ФОЛЬКЛОРНЫЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Остапенко Татьяна Андреевна

              ФОЛЬКЛОРНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК ОСНОВА ИХ НРАВСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Остапенко Татьяна Андреевна, музыкальный руководитель МДОУ – детский сад № 21 «Сказка, г.Серпухов

 

  Аннотация. Статья раскрывает значение фольклора и фольклорного репертуара на нравственно-эстетическое развитие дошкольников.

 

  Ключевые слова: фольклор, нравственность, патриотизм, эстетическое развитие.

 

 Одним из главных показателей становления личности у дошкольников является эстетическое развитие. Это формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие. В специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического вкуса. Главной задачей художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных, способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности, а также развития на основе художественных качеств личности, что является одним из ведущих задач воспитания дошкольников.

    С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Долгое время формирование основ духовной и эстетической культуры детей было ущербным – фольклор не изучался, не преподавался, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых требований к методам массового музыкального образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Художественно – эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без народной культуры, которую надо рассматривать как не только самобытную, но и как средство для формирования творческих способностей. Овладевая методами фольклорного творчества строю свою музыкальную работу на материале народных песен, игр, танцев, опираясь на методические разработки, собственные знания применяю оригинальные методики по ознакомлению детей с народным творчеством, новыми приемами обучения использования народных песен, танцев,  применяю их во всех возрастных группах. Народное творчество, как живое творческое проявление, входит в жизнь детей через фольклорный репертуар посредством различных организационных форм: традиционных, комплексных занятий, праздников, развлечений, театрализованных постановок. Материал подбирается по возрастным особенностям. Все богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Русская народная музыка оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка. Большинство малышей к  моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с фольклором: колыбельная мамы, веселое подпевание плясовой мелодии.

Песни на основе народных мелодий понятны детям дошкольного возраста,  они просты и доступны. Классический вариант разучивания песни, это ознакомление с песней, разучивание, закрепление. При разучивании песни стараюсь раскрыть художественный характер русской народной песни, заинтересовать детей ее содержанием и мелодией, пробудить желание выучить песню и исполнить ее. Русская народная песня рассказывает детям о календарных праздниках, о семье и быте, об истории земли русской, о природе, о любви к Родине и всему, что нас окружает. Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально – ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, вырабатываются навыки согласованности движения с музыкой. Отражение в движении содержание и характер музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.  Из всего многообразия русских народных песен в фольклорный репертуар детей дошкольного возраста органично вписываются календарные, хороводные, плясовые, шуточные песни, отражающие жизнерадостное мироощущение, и неиссякаемый оптимизм ( «Жил я у барина» -р.н.п., «Махоня» - р.н.п., «Я с комариком плясала» р.н.п., «Как на тоненький ледок» р.н.п., «Что на меня ты дружочек не смотришь?» - р.н.п.) Песни сопровождаются движением, пляской, хороводным шествием, игрой, разыгрыванием содержания песни в лицах. Они рассказывают о семье, быте, труде. («Царевич – королевич» - русская народная песня – игра, «Пора молодцу жениться» - русская народная песня – игра, «Как у дяди Трифона» - р.н.п., «Как у дяди Ермолая» - р.н.п. (игровая), «Патока с имбирем» - р.н.п., «Посмотрите-ка, у нас- то  в мастерской» - р.н.п.). У детей формируется понятие о том, что русский человек трудолюбивый, добрый, человек который любит свою семью, друзей, соседей и хочет жить со всеми в  мире. Он всегда готов прийти на помощь, только позови. А уж если заметили нерадивых, ленивых, неряшливых, злых да завистливых, народ быстро сложит о них частушки и потешки – стыдно станет.[1, С.141].

      Неоценима роль народных песен в воспитании патриотизма. Песни о защитниках земли русской формируют у детей положительное отношение к воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – это черты российского солдата, они понятны старшим дошкольниками и вызывают у них уважение  и желание быть такими же мужественными и смелыми. («Солдатушки, браво-ребятушки» -р.н.п., «Моя Москва» муз. И.Дунаевского, «Я на подвиг тебя провожала» муз. И.Дунаевского. Для слушания: «Казачьи песни» (народные песни), «Раскинулось море широко» муз. А.Гурилева, «Священная война» муз. А.Александрова, «Песня защитников Москвы» муз. Б.Мокроусова, «Крейсер Аврора» муз. В.Шаинского, «Варяг» муз. В.Беневского и Ф.Богородицкого и др. Это песни, которые имеют своих авторов, но относятся они к фронтовому фольклору. 

