«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста» Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Зайцева Виктория Владимировна

Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx141.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка

                

мини-музей

Составитель: Зайцева В.В.

воспитатель  МБДОУ №8  «Огонёк»  

                                         2019г                                                

Данная методическая разработка содержит инновационные технологии в театрализованной деятельности  детей дошкольного возраста.

Разработка содержит театрализованные  игры и упражнения, диагностический  материал по развитию творческих способностей, через театрализованную деятельность                                                                Методическая разработка  предназначена для воспитателей ДОУ, студентам и заинтересованным родителям.

Содержание

1.. Введение…………………………………………           3

2 Театрализованные игры ………………………….          8  

3. Диагностика уровней актёрских знаний и навыков детей дошкольного возраста по театрализованной деятельности  автор:  (Н.Ф. Сорокина. ) …… ……. ……………………11                                

4. Список литературы……………………………………..14

Введение

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем:            по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

  • красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении,
  • грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

В дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.  Что касается обеспечения качественного формирования непосредственно театральных способностей у детей, здесь необходимо наладить и закрепить контакт с социальными партнёрами - учреждениями культуры. Работая над формулировкой данной проблемы, осознаешь острую необходимость использования в детской деятельности театрализации, создающей комфортные условия для целостного развития ребенка. Так, например, принимая инициативное участие в театрализованных праздниках, посвященным народным традициям, дети приобщаются к духовным истокам национальной культуры своей родины. А играя в известной всем классической сказке, внося в характер героя свои черты, ребенок развивает артистические и импровизаторские способности. К тому же, театр, объединяет внутри себя многие виды искусства, дает возможность говорить с детьми не только о литературе или культуре речи, но и о живописности произведений, архитектурных особенностях, театральном гриме, истории костюма.

У любого педагога наряду с желанием приобщить детей к процессу театральной деятельности возникает вопрос о выборе художественного текста для той или иной постановки, текста, который не только бы соответствовал возрасту воспитанников, но и решал бы определенные нравственные, эстетические или другие проблемы.                                                    Нам на помощь всегда готовы прийти как русские народные сказки, где хорошо прослеживается общение рассказчика и слушателя   (из уст в уста),  так и детская художественная классика с её нетленными аксиомами дружбы, уважения и почитания старших, победы добра над злом    ( К.Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, Ю. Мориц, С. Черный, И. Токмакова и многие другие).  Не стоит, однако, забывать и о современной детской литературе, которая очень внимательна к детской психологии, что проявляется и в учете возрастных особенностей, и в изображении самого ребенка, и в выявлении интересов современных детей. Но даже правильный выбор текста не всегда отвечает многочисленным запросам образовательного процесса в целом и области «речевой развитие» в частности.

Новизна и своеобразие нашего опыта в том, что мы используем театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр - драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми. А именно, в проектной деятельности, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. В числе них и глобальное раскрытие поставленной проблемы, и активное взаимодействие с родителями.

Здесь дети как самостоятельно, так и при поддержке взрослых являются авторами любых видов проектов.            Темы работ могут варьироваться от истории театрального головного убора до желания научиться создавать сценарий для театральной постановки.  Через театрализацию мы нацеливаем воспитанников к исследовательской деятельности, что способствует развитию любознательности. Главная педагогическая задача – сформировать интерес детей как основной предпосылки для дальнейшего успешного обучения.

Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами - сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами родители воспитанников. Старшие же дошкольники сами способны проявлять инициативность в режиссёрской деятельности, работают над костюмами и декорациями, учатся  распределять роли между собой.

Применение вышеприведённой инновационной технологии в театральной деятельности позволило добиться нужной динамики в развитии детей (диагностика артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной): были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Одновременно происходит гармоничное развитие всех психических процессов, необходимых для успешного обучения: внимания, памяти, мышления и воображения. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональной стороны ребенка, раскрытию его творческо - актерского потенциала.

Состав такой технологии позволяет развить у детей дошкольного возраста следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции.

Театрализованные игры.

