Методическая разработка «Развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Организация театрального кружка в ДОУ»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ольга Анатольевна Полецкая

Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных театральных постановок, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл метод. разработка57.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Новомихайловская СОШ

д/с «Рябинка»

 методическая разработка

«Развивающие возможности театрального искусства

для детей дошкольного возраста.

Организация театрального кружка в ДОУ»

        Выполнила:

музыкальный руководитель

О.А.Полецкая

2017

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

                                              идет развитие духовного мира детей…»

(Б. М. Теплов)

I.Развивающие возможности театрального искусства для детей ДОУ

Художественное образование в России нацелено:

1) на  обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

2) на использование возможности искусства, художественно – творческой деятельности в целях коррекционной работы, психофизического оздоровления детей;

3) на выявление художественно – одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.

     Нравственно – эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека.

     Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных театральных постановок, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель и др.

     Здесь ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться.

     Поэтому особое значение в ДОУ нужно уделять театральному искусству или, как принято говорить, театрализованной деятельности что, безусловно, будет помогать формировать правильную модель поведения ребёнка в современном мире, повышать его культуру, познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

     Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

     Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

     Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности воздействии художественного образа на личность. Театр – одно из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

 - с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

     Исследователь И.Г.Вичканова подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают,  что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям.

     В определённый момент эстетическое восприятие даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, так как художественное произведение (музыкальное, литературное, изобразительное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ (В.В.Зеньковский,  А.Салиев).

     Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина и др.), понимать внутренний мир персонажей (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам (Л.И.Божович).

     Развитие у ребёнка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счет умения видеть проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить свойства и условия её разрешения (О.А.Карабанова, В.Розентуллер и др.).

     Следование роли, тексту игры, взаимоконтроль способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции и память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и жизненность художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б.М.Теплов). В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.).

     По мнению И.Г. Вичкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребёнка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.

     Появление у детей дошкольного возраста замысла означает его переход творческой деятельности. В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, а у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения, развитию которого способствуют специально подобранные упражнения и  игры.

     При создании драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать и преобразовывать прошлый опыт.

     Таким образом, театральное искусство  позволяет:

расширить жизненный опыт дошкольников, ведь участвуя в репетиционных занятиях и постановках, ребята обогащают свой кругозор, постигая окружающий их мир посредством художественных образов;

- повысить уровень интеллекта. Дети узнают новое об истории театра, его разновидностях, запоминают специфические для этого вида искусства термины.

- развивать речь, которая тесно связана с умственным развитием: дети разучивают и запоминают тексты тренингов, ролей. Подобная работа заставляет их размышлять, анализировать мотивы поведения героев, логику их поступков. Умело поставленные вопросы руководителя, помогают дошкольникам думать, приходить к определенным выводам и обобщениям.    

- совершенствовать культуру речи, расширять ее диапазон, улучшать интонационный строй, гибкость и выразительность произнесения. В разговорах со взрослыми и сверстниками, в процессе театральной деятельности вырабатывается практика диалога.

- формировать эмоциональную сферу детей. Во время овладения художественными образами, аргументацией их поступков и действий развиваются чувства, сфера переживаний юных актеров. Дети воспитывают в себе «шкалу моральных оценок», учатся сопереживать своим героям.

- постигать правила поведения в обществе. Это свойство режиссер Н. И. Сац назвала «наукой человековедения». Чаще всего такое происходит благодаря правильно подобранному репертуару, где значительную часть занимают русские народные сказки и произведения «золотого фонда» русских авторов. В подобных сочинениях всегда четко противопоставлены добро и справедливость – злу. В их финалах неизбежно побеждает положительный герой и наказан злой, торжествует правда и добро, а главные положительные герои становятся образцами для подражания.

- в ходе театральных занятий «актер» приобретает возможность «прожить» несколько жизней своих персонажей, стать тем, кем ему хотелось бы. Подобная возможность – «лицедейство», помогает ребенку реализовать полеты фантазии, воображения.

     То есть театр как вид искусства имеет безграничные возможности в воспитании и развитии личности ребёнка, его художественных способностей, творческого потенциала, общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе и почувствовать себя успешным!

II. Организация театрального кружка

     Отсюда следует, что театральной деятельностью можно и нужно заниматься с дошкольниками, что и подтверждает вариативная часть нашей рабочей программы «Музыка», которую можно посвятить кружковой работе по театральной деятельности.

     Итак, кружок музыкально – театрализованной деятельности – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

     Необходимо знать, что, во-первых, кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

     Во-вторых: работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.    