Соловейко за рекою громко песни распевал,

Как пришел фашист проклятый соловейко замолчал.

А впервые послевоенные месяцы образ вновь запевших соловушек выразил свое чувство – радость Победы.

Расцвела черемуха, и поют соловушки.

Мы фашистов выгнали из родной сторонушки.

Старшие дошкольники проникновенно исполняют песню «Золотая моя Москва» муз. И.Дунаевского, «Я на подвиг тебя провожала» муз. И.Дунаевского, а песня «Катюша» муз. М.Блантера,  на празднике посвященному Дню Победы звучит неизменно из года в год. Эта песня, как и многие другие песни о защитниках нашего Отечества, об истории нашей страны, понятны и любимы детьми.[4, С.204].

При знакомстве детей дошкольного возраста с традициями и обычаями праздничной культуры, православными праздниками, праздниками языческих времен, подбираю такой репертуар, который делает детей духовно богаче, согласно возрасту, чтобы была возможность проследить его усложнение в том, как поэтапно накапливается музыкальный  репертуар. Календарные праздники – это своеобразный итог проведения работы с детьми по усвоению фольклорного материала, это мощный фактор положительного взаимодействия на эмоциональную сферу ребенка. Во время подготовки и проведения праздников дети проявляют свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне. На празднике Рождества исполняют полюбившуюся, написанную в ритме вальса «Рождественскую песенку» сл.Е.Матвиенко, муз. С. Подшибякиной. Слова этой песни заставляют детей задуматься, осмыслить ранее полученные знания про Рождество Христово, про кутью да сочни, про то как девушки с ними гадать ходили. А на ужин, взяв кутью Мороза кликали, он в ответ в красный угол постукивал. Как малые детушки под столом зернышки искали, а мама за это пышку «коровушку» дарила. Почему «в подложки» на Святки играют? Игры «в пешки», «в номера».

                         Праздник волшебный и светлый,

                         К нам поскорей приходи,

                         Верой, Любовью, Надеждой,

                         Жизнь всех людей освети!

Иосиф Бродский писал об этом празднике: «В конце концов, что есть Рождество? Рождение Богочеловека. И человеку не менее естественно его справлять, чем свой собственный».

      Фольклорный весенний праздник отмечается с особенным теплом и добром, так как в гости к детям приходят их мамы. «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Сколько звезд на ясном небе, столько колосков в полях.

Сколько песенок у птицы, сколько листьв на ветвях!

Только солнце одно на свете, только мама одна на свете.

                                                                                             (Г.Виеру)

Дети исполняют песню «Сошью платок для матушки» р.н.п., ансамбль ложкарей исполняет р.н.п. «Выйду ль я на реченьку», вместе с мамами играют в русскую народную игру «Золотые ворота».

Пасха – один из главных праздников в нашем календаре, день великой радости. Пасха – это праздник обновления и возрождения жизни. Он открывает дверь в новую возрожденную жизнь природы и людей. В первые дни после светлого Воскресения проводим в детском саду развлечение. Дети много рассказывают о том, как ходили в церковь, ставили свечи, разговлялись куличами и крашеными яйцами. Ранее дети получили  знания о том, почему солнышко на Пасху играет и  радуется. О том, как  ребята к заутрене ходили, да крашеными яичками хвастались и играли. Во что красные девицы и добрые молодцы, малые детушки на праздники принаряживались. Про качели да скакухи и про игры, что около них парни да девицы разыгрывали. Игры и забавы «штаны шить» или «скакуха», «в попинуху», «в барышни»; пасхальные игры «в подкучки», «в окно», игра «в мак».

На полянке первоцвет шлет лучистый свой привет.

Жаворонушек с небес нам поет «Христос Воскрес».

И сверкают купола, и звонят колокола,

Угощенье на столе, светлый праздник на Земле.

Дети в этот день угощаются куличами и, конечно, играют в русские народные игры: «Бой крашенок», «Найди зайца», «Прокати яйцо в воротца», «В какой руке?», «Игры – загадки». Игры с крашеными яйцами уникальные, подлинно развивающие, занимательные, тренирующие смекалку, сенсомоторную координацию, ориентацию в пространстве и многие другие жизненно важные качества и умения. [3, С.25]

Праздник «Троица» воспитывает у детей интерес и любовь к русской народной культуре и Троицыным обрядам, дети учатся передавать фольклорные образы.

Скоро, скоро Троица

Листьями покроется.

Заиграй повеселей

Гармонь моя веселая,

Мы пришли сюда встречать

Троицу веселую.

