«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»
материал

Прокопчик Оксана Викторовна

Описание опыта работа по театрализованной деятельности  со старшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii_v_teatralnoy_deyatelnosti.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Тисульский детский сад № 1 «Колосок»

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Воспитатель: Прокопчик О.В.

                         

     «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые…»

                                                        (В. А. Сухомлинский)

     Для современного этапа развития системы образования характерны - поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

     При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность.

     Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

      «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал психолог и педагог Б.М. Теплов

     Театрализованная деятельность - это одно из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

     Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Театрализованная игра – один из видов игры, в котором дети способны самовыражаться, развивать творческие способности и умение реализовываться.  А также в театрализованной игре происходит личностное развитие и воспитание индивидуальности

     Выдающийся режиссёр и актёр К.С. Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел уже живёт в нём.

      Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощёнными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменятся интересы и мало кто их них станет актёром – сейчас они живут увлекательной, интересной жизнью.

     Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр!

     Основные задачи театрализованной деятельности, которые мы ставим в своей работе с детьми старшей группы это:

1. Знакомить детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и прочее);

2. Знакомить детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы и так далее);

3. Развивать интерес к сценическому искусству;

4. Создавать атмосферу творческого выбора и инициативы для каждого ребёнка;

5. Способствовать развитию навыков передачи образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима и прочее).

6. Развивать личностные качеств (коммуникативные навыки, партнерские взаимоотношения);

7. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

     Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

     Создавая предметно-пространственную среду, организовывала так, чтобы она наиболее эффективно влияла на развитие личности, разных сторон речи детей, давала возможность наиболее эффективно развивать уровень активности, эмоциональности

     Наряду с традиционными видами театрализованной деятельности, в старшей группе совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности. Использую в своей работе мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Тексты усложняются, их отличают более глубокий смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический. Ребёнку становится доступным самостоятельные постановки мини-спектаклей. Ставлю задачу – научить ребёнка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяю обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях.

     Чтобы работа не была хаотичной, разработала перспективное планирование, которое построила блочно. При работе в блоках лучше прослеживается система мероприятий, учитывается принцип постепенности.

      Какие бы инновационные методы не принимались в театрализованной деятельности, но, если ребенок не умеет владеть жестами, мимикой, позой, помогающими полнее выразить мысль, осознать свои и чужие мысли - передать роль он не сможет.

     Потому первый блок мы назвали «Игры и этюды»

Примером можно назвать, например, подвижную игру «Что мы видели не скажем, а что видели - покажем» или педагогическая ситуация «Можно ли без слов пожалеть человека, заставить улыбаться, обидеть, оскорбить»

     Следующий блок «Театр масок» (работа с карточками).  

Дети в течении 30 сек. инсценируют выбранную маску (равнодушие, высокомерность, сочувствие, агрессивность, радость, испуг и т. д).

     Блок «Веселье и уныние» учит умению замечать эмоциональное состояние человека.

     Всем известен прием заучивания стихов «Расскажи стихи руками». Перефразируя этот фразу «Покажи этюд руками», я учу детей с помощью жестов, мимики сначала передавать не сложные сюжеты, а затем более сложные

Так же применяла театрализованную деятельность на столе для песочной анимации. Дети разыгрывали этюды «Встреча с маленьким человечком», «Зыбучие пески» и т.д.  

     К, Д, Ушинский писал «Самая лучшая игрушка для детей кучка песка».

     С помощью песка можно создавать не только этюды, но и разыгрывать целые спектакли.

     А сколько выдумки в спектаклях из пластилина. Дети лепили и показывали спектакли «Теремок», «Три поросенка», «Козленок, который умел считать до десяти» и т.д.

     Интересным моментом является то, что песочные и пластилиновые сцены можно превратить в мультфильмы, авторами которых являются дети.

     Сложной, но интересной является такой вид деятельности как теневой театр. Тень — довольно пластичный материал для произведений искусства, которые не нуждаются в изготовлении. Его не нужно искать, им невозможно испачкать руки. За ним можно спрятать свое лицо и не только лицо - всю свою личность.

Существует несколько разновидностей теневого театра, но мы используем следующие:

1. Кукольный театр теней;

2. Теневой театр рук;

     Начинали мы работу в средней группе над кукольным теневым театром. Но однажды я показала детям небольшой эпизод из сценки «Теремок» способом театра рук. Детям это очень понравилось и вскоре, дети с огромным интересом стали играть с тенью руками. Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, помогает ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным. Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка. Развиваются основные языковые функции — экспрессивная (вербально-образный компонент речи). И коммуникативная (способность к общению, диалогу). Все выше сказанное дает основание утверждать, что участие в представлениях теневого театра повышает и эффективность коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

     Создали картотеку фигур теней, картотеку пальчиковых игр с подробным описанием. Если ребенок затрудняется в изображении фигур, оказывали ему помощь: просто нужно взять его руки и свои и выполнить необходимые действия. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого, могут стать авторами новых игровых и творческих сюжетов, то есть совместно участвовать в разработке проектов

    Темы проектов могут быть самыми различными, по разным сказкам, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

В следующем блоке «Театр и дети», дети совместно с педагогом участвовали в подборе сказок, в распределении ролей, создании декораций и костюмов, а также сыграли роли в сказках.

       Но прежде чем начать работу в театре «Буратино», мы провели цикл мероприятий: познакомили с детей с понятием «Что такое театр», атрибутикой театра, показали программки театра, афиши, видео экскурсию по театру, провели беседу «Зачем детям театр», просмотрели мульфильмы «Приключение Буратино», «Щекунчик».

     Чтобы поддерживать интерес детей, были вовлечены и родители. Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами через активное и непосредственное участие в мероприятиях, совместных детско-родительских конкурсах, постановках, создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды: изготовлении костюмов, декораций, атрибутов. Родители были заинтересованы в показе домашнего театра теней

     Работа будет продолжаться, В следующем году будем продолжать снимать пластилиновые мультфильмы, знакомить детей с оперой и балетом. Готовим декорации и костюмы к рождественскому представлении по мотивам сказки Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Литература

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет.- М.: «Просвещение», 2005.

3. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера,2004.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М: АРКТИ.1999.

5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск

6. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001; Панкеев И. Русские народные игры. – М., 1998; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991..

                                                     

                                                        652210, Кемеровская обл,

                                                        пгт Тисуль, ул. Фрунзе, 8.

                                                               8(38447) 2-18-65,

                                                            kolosok41 @mail. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме: " Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста"Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организа...

Теоретический опыт "Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста"

Цель моей работы:-раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуника...

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста» «Теaтрализованная деятельность - является неисчерпаемым источником ...

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;Теaтрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки з...