"Устное народное творчество"
методическая разработка по теме

Устинова Елена Игоревна

Одна из центральных задач педагогики раннего детства — изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Ребенок должен играть! Вот тут — то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые.

В работе с детьми раннего возраста использование фольклора является наиболее актуальным, в связи с этим воспитателями был реализован проект «Ладушки, ладушки…». Основной целью проекта было создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством детского фольклора (потешек, песенок, стихов и т.д.).

Для того, чтобы достичь цели необходимо было решить ряд задач, а именно:

- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь детей раннего возраста.

- развивать интерес и любовь детей к детскому фольклору.

- воспитывать доброжелательные отношения детей в общении со сверстниками и взрослыми.

Проект был реализован в течение трех месяцев с февраля 2016 года по май 2016года. В течение этого времени воспитателями группы была проведена большая работа.

Мы обеспечили проведение режимных моментов с использованием детского фольклора (при укладывании спать – пели колыбельные, во время умывания – поговорки, «умывалочки», во время еды, бодрствования – потешки, прибаутки и т.д.. Так же включили в непосредственно образовательную и совместную деятельность пальчиковые игры, игры-потешки, музыкальные обучалочки. Дети слушали и проговаривали тексты за взрослыми, активно играли в пальчиковые игры. Кроме того, обеспечили обновление речевого центра новыми книгами, иллюстрациями. Поместили в речевой центр альбом, созданный родителями, который дети с интересом рассматривали. Обеспечили пополнение театрального уголка новыми масками – кошка, собачка и оформили продукты проектной деятельности – картотеку детского фольклора (Приложение 1).

Итогом реализации проекта можно считать то, что речь детей стала более понятной и разнообразной, многие могут самостоятельно воспроизводить текст потешек и пальчиковых игр, рассказывать короткие стихи с помощью взрослого, развивается активная речь детей. Воспитателями отмечено, что с момента реализации проекта дети, которые не разговаривали начали произносить отдельные одно-двухслоговые слова, простейшие словосочетания и предложения. Все дети группы принимают активное участие в пальчиковых играх и играх-потешках, изображают то, о чем говорится в потешке. У детей хорошо сформированы культурно-гигиенические навыки: умывание, посещение туалета, поведение за столом и в спальне.

Кроме того, между взрослыми и детьми установлены теплые доверительные отношения. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, сочувствуют, жалеют, помогают, стремятся быть активными, самостоятельными и инициативными.

Таким образом, цель проекта достигнута, задачи решены. Работа, начатая в рамках проекта, будет продолжена воспитателями в организации совместной деятельности и режимных моментах с целью дальнейшего речевого развития детей. А так же формирования высокого уровня культурно-гигиенических навыков и культуры поведения.

Подводя итог, можно сказать, что устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78»

Методическая разработка по теме:

«Устное народное творчество»

Воспитатели:

Антропова Н.А.

Устинова Е.И.

г. Каменск-Уральский, 2017 г.


В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют «живую» речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь. зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество — одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.

С развитием русской народной культуры, появлялись правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. С веками они оттачивались и совершенствовались и дошли до нас. Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество — добродетель и её надо прививать, ей надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель — умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае, владеть коммуникативными умениями.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем коммуникативных умений. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является устное народное творчество, иначе фотльклор, как неисчерпаемый источник искусства, основа народной духовной культуры, эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа в течение тысячелетий. Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития коммуникативных умений детей старшего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером ознакомления с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор — это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства — изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут — то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички — обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные — народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша.

В работе с детьми раннего возраста использование фольклора является наиболее актуальным, в связи с этим воспитателями был реализован проект «Ладушки, ладушки…». Основной целью проекта было создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством детского фольклора (потешек, песенок, стихов и т.д.).

Для того, чтобы достичь цели необходимо было решить ряд задач, а именно:

- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь детей раннего возраста.

- развивать интерес и любовь детей к детскому фольклору.

- воспитывать доброжелательные отношения детей в общении со сверстниками и взрослыми.

Проект был реализован в течение трех месяцев с февраля 2016 года по май 2016года. В течение этого времени воспитателями группы была проведена большая работа.

Мы обеспечили проведение режимных моментов с использованием детского фольклора (при укладывании спать – пели колыбельные, во время умывания – поговорки, «умывалочки», во время еды, бодрствования – потешки, прибаутки и т.д.. Так же включили в непосредственно образовательную и совместную деятельность пальчиковые игры, игры-потешки, музыкальные обучалочки. Дети слушали и проговаривали тексты за взрослыми, активно играли в пальчиковые игры. Кроме того, обеспечили обновление речевого центра новыми книгами, иллюстрациями. Поместили в речевой центр альбом, созданный родителями, который дети с интересом рассматривали. Обеспечили пополнение театрального уголка новыми масками – кошка, собачка и оформили продукты проектной деятельности – картотеку детского фольклора (Приложение 1).

Итогом реализации проекта можно считать то, что речь детей стала более понятной и разнообразной, многие могут самостоятельно воспроизводить текст потешек и пальчиковых игр, рассказывать короткие стихи с помощью взрослого, развивается активная речь детей. Воспитателями отмечено, что с момента реализации проекта дети, которые не разговаривали начали произносить отдельные одно-двухслоговые слова, простейшие словосочетания и предложения. Все дети группы принимают активное участие в пальчиковых играх и играх-потешках, изображают то, о чем говорится в потешке. У детей хорошо сформированы культурно-гигиенические навыки: умывание, посещение туалета, поведение за столом и в спальне.

Кроме того, между взрослыми и детьми установлены теплые доверительные отношения. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, сочувствуют, жалеют, помогают, стремятся быть активными, самостоятельными и инициативными.

Таким образом, цель проекта достигнута, задачи решены. Работа, начатая в рамках проекта, будет продолжена воспитателями в организации совместной деятельности и режимных моментах с целью дальнейшего речевого развития детей. А так же формирования высокого уровня культурно-гигиенических навыков и культуры поведения.

Подводя итог, можно сказать, что устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...