    Театральный кружок в ДОУ выполняет несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружке позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружке оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

     Театральный кружок как форма дополнительного образования в ДОУ может открываться с различными целями:

- ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

- ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие творческих способностей, самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность кружка  регулируется

нормативно-правовыми документами, на сновании которых педагог осуществляет свою деятельность

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-  приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Уставом ДОУ;

- Образовательной программой ДОУ;

- Положением о кружке;

- Программой кружка;

- Планом работы кружка на год;

- Списком детей;

- Расписанием занятий; 

-Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

  1. Изучение нормативно-правовой базы.
  2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
  3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
  4. Разработка программы кружка.
  5. Разработка плана кружка на учебный год.
  6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
  7. Реализация плана работы кружка на практике.
  8. Анализ результативности работы кружка.
  9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)

     Кружковая  работа осуществляется в течение всего учебного года музыкальным руководителем в содружестве с родителями воспитанников, самими детьми и привлечением узких специалистов (по мере необходимости).

    Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью в основном 5-7 лет.

     Деятельность кружка осуществляется  в музыкальном зале.

     Музыкальный руководитель представляет  отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

     Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

     Важно учесть, что организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

    Театральные кружки имеют художественно-эстетическую направленность  развития дошкольников.

     При организации деятельности кружка педагог должен учитывать:

- интересы детей и добровольность выбора ими ролей, игр и т.д.;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

III. Структура программы

музыкально -  театрализованной деятельности кружка

     ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, который считается первым и не подлежит нумерации, содержит:

- полное название дошкольной образовательной организации;

- сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДОО (гифы «Согласовано» (дата, №) и «Утверждаю»);

- название парциальной программы;

- адресность (возрастная группа, возраст детей);

- сведения об авторе (должность, ФИО);

- место нахождения, год составления программы.

ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ - пояснительная записка, раскрывающая:

- актуальность парциальной программы музыкально - театральной деятельности дошкольников с позиции существующей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребёнка, его родителей, самого педагога;

- цель, задачи реализации парциальной программы с ориентировкой на основные цели ФГОС  (I раздел, п.1.5,п.1.6.)

-  виды деятельности и содержание программы, например:

 Основы театральной культуры:                                        

  • виды театра;
  • театральные профессии;
  • театральные атрибуты;
  • театральная терминология;
  • устройство театра;
  • правила поведения в театре.

Культура и техника речи:                                                      

  • интонация;
  • монолог – диалог;
  • речевые игры;
  • разучивание и обыгрывание стихов.

Ритмопластика:                                                                      

  • пластические импровизации;
  • танец;
  • песня;
  • песенное и танцевальное творчество;
  • упражнения на расслабление.

Театрально-игровая деятельность:                            

  • средства образной выразительности (мимика, пантомимика);
  • кукловождение;
  • развивающие игры.

Работа над спектаклем:

  • знакомство с пьесой (сценарием);
  • пробы детьми разных ролей;
  • распределение ролей;
  • работа над отдельными эпизодами;
  • генеральная репетиция.

- наименование парциальных программ, на основе которых составлена собственная программа кружка по театрализованной деятельности;

- принципы  построения программы:

  • доступность;
  • наглядность;
  • движение от простого к сложному;
  • креативность;
  • синтетичность (взаимосвязь музыки, ритмики, развития речи, риторики, ознакомления с художественной литературой и окружающей действительностью);
  • адаптивность (гибкое применение содержания и методов развития театральных способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка);
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования (ФГОС, I раздел, п.1.4.);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений (ФГОС, I раздел, п.1.4.);
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  •  сотрудничество с семьёй;

- подходы к построению программы:

  • личностно  ориентированный;
  • системно – деятельностный;
  • культурологический;
  • гендерный;

- значимые для разработки и реализации программы характеристики, например, охват пяти взаимодополняющих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»;

- перечень нормативно-правовых документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность;

- краткое описание контингента воспитанников (возраст, индивидуальные особенности детей,  информация о воспитанниках с ярко выраженными способностями – одаренность (по желанию разработчика программы);

- особенности семей воспитанников (информация, необходимая для организации и вовлечения их в деятельность кружка);

- формы работы с детьми: фронтальные  (групповые) и подгрупповые занятия музыкально -  театрализованной деятельностью, тематические экскурсии, репетиция и показ спектакля, инсценировка, драматизация сказок и т.д.

- формы работы с педагогами: консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ.

- формы работы с родителями: консультации, мастер - классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

-методы организации музыкально – театрализованной деятельности с дошкольниками:

  • творческая деятельность - игровое, песенное, танцевальное творчество;
  • беседы после прочтения или просмотра сказки, спектакля, обсуждение;
  • упражнения по дикции, артикуляции, укреплению и развитию голосового аппарата;
  •  упражнения на развитие мимики, пластики, искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  •  импровизация;
  •  объяснение, показ, рассказ взрослого;
  •  просмотр видеофильмов (о театре, сюжетов сказок и т.д.);
  •  разучивание произведений литературы, устного народного творчества, песен, танцев и др.;
  •  наблюдение.

- использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий:

  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика:
  • артикуляционная гимнастика;
  • физкультминутка, динамические паузы и т.д.

