Требования к детям, поступающим в школу
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Исаченко Оксана Владимировна

Требования к детям, поступающим в школу

Единого определения понятия «готовность к школе» в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, «многопластовости» самой его сути.

И. Шванцар указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня развития, когда ребенок «становится способным» обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.

Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.

А.И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

П.А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление с взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью».

Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_pervoklassnikam_.doc15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к детям, поступающим в школу

        Единого определения понятия «готовность к школе» в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, «многопластовости» самой его сути.

        И. Шванцар указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня развития, когда ребенок «становится способным» обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.

        Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.

        А.И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

        П.А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление с взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью».

        Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.

        Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие «пласты»:

        а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

        б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

        Е.И. Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной

готовности к школьному обучению:

        - дифференцированное восприятие;

        -аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

        - рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

        - логическое запоминание;

        -интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

        - овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

        - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

        в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми и переход от эгоцентризма к децентрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

Небольшой перечень того, что необходимо знать ребенку поступающему в школу....

Психологические особенности детей поступающих в школу

Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам – ещё старшие дошкольники. Основными видами деятельности для них продолжают оставаться игра, рисование, конструи...

Рекомендации родителям слепых и слабовидящих детей, поступающих в общеобразовательную школу

В этой статье я пытаюсь обратить внимание родителей детей с ОВЗ на некоторые проблемы, которые возникают при поступлении детей в школу....

Рекомендации для родителей детей, поступающих в школу.

В статье освещены аспекты подготовки ребенка к обучению грамоте в начальной школе....

Памятка для родителей детей 6-7 лет " Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу"

Памятка содержит перечень знаний, умений и навыков, необходимых ребёнку при поступлении в 1 класс....

Занятие- практикум для детей поступающих в школу и их родителей.

Занятие- практикум  для  детей  поступающих в  школу  и их родителей. Данная работа предназначена для педагогов и родителей будущих первоклассников. Целью курса явля...

"На пороге к школе. Что должен знать ребенок, поступающий в школу»

Консультация для родителей на пороге к школе! «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу» Свои фамилию, имя, отчество;Свой возраст (дату рождения);Свой домашний адре...