Дошкольники – народ непоседливый, любознательный, искренне веселый,и, конечно, больше любят подвижные игры и танцы. Но, наблюдая за детьми десятки лет, уверенно могу сказать, что русские кантиленные танцы, хороводы всегда исполняют с большим желанием, с душой, с пониманием, проникая всем своим детским существом в узор народной музыки и движения. Где-то на генетическом уровне дети чувствуют свое, родное, национальное. Не столько важно обучить детей водить хороводы и плясать в народном стиле, сколько приобщить к народной культуре. 

На Троицу дети водят хороводы «Во поле березка стояла» р.н.п., «Земелюшка–чернозем» р.н.п. Играют в игры с пением: «Мы завьем березку» р.н.игра, « Царевич-королевич» р.н.игра., «Пора молодцу жениться» р.н.игра, «На весенний праздник девицы гуляли» р.н. игра. В играх у детей воспитываются такие важные для человека качества, как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, доброта, отзывчивость, уважение к товарищам, любовь к народным играм.[2, С.42]

Важную роль в нравственно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста играет подбор фольклорного репертуара, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н.Мельников). Фольклорный репертуар призван обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира. Очень важно в наше время, посредством фольклорного материала донести до детей дошкольного возраста, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях.  Поэтому-то так тщательно подбирается репертуар обращаясь к истокам русской национальной культуры, в первую очередь к фольклору. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр: [Текст]//C.И.Мерзлякова.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -216с.

2.Петров И.Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей [Текст] //И.Ф.Петров.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 84с.

3.Панкеев И. Русские народные игры: [Текст]// И.Панкеев.-М.: Яуза, 1998.- 240с.

4.Соколова Л.В., Некрылова Л.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях: [Текст]// Л.В.Соколова, Л.Ф.Некрылова.-М: Айрис-пресс, 2003.-208с.-(Первые шаги).

                                                                                                                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

              ФОЛЬКЛОРНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК ОСНОВА ИХ НРАВСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Остапенко Татьяна Андреевна, музыкальный руководитель МДОУ – детский сад № 21 «Сказка, г.Серпухов

  Аннотация. Статья раскрывает значение фольклора и фольклорного репертуара на нравственно-эстетическое развитие дошкольников.

  Ключевые слова: фольклор, нравственность, патриотизм, эстетическое развитие.

 Одним из главных показателей становления личности у дошкольников является эстетическое развитие. Это формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие. В специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического вкуса. Главной задачей художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных, способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности, а также развития на основе художественных качеств личности, что является одним из ведущих задач воспитания дошкольников.

    С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Долгое время формирование основ духовной и эстетической культуры детей было ущербным – фольклор не изучался, не преподавался, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых требований к методам массового музыкального образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Художественно – эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без народной культуры, которую надо рассматривать как не только самобытную, но и как средство для формирования творческих способностей. Овладевая методами фольклорного творчества строю свою музыкальную работу на материале народных песен, игр, танцев, опираясь на методические разработки, собственные знания применяю оригинальные методики по ознакомлению детей с народным творчеством, новыми приемами обучения использования народных песен, танцев,  применяю их во всех возрастных группах. Народное творчество, как живое творческое проявление, входит в жизнь детей через фольклорный репертуар посредством различных организационных форм: традиционных, комплексных занятий, праздников, развлечений, театрализованных постановок. Материал подбирается по возрастным особенностям. Все богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Русская народная музыка оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка. Большинство малышей к  моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с фольклором: колыбельная мамы, веселое подпевание плясовой мелодии.

