняется его активность по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Именно в этот период эмоциональное благополучие имеет очень большое значение для ребенка

Перед нами воспитателями встает вопрос: как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла более легко и безболезненно?

Процесс адаптации во многом зависит от того, как мы — воспитатели сумеем понять ребёнка, его потребности, интересы, наклонности и умения снять эмоциональное напряжение. Каждому ребенку очень важно дать почувствовать то, что он ценен, значим, что его понимают и принимают таким, какой он есть.

Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка необходимо создать в группе обстановку психологического комфорта, установить эмоциональные контакты – «ребенок — взрослый", "ребенок — ребенок", завоевать доверие и привязанность малыша. Дети будут чувствовать себя более уютно и комфортно, если воспитатель с первых дней наполнит их жизнь в дошкольном учреждении светом добра и ласки, создаст для них обогащенную духовную среду. Малые жанры фольклора в полной мере способствуют созданию такой среды.

Фольклор, используемый впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, приобретает особую значимость. С его помощью легче установить с малышом эмоциональный контакт, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к малознакомому человеку-воспитателю.  Потешки, песенки, приговорки, прибаутки, сказки, – потешают детей, веселят, забавляют, развивают, способствуют социализации и обучают навыкам поведения.

Малые фольклорные жанры могут использоваться в течение всего дня, включая его в различные режимные моменты.

Поскольку самым важным моментом для ребенка является его встреча с воспитателем, то встречать его надо с улыбкой, ласково обращаться к нему, обеспечивая контакт «глаза в глаза», здороваться и приглашать пройти в

группу, использовать в этот момент потешку «Заинька мой»:

Доброе утро, заинька, мой.

Доброе утро, Сашенька, дорогой.

А, я Сашеньку люблю,

Ему песенку спою

. Такие добрые, ласковые слова стараться говорить всем детям, приходящим в детский сад

. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность.

Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка, прибаутка, как элемент педагогики, способна погасить отрицательные эмоции у ребенка, отвлечь и успокоить его. Например, потешка «Мальчик пальчик»:

Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Или: «Ладушки», «Сорока», «Коза», «Кто у нас хороший», «Чики – чики,

чикалочки». Прибаутки: «Из – за леса, из- за гор», «Совушка»:

Совушка — сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да, к — а – а — к полетит!

Потешки, прибаутки проговаривать или пропевать нужно эмоционально выразительно, сопровождая игровыми действиями, стараться вовлечь в этот процесс ребенка. Как правило, дети включаются в процесс такой игры – забавы, проявляют радостные эмоции, потому что он интересен им своей яркой, доступной, понятной формой. При этом воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе.

Поэтому когда ребенок, упав или нечаянно ударившись, плачет, то начиная его успокаивать, приговариваем: «У киски боли, у собаки боли, у нашего Коленьки не боли…», или

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи

это нравится малышу, он не только умолкает, но и может развеселиться.

. Игры с использованием малых жанров фольклора позволяют в сложный адаптационный период, побудить детей к двигательной активности — обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук, ног, мимики.

. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком, они забавляют детей, вызывают у них радость. Если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.

При проведении пальчиковых и подвижных игр используются потешки: «Этот пальчик – дедушка», «Большие ноги шли по дороге», «Солнце», «Дождик» и другие.

* «Этот пальчик – дедушка»

Этот пальчик — дедушка,

этот пальчик – бабушка

,

Этот пальчик — папочка,

этот пальчик — мамочка,

А вот этот пальчик — я, вот и вся моя семья!

Известно, что в период адаптации, ребенок нередко из – за сильных эмоциональных переживаний отказывается от приема пищи.

Магия потешки способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Рассказать потешку ласково, с улыбкой, а между делом подносить ложку ко рту. И вот уже ребенок хорошо кушает, не проявляя отрицательных эмоций. В процессе кормления используются потешки: «Травка – муравка», «Варись, варись кашка…»,«Умница, Катенька».

* «Умница, Катенька»

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!

При подготовке детей ко сну напевно проговаривать:

* «Вот и люди спят»:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки, на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят – поспят, всему миру спать велят!

В спальне тихонечко напевать колыбельную «Засыпай»:

Баю, баюшки, баю,

Деток спать укладу.

Детки, глазки закрывайте,

Сладким сном засыпайте.

Потешка, рассказанная бодрым, веселым, ласковым голосом после сна, делает процесс пробуждения детей приятным, помогает проснуться, вызывая положительные эмоции:

* «Мы проснулись»:

Мы проснулись,

Потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись…

Здравствуй солнышко,

Колоколнышко

.или

Потягушка, потянись,

Поскорей, скорей проснись.

День настал давным-давно

и глядит в твое окно.

Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес

к бытовому процессу – умыванию, помогают прибаутки, потешки про умывание.

Они не только помогут сделать умывание приятным, но и будут стимулировать мышление, память, вызывать радостные эмоции.

В процессе умывания приговаривать потешки: «Ай, лады – лады, лады»,«Зайка начал умываться», «Водичка, водичка», «Кран откройся».

* «Ай, лады – лады, лады» *

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко.

или

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся

друг другу улыбаемся

* «Зайка начал умываться»

Зайка начал умываться,

Видно в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо.

Сделать процесс причесывания более приятным помогают потешки: «Петушок – петушок», «Расти коса». Они успокаивают ребенка, отвлекают, превращают его в игровой момент с позитивными эмоциями.

* «Петушок – петушок»

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Слова малых фольклорных жанров волшебно действуют на ребенка сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом — эффект усиливается вдвойне.

Анализируя, можно сделать вывод, что использование малых жанров

фольклорных произведений, наряду с другими факторами,

способствует психо — эмоциональному благополучию детей, помогает

им почувствовать себя комфортно и защищено,

что облегчает период адаптации, способствует их дальнейшему психическому развитию.

То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому, так важно окружить детей теплом и наполнить их детство с первых дней настоящими сокровищами народной мудрости.

.

Литература:

1. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» — Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 1981.

2. «Адаптация ребенка в детском саду» — Заводчикова О.Г., М.:, Просвещение, 2007.

3. «Использование малых фольклорных форм» — Загрутдинова М., Гавриш Н., «Дошкольное воспитание», 1991 — № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».

Собрание, которое мы с напарницей проводили с родителями своей группы....

Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста

Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие о...

Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей»

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкр...

"Роль малых фольклорных жанров в воспитании навыков самоообслуживания у детей третьего года жизни"

ЦЕЛЬ: воспитывать навыки самообслуживания у детей, используя малые фольклорные формы (песенки, потешки, пестушки). Развивать память, наблюдательность, навыки связной речи детей.ЗАДАЧА: разучивая малые...

Статья «Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»

quot;Многие жанры нородного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир..."Г.С. Виноградов...

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет

        Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой о...