- планируемые результаты освоения программы по всем видам деятельности;

- описание методик для диагностирования  результатов освоения программы и отслеживания процесса развития творческих способностей воспитанников, например диагностика по Елькиной Е.А, на творческое мышление диагностирование по тесту П.Торренса или педагогическая диагностика творческой деятельности дошкольников – автор Мигунова Е.В. (по выбору педагога);

     СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ, согласно II разделу ФГОС ДОО, п.2.11.2. включает:

- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

- описание вариативных форм, способов, методов, средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- способы и направления поддержки детской инициативы;

- возраст детей (группа);

- учебно – тематический план на год (тема и количество часов отведённых на неё);

- календарно – тематический план на год (месяц/тема НОД/содержаниеНОД/задачи НОД)

- перспективный план работы с родителями;

- перспективный план работы с педагогами.

     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ, в который включены следующие пункты:

- материально – техническое обеспечение программы (звуковые, визуальные, экранные и т.д.);

- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения перечень наглядного, демонстрационного материала, сопровождающего реализацию парциальной программы театрального кружка; перечень пособий для детей (печатные издания, развивающие книги, музыка, дидактические игры и т.д.);

- режим работы кружка: занятия проводятся 4 раза в месяц (с октября по май) во 2 половине дня: старшая группа – продолжительностью не более 25 мин., подготовительная группа не более 30 мин. (на основании п.2.12.7 Сан ПиН 2.4.1. 1249-03) и расписание деятельности кружка;

- циклограмма планирования театрализованной деятельности на месяц;

- список детей, посещающих кружок;

- диагностику музыкально - творческих способностей детей;

- особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

-описание особенностей организации предметно – развивающей среды (примерный перечень зон музыкального зала, его паспорт, оснащение) в соответствии с   пунктами ФГОС ДОО:

  • предметно-пространственная среда (ППС) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей (III раздел, п.3.3.2);
  • учет возрастных возможностей детей (III раздел, п.3.3.3) ;
  • ППС должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (III раздел, п.3.3.4.) .

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, который включает в себя перечень использованной педагогом литературы в работе с детьми, прежде всего - это методическая литература.

     ПРИЛОЖЕНИЯ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ – данный раздел включает:

- сценарии музыкально – театрализованных занятий;

- описание игр и игровых упражнений;

- картотеку этюдов и музыкально – пластических импровизаций;

- сценарии музыкальных сказок и спектаклей;

- сценарии мастер – классов для педагогов и родителей;

-сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары и т.д.);

- визуальные и аудиосредства информации – тематические клипы, ролики, фильмы, музыка, и т.д.

Ориентировочные технические требования

к оформлению программы:

  • формат листов А4;
  • редактор Word for Windows;
  • шрифт Times New Roman;
  • кегль 12-14;
  • междустрочный интервал – одинарный;
  • поля со  всех сторон – 2 см.;
  • выравнивание по ширине, абзац – 1 см.;
  • переносы в тексте не ставятся;
  • центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
  • таблицы вставляются непосредственно в текст;
  • нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений.

IV.Дополнительные темы для самостоятельного изучения педагогом:

1.Анализ организации кружковой работы в ДОУ (база практики).

2.Составление краткого пояснения  для родителей о кружке в ДОУ с целью размещения в интернет сети на сайте ДОУ.

3.Подготовка сообщения  по теме «Участие кружка в общем процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

4.Подбор диагностического материала для обследования уровня способностей дошкольников.

5.Подбор материала для родителей (в родительский уголок) по темам (на выбор): «Театр – творчество – дети», «Театр и дети», «Театр дома», «Театр – это интересно!».

6.Подготовка сообщения на тему «Театральный кружок в ДОУ, значение в работе с дошкольниками, требования к оформлению».

7.Подбор вариативной программы  музыкально-театрального кружка в ДОУ.

8.Составление списка педагогической литературы  по организации музыкально-театрального кружка в ДОУ.

9.Составление перспективных и календарных  планов работы кружка в ДОУ.

10.Создание методического комплекта руководителя кружка в ДОУ.

11.Составление  цикла бесед для детей старшего дошкольного возраста  «О театре» с использованием наглядного материала.

12.Составление композиционного плана детских спектаклей.

13.Составление плана организации музыкального сопровождения спектакля.

14.Создание альбома сценических костюмов для дошкольников.

15.Презентация сообщения по теме «Атрибутика и аксессуары, их значение в театрализованном представлении».

16.Составление комплекса выразительных средств в создании сценических образов.

17.Подбор сценариев  сказок и спектаклей с участием детей.

Основные источники:

  1. Мигунова Е.В.  Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. -  М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
  2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  3. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
  4. Иванцова, Л.,  Коржова, О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 320 с.
  5. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.





 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности»

Опыт работы по развитию музыкальных и творческих способностей детей докшольного возраста по программе "Арт-фантазия" Э.Г.Чуриловой...

Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»

Методическая разработкадля детей  дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...