Песни на основе народных мелодий понятны детям дошкольного возраста,  они просты и доступны. Классический вариант разучивания песни, это ознакомление с песней, разучивание, закрепление. При разучивании песни стараюсь раскрыть художественный характер русской народной песни, заинтересовать детей ее содержанием и мелодией, пробудить желание выучить песню и исполнить ее. Русская народная песня рассказывает детям о календарных праздниках, о семье и быте, об истории земли русской, о природе, о любви к Родине и всему, что нас окружает. Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально – ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, вырабатываются навыки согласованности движения с музыкой. Отражение в движении содержание и характер музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.  Из всего многообразия русских народных песен в фольклорный репертуар детей дошкольного возраста органично вписываются календарные, хороводные, плясовые, шуточные песни, отражающие жизнерадостное мироощущение, и неиссякаемый оптимизм ( «Жил я у барина» -р.н.п., «Махоня» - р.н.п., «Я с комариком плясала» р.н.п., «Как на тоненький ледок» р.н.п., «Что на меня ты дружочек не смотришь?» - р.н.п.) Песни сопровождаются движением, пляской, хороводным шествием, игрой, разыгрыванием содержания песни в лицах. Они рассказывают о семье, быте, труде. («Царевич – королевич» - русская народная песня – игра, «Пора молодцу жениться» - русская народная песня – игра, «Как у дяди Трифона» - р.н.п., «Как у дяди Ермолая» - р.н.п. (игровая), «Патока с имбирем» - р.н.п., «Посмотрите-ка, у нас- то  в мастерской» - р.н.п.). У детей формируется понятие о том, что русский человек трудолюбивый, добрый, человек который любит свою семью, друзей, соседей и хочет жить со всеми в  мире. Он всегда готов прийти на помощь, только позови. А уж если заметили нерадивых, ленивых, неряшливых, злых да завистливых, народ быстро сложит о них частушки и потешки – стыдно станет.[1, С.141].

      Неоценима роль народных песен в воспитании патриотизма. Песни о защитниках земли русской формируют у детей положительное отношение к воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – это черты российского солдата, они понятны старшим дошкольниками и вызывают у них уважение  и желание быть такими же мужественными и смелыми. («Солдатушки, браво-ребятушки» -р.н.п., «Моя Москва» муз. И.Дунаевского, «Я на подвиг тебя провожала» муз. И.Дунаевского. Для слушания: «Казачьи песни» (народные песни), «Раскинулось море широко» муз. А.Гурилева, «Священная война» муз. А.Александрова, «Песня защитников Москвы» муз. Б.Мокроусова, «Крейсер Аврора» муз. В.Шаинского, «Варяг» муз. В.Беневского и Ф.Богородицкого и др. Это песни, которые имеют своих авторов, но относятся они к фронтовому фольклору.  

Соловейко за рекою громко песни распевал,

Как пришел фашист проклятый соловейко замолчал.

А впервые послевоенные месяцы образ вновь запевших соловушек выразил свое чувство – радость Победы.

Расцвела черемуха, и поют соловушки.

Мы фашистов выгнали из родной сторонушки.

Старшие дошкольники проникновенно исполняют песню «Золотая моя Москва» муз. И.Дунаевского, «Я на подвиг тебя провожала» муз. И.Дунаевского, а песня «Катюша» муз. М.Блантера,  на празднике посвященному Дню Победы звучит неизменно из года в год. Эта песня, как и многие другие песни о защитниках нашего Отечества, об истории нашей страны, понятны и любимы детьми.[4, С.204].

При знакомстве детей дошкольного возраста с традициями и обычаями праздничной культуры, православными праздниками, праздниками языческих времен, подбираю такой репертуар, который делает детей духовно богаче, согласно возрасту, чтобы была возможность проследить его усложнение в том, как поэтапно накапливается музыкальный  репертуар. Календарные праздники – это своеобразный итог проведения работы с детьми по усвоению фольклорного материала, это мощный фактор положительного взаимодействия на эмоциональную сферу ребенка. Во время подготовки и проведения праздников дети проявляют свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне. На празднике Рождества исполняют полюбившуюся, написанную в ритме вальса «Рождественскую песенку» сл.Е.Матвиенко, муз. С. Подшибякиной. Слова этой песни заставляют детей задуматься, осмыслить ранее полученные знания про Рождество Христово, про кутью да сочни, про то как девушки с ними гадать ходили. А на ужин, взяв кутью Мороза кликали, он в ответ в красный угол постукивал. Как малые детушки под столом зернышки искали, а мама за это пышку «коровушку» дарила. Почему «в подложки» на Святки играют? Игры «в пешки», «в номера».

                         Праздник волшебный и светлый,

                         К нам поскорей приходи,

                         Верой, Любовью, Надеждой,

                         Жизнь всех людей освети!

Иосиф Бродский писал об этом празднике: «В конце концов, что есть Рождество? Рождение Богочеловека. И человеку не менее естественно его справлять, чем свой собственный».

      Фольклорный весенний праздник отмечается с особенным теплом и добром, так как в гости к детям приходят их мамы. «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Сколько звезд на ясном небе, столько колосков в полях.

Сколько песенок у птицы, сколько листьв на ветвях!

Только солнце одно на свете, только мама одна на свете.

                                                                                             (Г.Виеру)

Дети исполняют песню «Сошью платок для матушки» р.н.п., ансамбль ложкарей исполняет р.н.п. «Выйду ль я на реченьку», вместе с мамами играют в русскую народную игру «Золотые ворота».

Пасха – один из главных праздников в нашем календаре, день великой радости. Пасха – это праздник обновления и возрождения жизни. Он открывает дверь в новую возрожденную жизнь природы и людей. В первые дни после светлого Воскресения проводим в детском саду развлечение. Дети много рассказывают о том, как ходили в церковь, ставили свечи, разговлялись куличами и крашеными яйцами. Ранее дети получили  знания о том, почему солнышко на Пасху играет и  радуется. О том, как  ребята к заутрене ходили, да крашеными яичками хвастались и играли. Во что красные девицы и добрые молодцы, малые детушки на праздники принаряживались. Про качели да скакухи и про игры, что около них парни да девицы разыгрывали. Игры и забавы «штаны шить» или «скакуха», «в попинуху», «в барышни»; пасхальные игры «в подкучки», «в окно», игра «в мак».

На полянке первоцвет шлет лучистый свой привет.

Жаворонушек с небес нам поет «Христос Воскрес».

И сверкают купола, и звонят колокола,

Угощенье на столе, светлый праздник на Земле.

Дети в этот день угощаются куличами и, конечно, играют в русские народные игры: «Бой крашенок», «Найди зайца», «Прокати яйцо в воротца», «В какой руке?», «Игры – загадки». Игры с крашеными яйцами уникальные, подлинно развивающие, занимательные, тренирующие смекалку, сенсомоторную координацию, ориентацию в пространстве и многие другие жизненно важные качества и умения. [3, С.25]

Праздник «Троица» воспитывает у детей интерес и любовь к русской народной культуре и Троицыным обрядам, дети учатся передавать фольклорные образы.

Скоро, скоро Троица

Листьями покроется.

Заиграй повеселей

Гармонь моя веселая,

Мы пришли сюда встречать

Троицу веселую.

Дошкольники – народ непоседливый, любознательный, искренне веселый,и, конечно, больше любят подвижные игры и танцы. Но, наблюдая за детьми десятки лет, уверенно могу сказать, что русские кантиленные танцы, хороводы всегда исполняют с большим желанием, с душой, с пониманием, проникая всем своим детским существом в узор народной музыки и движения. Где-то на генетическом уровне дети чувствуют свое, родное, национальное. Не столько важно обучить детей водить хороводы и плясать в народном стиле, сколько приобщить к народной культуре.  

На Троицу дети водят хороводы «Во поле березка стояла» р.н.п., «Земелюшка–чернозем» р.н.п. Играют в игры с пением: «Мы завьем березку» р.н.игра, « Царевич-королевич» р.н.игра., «Пора молодцу жениться» р.н.игра, «На весенний праздник девицы гуляли» р.н. игра. В играх у детей воспитываются такие важные для человека качества, как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, доброта, отзывчивость, уважение к товарищам, любовь к народным играм.[2, С.42]

Важную роль в нравственно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста играет подбор фольклорного репертуара, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н.Мельников). Фольклорный репертуар призван обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира. Очень важно в наше время, посредством фольклорного материала донести до детей дошкольного возраста, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях.  Поэтому-то так тщательно подбирается репертуар обращаясь к истокам русской национальной культуры, в первую очередь к фольклору. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр: [Текст]//C.И.Мерзлякова.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -216с.

2.Петров И.Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей [Текст] //И.Ф.Петров.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 84с.

3.Панкеев И. Русские народные игры: [Текст]// И.Панкеев.-М.: Яуза, 1998.- 240с.

4.Соколова Л.В., Некрылова Л.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях: [Текст]// Л.В.Соколова, Л.Ф.Некрылова.-М: Айрис-пресс, 2003.-208с.-(Первые шаги).

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей

какая работа ведется с детьми по приобщению детей к русскому фольклору...

Консультация для воспитателей «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

в консультации представлен опыт работы по использованию музыкального фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Опыт работы по теме "Изобразительное искусство, как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников"

Цель моей работы: изучение особенностей развития нравственно-эстетических качеств ребенка дошкольного возраста по средствам изобразительного искусства...

Статья: "Искусство, как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников"

Значимость искусства, как средства нравственно-эстетического и духовного воспитания детей дошкольного возраста....

План по самообразованию Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников воспитателя Талабаевой Марии Петровны на 2016-2019 г.г.

Тема:  Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников             Цель: повышение своего...

Изобразительная деятельность как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Изобразительная деятельность является одним из важных направлений для нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. В статье педагог делится опытом кружковой деятельности с детьм...

Консультация «Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»

laquo;Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»...