«Продолжи сказку» - направленные на активизацию творческого потенциала детей. Предлагаю детям составить продолжение известных сказок « Кот в сапогах», « Машенька и медведь», Дюймовочка» ( могла не просто сидеть, а договориться, ведь она умеет говорить!) Подразумевается, что полюбившиеся герои должны оказаться в ситуациях, требующих от них сноровки, бытовых умений, знаний в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений.
«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке. Предлагаю детям придумать вариант сказки, гдехарактеристики героев изменены ( Пример: колобок – злой, а лиса добрая).
«Здравствуй и прощай»
Пример: доброе утро, добрый вечер, добрый день, рад тебя видеть, привет, приветствую вас, здравствуй.
Пример: досвидание, прощай,всего доброго, всего хорошего, пока, счастливого пути.
«Веселые стихи» - предлагаю детям придумать и рассказать стихотворение от лица героя сказки, представив себя стариком,медведем, лисой и т.д.
«Диктофон» - предлагаю детям повторить, что сказал герой ( громко – тихо, во весь голос, медленно, по слогам).
«Калейдоскоп из сказок» - ( Пример: « Курочка ряба» и « Кот в сапогах» - кот съел мышку).
Итогом всех игр является спектакль. Его подготовке уделяется большое внимание: выбираются сказки или пьесы, распределяются роли по желанию детей. Готовые сценарии берем из книг или переделываем сказки на новый лад. Дети с удовольствием заучивают свои роли, иногда даже большие. Проигрывая каждую роль, мне приходится показывать детям, как надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героя. Вместе с родителями изготовляем костюмы и декорации к постановкам. Все, кто видит наши постановки: сотрудники детского сада, родители, дети других групп - давали им положительную оценку. По словам родителей, дети стали более эмоциональными, более раскрепощёнными, выразительными. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья!
Активно используем игры – драматизации. Участвуя в них , дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь детей. Они усваивают богатство родного языка, его выразительные средства, используют различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, стараются говорить четко, чтобы его все поняли.
Для подбора средств выразительности использую простые слова; здравствуйте, помогите, послушайте - говорим по разному; при чтении – сама передаю интонационно, т.к. наша речь служит образцом для подражания детьми. Прежде чем, лиса, волк, медведь начнут проситься в теремок, объявляю конкурс « Кто лучше?». Дети наперебой стараются. Похвала – бурные аплодисменты.
К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также приобщаем родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с родителями изготавливаем декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей,

   Диагностика уровней актёрских знаний и навыков детей дошкольного возраста по театрализованной деятельности.                              автор:  (Н.Ф. Сорокина. )

  Первая часть : Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

 Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.

Структурные компоненты игры драматизации                                                                   Ведущий мотив игры. Замысел.         Роль.         Восприятие.                                                                                                               Интерпретация.      Планирование.            Принятие.             Передача смысла образа.         Импровизация.     Внимание.        Сопереживания.        Воспроизведение впечатлений.

 Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений

Актерские умения  - понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

 1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:

:Чудо остров!     ¦ Наша Таня громко плачет...         ¦ Карабас-Барабас ¦ Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

3. Пантомимические этюды. 

 Котята:  • сладко спят; • просыпаются, лапкой умываются;  • зовут маму;                         • пытаются утащить сосиску;  • боятся собаки;  • охотятся.                                                                                                                             Покажи: -как танцует добрая фея на балу у Золушки;                                                        - как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;                                               - как удивляется черепашка-ниндзя;                                                                                    - как здоровается Снежная Королева;

4. Этюды на изменения тембра голоса.

 Педагог.  Киска, как тебя зовут? Ребенок.  Мяу! (Нежно)

 Педагог. Стережешь ты мышку тут? Ребенок.  Мяу! (Утвердительно)    Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

 Педагог. А в товарищи щенка? Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...).                                                                                                                     5.  Интонационное прочтение стихов-диалогов.

6.  Проговаривание скороговорок. 

 Сказочный, волшебный дом   Азбука - хозяйка в нем.  Дружно в доме том живет  Славный буквенный народ.

В процессе наблюдения и анкетирования было выявлено:  в средней группе:

 В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции: все дети в группе  - «зрители» (20 человек), среди них «зритель – режиссер» - 5 чел.,

 В подготовительной группе: «Зритель – режиссер» - 5  %, «Зритель – актер» -50 %, «Зритель – актер – режиссер» -45 %,  только « зритель» - 0 %.  Актёр-в конце года-95%.

Занимаясь с детьми театром, я делаю жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх,  мои дети смогут использовать в повседневной жизни.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. (Методическое пособие для воспитателей дошк.учреждений) /М. «Просвещение», 2004.
  2. Касаткина Е.И., Реуцкая Н.А. и др. Театрализованные игры в детском саду / Вологда,2000.
  3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет (методическое пособие) /М., 2004.
  4. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников. (Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений ) / С- Пб, «Детство- пресс», 2009.
  5. Царенко Л. И. От потешек к пушкинскому балу… / М.,1999.
  6. Пазухиа И.А. Давай познакомимся!   (пособие для практических работников детских садов) / С-Пб, « Детство- пресс», 2004.
  7. Сорокина Н. Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество - дети.(программа развития творческих способностей средствами театрального искусства) / М. : МИПКРО, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме: " Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста"Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организа...

Теоретический опыт "Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста"

Цель моей работы:-раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуника...

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей раннего возраста»

      «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. П...

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста» «Теaтрализованная деятельность - является неисчерпаемым источником ...

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;Теaтрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки з...