Применение современных образовательных технологий в работе с детьми
методическая разработка на тему

Консультации, рекомендации для педагогов, методический материал для использования в практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_tvorchestva.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения

Младшая группа

Угадай игрушку

Цель:        Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

 Воспитатель показывает детям 3—4 игрушки, дети называют их. Надо сразу научить детей правильно называть предмет: «Это ... (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель описывает другие игрушки, а дети называют их.

Про кого я говорю

Цель:        Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

 Воспитатель описывает ребенка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.

Скажи, какой

Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

 Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».

Исправь ошибку

Цель:        Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.

Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.

Что напутал Буратино?

Цель:        Находить ошибки в описании и исправлять их.

 В гости к детям приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая о своем друге, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!». Дети исправляют неточности.

Сравни кукол

Цель: Учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

 Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные; у Тани голубые глаза, у Кати — черные; Таня в платье, а Катя — в брюках. У кукол разная одежда*.

  • Куклы захотели поиграть, они взяли ... (мячики). Этот мячик ... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик ... (большой, красный). Что можно делать с мячами?
    (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)
  • Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

Разложи картинки

Цель: Учить выделять начало и конец действия и правильно называть их.

 Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

Средняя группа

        В гостях у лесника

Цель:        Упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.

 Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога ... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты ... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек ... (мелкий).

  • Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
  • Отгадайте мою загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».

Дети отгадывают загадку. Белка обращается к детям: «Опишите меня, чтобы было понятно, какая я и что умею делать». Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает связками: «Шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты умеешь...; и очень любишь...» Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Дети называют другие действия: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белку, и зарисовать встречу с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается детям в естественной разговорной форме: «Давайте подумаем сначала, как белочка встретилась с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем закончились их приключения?»

Ручка-ножка

Цель: Познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, — ручку подает». (Дверная ручка.)

  • У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
  • Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За ручку можно...»
  • А какие предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

Старшая группа

        Это правда или нет?

Цель: Учить находить неточности в стихотворном тексте.

   Послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

—        Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:

«Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке. Папочка, это лошадке подметки подбивают. Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются. Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом. Мамочка, я тебя громко-громко люблю*.

—        А сейчас вы придумайте небылицы или путаницы, а
другие дети будут их распутывать.

Назови одним словом

Цель:  Учить находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Решал ученик задачу и не мог никак решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) О чем мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: «тяжелый груз» (имеющий большой вес), «тяжелый сон» (неспокойный), «тяжелый воздух» (неприятный), «тяжелая рана» (опасная, серьезная), «тяжелое чувство» (мучительное, горестное), «тяжелый на подъем» (с трудом решается на что-то), «тяжелое наказание» (суровое).

  • Как вы понимаете выражения: «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
  • Послушайте стихотворение Б. Серовой «Подскажи словечко». Вы будете мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату: — Ох!        

С неба сыплется горох!

«Вот чудак, — смеется брат, —

Твой горох ведь это ... (град)».

От кого, мои друзья.

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит ... (тень).

—        Придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова:
большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малюсенький: бежит, мчится, несется: идет, плетется, тащится.

Подготовительная группа

Укрась слово

  Цель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса.

Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.

Подбери слово

Цель: развитие мышления, сообразительности, воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?», «Что можно штопать? Завязывать? Надвигать? Надевать?» и т.д. Дети дают ответы, называя слова, подходящие по смыслу. Организовать игру можно по кругу, передавая друг другу камешек, мяч, карандаш, выступающий в роли волшебной палочки. Тот, кто не может назвать подходящее слово, должен заплатить штраф-фант, который выкупается в конце игры.

Да - нет

Цель:: воспитание логического мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки.

Угадывание предмета посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности. На все вопросы можно отвечать только «да» и «нет». Выбирается один водящий, который на время удаляется из игровой комнаты. Дети вместе с воспитателем загадывают какой-то предмет, находящийся в игровой комнате. Водящий должен отгадать этот предмет, задавая вопросы о его местонахождении, материале, из которого он изготовлен, цвете, форме и т.д. Воспитатель должен научить детей задавать вопросы логично, делать правильные выводы.

Придумай предложение

Цель: развитие быстроты мышления и речевой активности.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я назову какое-нибудь слово, а вы должны быстро придумать предложение с этим словом. Например, я скажу слово «близко» и передам камушек Мише. Он возьмет камушек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камушек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в такой форме, в какой его предлагает загадывающий.

По мере освоения игра может усложняться: можно задавать придумать предложение из двух, трех, четырех или пяти слов с заданным ключевым словом. Если дети затрудняются при ответе, им помогает воспитатель.

На этой тематической неделе логично ключевые слова связать с животным миром или флорой жарких стран.

Учимся рассуждать

Цель:        Подвести детей к составлению рассуждения и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.

 Воспитатель предлагает детям картинки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы.

—        Докажите, что в этих картинках нарисовано неправильно, что надо изменить. Используйте в своем доказательстве слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Составь рассуждение

Цель:        Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в
определенной последовательности.

 Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя», используя для связи предложений слова «вот потому», «потому что», «в связи с этим».

  • Кто может доказать, что зима не очень похожа на зиму.
  • Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они
    подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не
    нашел». Почему?
  • Выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта». «Почему следует быть честным».

Составим разные рассказы

Цель:  Учить составлять схемы разных высказываний.

 Воспитатель напоминает детям, что описание обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ) — поездом, у которого вагончики разного цвета, а рассуждение — это знак вопроса из трех цветов (полукруг — зеленый, средняя часть красная и окончание — синяя точка). Начало каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагончик, верхняя часть знака вопроса) — зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик, средняя часть знака вопроса) — красного, конец (нижняя часть круга, третий вагончик, точка в нижней части знака вопроса) — синего цвета.

Воспитатель делит детей на три команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст: «Вчера я был в лесу и видел там зайца. Он так меня испугался...» Первая команда детей составляет описание. Остальные дети слушают его и составляют у себя на столах модель описания, чтобы получился круг (если присутствуют все части описания).

Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше. Дети, сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков. Третьей команде предлагается составить рассуждение о том, почему заяц такой пугливый и всего боится. Сидящие за столами дети выкладывают знак вопроса из трех частей: верхней (зеленой), средней (красной) и точки (синей).

Затем воспитатель набирает новые три команды и дает новую тему — картину об осени. Одни дети составляют описание осени, другие придумывают историю о том, что случилось в осеннем лесу, а третья команда доказывает, что на картине изображена именно осень. Остальные дети выкладывают у себя на столах модель высказываний: описания, повествования и рассуждения. В конце занятия дети оценивают, какая команда лучше всех составила описание, повествование (историю), рассуждение.

Литература

  1. Бондаренко А.К.  «Дидактические игры в детском саду»
  2. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте»
  3.  «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. Ушаковой О.С.
  4. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о применении современных образовательных технологий в работе с педагогами и родителями воспитанников ДОУ .

Педагогический коллектив нашего детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением педагогической просвещенности родителей; внедряет современные технологии, которые способствуют ...

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Поиску путей своего развития, самообразованию и творчеству современного педагога помогает внедрение новых технологий....

Статья на тему "Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности – это основная задача педагогов ДОУ.Совр...

Статья по теме: Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Как я понимаю качественное образование для каждого?Это значит создать в детском саду условия, реализующие право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающие равные стартовые...

Консультация "Применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Крнсультация "Применение образовательных технологий в работе с детьи дошкольного возраста"...

Применение современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

             Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котор...