Статья «Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
статья (младшая группа) на тему

"Многие жанры нородного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир..."

Г.С. Виноградов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»

Воспитатель:

Гусарова Ольга Евгеньевна

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит

в окружающий мир…»

Г.С. Виноградов

(ученый, этнограф, фольклорист)

http://kladraz.ru/images/pic775.jpg

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.

В период адаптации меняется привычный образ жизни ребенка. Новый режим дня, новая пища, новые помещения, определенные ограничения, незнакомые взрослые, постоянный контакт с другими детьми, отсутствие родителей. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и создают для него сильную стрессовую ситуацию, часто приводящую к нарушению психо- эмоционального состояния. Нарушается аппетит, сон. Меняется его активность по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Именно в этот период эмоциональное благополучие имеет очень большое значение для ребенка

Перед нами воспитателями встает вопрос: как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла более легко и безболезненно?

Процесс адаптации во многом зависит от того, как мы — воспитатели сумеем понять ребёнка, его потребности, интересы, наклонности и умения снять эмоциональное напряжение. Каждому ребенку очень важно дать почувствовать то, что он ценен, значим, что его понимают и принимают таким, какой он есть.

Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка необходимо создать в группе обстановку психологического комфорта, установить эмоциональные контакты – «ребенок — взрослый", "ребенок — ребенок", завоевать доверие и привязанность малыша. Дети будут чувствовать себя более уютно и комфортно, если воспитатель с первых дней наполнит их жизнь в дошкольном учреждении светом добра и ласки, создаст для них обогащенную духовную среду. Малые жанры фольклора в полной мере способствуют созданию такой среды.

Фольклор, используемый впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, приобретает особую значимость. С его помощью легче установить с малышом эмоциональный контакт, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к малознакомому человеку-воспитателю.  Потешки, песенки, приговорки, прибаутки, сказки, – потешают детей, веселят, забавляют, развивают, способствуют социализации и обучают навыкам поведения.

Малые фольклорные жанры могут использоваться в течение всего дня, включая его в различные режимные моменты.

Поскольку самым важным моментом для ребенка является его встреча с воспитателем, то встречать его надо с улыбкой, ласково обращаться к нему, обеспечивая контакт «глаза в глаза», здороваться и приглашать пройти в

группу, использовать в этот момент потешку «Заинька мой»:

Доброе утро, заинька, мой.

Доброе утро, Сашенька, дорогой.

А, я Сашеньку люблю,

Ему песенку спою

  Такие добрые, ласковые слова стараться говорить всем детям, приходящим в детский сад.

 Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность.

Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка, прибаутка, как элемент педагогики, способна погасить отрицательные эмоции у ребенка, отвлечь и успокоить его. Например, потешка «Мальчик пальчик»:

Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Или: «Ладушки», «Сорока», «Коза», «Кто у нас хороший», «Чики – чики,

чикалочки». Прибаутки: «Из – за леса, из- за гор», «Совушка»:

Совушка — сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да, к - а –а - к полетит!

Потешки, прибаутки проговаривать или пропевать нужно эмоционально выразительно, сопровождая игровыми действиями, стараться вовлечь в этот процесс ребенка. Как правило, дети включаются в процесс такой игры – забавы, проявляют радостные эмоции, потому что он интересен им своей яркой, доступной, понятной формой. При этом воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе.

Поэтому когда ребенок, упав или нечаянно ударившись, плачет, то начиная его успокаивать, приговариваем: «У киски боли, у собаки боли, у нашего Коленьки не боли…», или

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи

это нравится малышу, он не только умолкает, но и может развеселиться.

. Игры с использованием малых жанров фольклора позволяют в сложный адаптационный период, побудить детей к двигательной активности — обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук, ног, мимики.

  Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком, они забавляют детей, вызывают у них радость. Если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.

При проведении пальчиковых и подвижных игр используются потешки: «Этот пальчик – дедушка», «Большие ноги шли по дороге», «Солнце», «Дождик» и другие.

* «Этот пальчик – дедушка»

Этот пальчик — дедушка,

этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик — папочка,

этот пальчик — мамочка,

А вот этот пальчик — я, вот и вся моя семья!

Известно, что в период адаптации, ребенок нередко из – за сильных эмоциональных переживаний отказывается от приема пищи.

Магия потешки способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Рассказать потешку ласково, с улыбкой, а между делом подносить ложку ко рту. И вот уже ребенок хорошо кушает, не проявляя отрицательных эмоций. В процессе кормления используются потешки: «Травка – муравка», «Варись, варись кашка…»,«Умница, Катенька».

* «Умница, Катенька»

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!

При подготовке детей ко сну напевно проговаривать:

* «Вот и люди спят»:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки, на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят – поспят, всему миру спать велят!

В спальне тихонечко напевать колыбельную «Засыпай»:

Баю, баюшки, баю,

Деток спать укладу.

Детки, глазки закрывайте,

Сладким сном засыпайте.

Потешка, рассказанная бодрым, веселым, ласковым голосом после сна, делает процесс пробуждения детей приятным, помогает проснуться, вызывая положительные эмоции:

* «Мы проснулись»:

Мы проснулись,

Потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись…

Здравствуй солнышко,

Колоколнышко

.или

Потягушка, потянись,

Поскорей, скорей проснись.

День настал давным-давно

и глядит в твое окно.

Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес

к бытовому процессу – умыванию, помогают прибаутки, потешки про умывание.

Они не только помогут сделать умывание приятным, но и будут стимулировать мышление, память, вызывать радостные эмоции.

В процессе умывания приговаривать потешки: «Ай, лады – лады, лады»,«Зайка начал умываться», «Водичка, водичка», «Кран откройся».

* «Ай, лады – лады, лады» *

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко.

или

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся

друг другу улыбаемся

* «Зайка начал умываться»

Зайка начал умываться,

Видно в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо.

Сделать процесс причесывания более приятным помогают потешки: «Петушок – петушок», «Расти коса». Они успокаивают ребенка, отвлекают, превращают его в игровой момент с позитивными эмоциями.

* «Петушок – петушок»

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Слова малых фольклорных жанров волшебно действуют на ребенка сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом — эффект усиливается вдвойне.

Анализируя, можно сделать вывод, что использование малых жанров

фольклорных произведений, наряду с другими факторами,

способствует психо — эмоциональному благополучию детей, помогает

им почувствовать себя комфортно и защищено,

что облегчает период адаптации, способствует их дальнейшему психическому развитию.

То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому, так важно окружить детей теплом и наполнить их детство с первых дней настоящими сокровищами народной мудрости.

1. «Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо.»

2. «Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

3. «А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.»

4. «На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.»

5. «Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Пироги да каша!»

6. «Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать»

7. «Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!»

8. «Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.»

9. «Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Песни громко поет,

Ване спать не дает

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

Только глазки закрывать.»

10. «На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разу мок!»

11. «Мы спокойно отдыхали,

сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!»

12. «Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса»

Литература:

1. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» — Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 1981.

2. «Адаптация ребенка в детском саду» — Заводчикова О.Г., М.:, Просвещение, 2007.

3. «Использование малых фольклорных форм» — Загрутдинова М., Гавриш Н., «Дошкольное воспитание», 1991 — № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».

Собрание, которое мы с напарницей проводили с родителями своей группы....

Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста

Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие о...

Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей»

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкр...

"Роль малых фольклорных жанров в воспитании навыков самоообслуживания у детей третьего года жизни"

ЦЕЛЬ: воспитывать навыки самообслуживания у детей, используя малые фольклорные формы (песенки, потешки, пестушки). Развивать память, наблюдательность, навыки связной речи детей.ЗАДАЧА: разучивая малые...

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»

«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»...

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет

        Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой о...