Тренинг в практике работы с педагогами ДОУ как средство развития их профессиональной компетентности
статья

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня предлагается много интерактивных форм  и методов работы с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении, однако можно особо выделить такую форму работы как тренинг.

Тренинг (от англ. training или train – тренировка, обучение, воспитание) – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг как средство развития профессиональных компетенций

педагогов ДОУ

 

 «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам». (Древняя мудрость)

         Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

В настоящее время отмечается востребованность педагога творческого, компетентного, способного к развитию своего личностного потенциала в современной системе дошкольного образования.

Педагог 21 века – это:  гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к

- профессиональному, общекультурному, духовному и физическому совершенству;  

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности;

-  постоянно совершенствующий свои знания, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;  

- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;  

- способный организовать рефлексивную деятельность.

В целях повышения качества дошкольного образования меняются подходы в работе с кадрами. Сегодня эта работа должна быть направлена на повышение профессиональной компетентности каждого педагога и зависит от профессиональной зрелости.

Успех работы дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от качества работы с кадрами, что способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности, росту мастерства, а также творческой активности педагогов. Поэтому сегодня необходимо обучаться новым способам общения, направленным на внимательное отношение к партнеру, пониманию цели общения и желаемого результата взаимодействия. Сегодня предлагается много интерактивных форм работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении, однако можно особо выделить такую форму работы как тренинг.

Тренинг - это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Тренинг - это определенная концепция человеческих отношений, концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим. Тренинг относится к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога формам повышения образования. Тренинги помогают существенно изменить отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, с их помощью развивается самосознание педагога, что дает возможность принимать участие в технологических, организационных, социальных инновационных мероприятиях.

Тренинги позволяют создать условия для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных.

Тренинги способствуют:  

- формированию у участников педагогического процесса отношений, основанных на принципах взаимного уважения, доверия, понимания и взаимопомощи;  

- дают возможность понять себя в коллективе и значимость коллектива для себя.

Они являются наиболее эффективной формой в процессе подготовки педагогов к разработке новых технологий в обучении и воспитании дошкольников.

Принципы организации психолого-педагогического тренинга:  

- принцип самодиагностики - самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно-значимых проблем;  

- принцип диалогизации взаимодействия, т. е. межличностного общения, основанного на взаимном уважении и полном доверии участников тренинга;  

- принцип добровольного участия во всем тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях.

Участники должны иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности. Задача группового тренинга - помочь участникам выразить себя своими индивидуальными средствами. В этом заключена основная гуманистическая идея тренинга - помочь человеку преодолеть стереотипы, стать самим собой, прежде всего, в общении с окружающими людьми, развить способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих, адекватность самооценки. Практика показывает, что тренинги можно проводить среди педагогов, других категорий работников, родителей. Количество участников определяется в пределах 7-12 человек. При подготовке и проведении тренинга необходимо учитывать, чтобы его содержание было интересным участникам тренинговой группе. В тренинговой группе постоянно действует обратная связь, позволяющая каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения и общения. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы, отработать коммуникативные умения и рефлексивные навыки.

Условия эффективности работы тренинговой группы:

- закрытость, т. е. постоянство состава;

- небольшое количество участников;

- возможность их свободного передвижения.

 Тренинги позволяют развить: навыки активного слушания; навыки самопрезентации, самоподачи; навыки вербализации; навыки аргументации; адекватный стиль поведения; чувства осознания и принятия себя; эмпатию; навыки невербального общения.

Правила тренинга: 

1. Общение по принципу «здесь и теперь». Идея – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

2. Принцип открытости и искренности - говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

3. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «Некоторые думают…», на суждения: «Я считаю, что…», «Я думаю…».

5. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения».

6. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Участники не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.

Тренинговое занятие состоит из следующих этапов.

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Притча (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

4. Разминочные упражнения.

5. Основная часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

6. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

7. Прощание.

Тренинг толерантности для педагогов

Цели:

- осознание педагогами своей индивидуальности;

- познакомить с понятием “толерантность”;

- показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;

- помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Задачи:

- создание комфортного психологического климата в группе;

- способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения.

Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркаловизитные карточки, булавки

ХОД ТРНИНГА

Никто не может любить другого, если до этого не полюбил себя… Эразм Роттердамский 

1. Упражнение «Смысл имени».

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас,  которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.

Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

2. Упражнение «Аплодисменты».

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

3. «Мои положительные черты».

- Напишите свои положительные черты.

- Трудно ли было написать эти черты? Почему?

- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.

- Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

4. «Отражение в воде».

- Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

∙человек скорчил страшную рожицу;

∙человек замахнулся палкой;

∙человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке;

∙что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам);

∙что вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться;

∙как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале;

∙наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;

∙замахиваясь на другого палкой,  мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

5. «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

6. Знакомство с понятием «толерантность».

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность».

А что, по-вашему, означает слово «толерантность»?

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого», в китайском – быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в арабском – «прощение, снисхождение», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

7. «Я люблю тебя…».

Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.

Вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать своё имя и объяснить, почему вы себя любите.

(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

- Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?

Что вы при этом чувствовали?

8. «Похвали себя и других».

Участники делятся на пары.

Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я…» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая». Затем Вера должна похвалить меня.

- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?

Легко ли было хвалить себя?

9. «Я заслуживаю..».

Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру – «Я заслуживаю...».

- Счастье редко дается человеку «большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу «Я заслуживаю...», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя.

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю...» Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

10. «Я желаю себе и другим…».

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов....

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ"

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми ОВЗ"...

Интернет-ресурс педагога как средство повышения его профессиональной компетентности

Современный  педагог должен быть образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования....

Презентация "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагога"

Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагога...