Процесс организации взаимодействия ДОО и семьи
учебно-методический материал на тему

Орлова Альбина Насибуллаевна

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsess_organizatsii_vzaimodeystviya_doo_i_semi.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс организации взаимодействия ДОО и семьи

Содержание 

Введение …………………………………………………………….…………. 3
            1.Значение личности воспитателя в процессе организации взаимодействия ДОО и семьи ………………………….………………………6

2. Содержание, средства, формы и методы развития профессиональной компетентности педагога относительно взаимодействия  ДОО  и  семьи........................................................................................................………….9
            3.Самообразование, курсы повышения квалификации ….…………..13
Заключение ……………………………………………………………………....23
Список литературы ……………………………………………………………..26
Приложения ……………………………………………………………………..28

ВВЕДЕНИЕ

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.                                Ориентация отечественного образования на качество продолжает оставаться главным приоритетом государственной политики в его модернизации, это находит отражение в модели «Российское образование – 2020». Процессы модернизации коснулись всех ступеней системы образования, в том числе и дошкольного образования.                                 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.        Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).        Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.        В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.. образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья…».                                                Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.                                                                                        В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а  ФГОС ДОО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:                                         •    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;                                           •    обеспечить открытость дошкольного образования;                         •    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;                                        •    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;                                                        •    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;                        •    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.                                В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Многое зависит от инициативы, терпения, интуиции педагога. Он должен стать профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей - это наша общая цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек, окружающего ребенка пространства зависит, каким он будет человеком.

1.Значение личности воспитателя в процессе организации взаимодействия ДОО и семьи

Ключевой фигурой в реализации задач совершенствования дошкольного образования, выступает личность педагога. От уровня его профессиональной компетентности зависит глубина и характер изменений в дошкольном образовании.

Понятие «профессиональная компетентность педагога дошкольного образования» в современной педагогике остается не определенным. Изучение и анализ работ Ф.А. Байбановой, А.А. Майера, Т.А. Сваталовой и др., посвященных проблеме сущности и содержания профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения позволило сформулировать следующее определение профессиональной компетентностью педагога ДОУ.

Профессиональная компетентность педагога ДОУ – это интегральное личностное образование, включающее совокупность взаимосвязанных профессионально значимых теоретических знаний и практических умений, позволяющих педагогу эффективно осуществлять профессиональные функции и профессиональное самосовершенствование.                        Профессиональная компетентность педагога является таким личностным образованием, которое имеет свойство изменяться и совершенствоваться. Поэтому важной задачей является определение путей повышения профессиональной компетентности. На наш взгляд, одним из таких путей может выступать активизация работы с семьей. В этом направлении повышение профессиональной компетентности педагогов является особенно актуальным, потому что семья играет важнейшую роль в развитии личности ребенка. Умение взаимодействовать с семьей, способно оказать положительное влияние на весь учебно-воспитательный процесс в ДОУ. В тоже же время, взаимодействие с семьей является одной из самых сложных составляющих работы педагога, что обусловлено недостатком у педагога знаний и умений, позволяющих эффективно организовать взаимодействие, а также недостаток собственных стремлений педагога. Профессионализм воспитателя... Это умение анализировать идеи, лежащие в основе современных программ и технологий, конструировать процесс ДОО с учетом богатейшего опыта отечественной педагогической мысли, вести исследовательскую деятельность, систематически повышать свою квалификацию.                                                                                Требования времени таковы, что повышение квалификации педагога является условием профессионального и личностного роста, залог их успешной профессиональной деятельности.                                 Квалификация – степень готовности к какому-нибудь труду, уровень подготовленности. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»).                                                                                         Квалификация – это исходный уровень образования, полученный в учебном заведении и подтвержденное соответствующим документом. (С.С.Лебедева, М.М.Маневцева)                                                 Педагогическое мастерство  – это высокое, постоянно совершенствуемое искусство обучение и воспитание, доступное каждому педагогу,  работающему с увлечением и любящим детей, тому, кто постоянно занимается повышением своей квалификации.                                        Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие (В.А. Андреев, Ю.К.Бабанский, Т.И.Ильина, В.Г.Маралов, Л.Н.Милашевич и др.), а также обновление содержание образования (Ю.К.Бабанский, И. М. Кононова,Е. А.Панько, Л.В.Поздняк и др).                                                                                        Профессиональное мастерство требует непрерывной поддержки своего развития, а это возможно только внутри самого ДОО в процессе методической работы.        Помочь воспитателю повысить педагогическое мастерство призвана специально организованная методическая работа. 

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое и, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека полностью  зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

2. Содержание, средства, формы и методы развития профессиональной компетентности педагога  относительно взаимодействия ДОО и семьи

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.                                        Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.                                                Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.                                        Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.                                В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.                                                        В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.
По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:                                                                                         • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);                                                                                                        • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;                        • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;                                • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

• развитие интересов и потребностей ребенка;

• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

• воспитание уважения к детству и родительству;

• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОО и семьей, являются следующие:

• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

• открытость детского сада семье;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОО хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОО. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка. 

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

3.Самообразование, курсы повышения квалификации  

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства,  как он это может  осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

                                                                           А. Дистервег

Совершенствование качества обучения и воспитания в детском саду напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования воспитателя.                                        Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия воспитателя.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО предполагает разные формы:

- обучение на курсах (один раз в пять лет);

- самообразование;

- участие в методической работе детского сада, района.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст  происходящего.        

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию

·         Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственной образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

·         Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

·         Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой

·         Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога, как «несовременного человека»

·         Конкуренция. Не секрет, что многие родители выбирают детский сад  для своего ребенка.

·         Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно.

·         Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

·         Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелись сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда учить других?

         Направления самообразования:

·         Профессиональное (по образовательным областям программы)

·         Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и их родителей)

·         Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)

·         Методическое  (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

·         Правовое

·         Эстетическое

·         Историческое

·         Политическое

·         Информационно-компьютерные технологии

·         Охрана здоровья

·         Интересы и хобби

Формы самообразования воспитателя

·         Индивидуальная форма самообразования

·         Групповая форма самообразования (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др.)

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Воспитатель постоянно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же источники этих знаний и где их искать?

·         Телевидение

·         Газеты, журналы

·         Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

·         Интернет

·         Видео, аудио информация на различных носителях

·         Платные курсы

·         Семинары и конференции

·         Мастер-классы

·         Мероприятия по обмену опытом

·         Экскурсии, музеи, выставки, театры,  концерты

·         Курсы повышения квалификации

·         Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники знаний, способствующие профессиональному росту. Однако могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования воспитателя:

·         Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

·         Посещать мероприятия, проводимые коллегами и участвовать в обмене опытом

·         Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

·         Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии

·         Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

·         Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

·         Работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

·         Участие в работе научных  конференций, семинаров;

·         Ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

·         Просмотр телепередач

·         Чтение методической, педагогической литературы

·         Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий

·         Решение тестов, кроссвордов повышенной сложности или нестандартной формы

·         Посещение  тренингов,  открытых занятий коллег

·         Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

·         Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

·         Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

·         Проведение открытых мероприятий для коллег для анализа со стороны коллег

·         Изучение информационно компьютерных технологий

·         Общение с коллегами в своем ДОО, районе и в Интернете

·         Ведение здорового образа жизни, занятия физическими упражнениями. Болезни -  большое препятствие для профессионального рост

 Результат самообразования:

            Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования воспитателя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

•   Доклады, выступление по итогам работы и обмену опытом;

 •   Составление картотеки по проблеме;

 •   Игры и пособия, сценарии, статьи, программы, исследования

 •   Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

 •   Составление перспективного плана работы с детьми;

 •    Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

•        оформление передового педагогического опыта

•        Разработка новых форм, методов и приемов обучения

•        Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям

Самообразование воспитателя будет продуктивным, если

•        В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию

•        Воспитатель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Воспитатель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

•        Воспитатель обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом воспитателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой, диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализировать педагогический опыт.

•        Воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Идеальный вариант – если у воспитателя есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить занятия,  используя компьютер с подключением в Интернет.

·         Воспитатель может иметь компьютер у себя дома.

         Преимущества

          Какую роль играют информационно-компьютерные технологии в вопросах самообразования

·         Интернет универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации

·         Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение на форумах, конференциях Интернета значительно расширяют аудиторию заинтересованных лиц, работающих над  аналогичными проблемами.

·         Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой

·         Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимым воспитателю в работе.

·         Информационно компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы воспитателя в процессе самообразования

Имидж современного воспитателя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер должен стать незаменимым инструментом в работе, значительно повышающим ее эффективность.

С появлением в работе воспитателя компьютера и интернета значительно повышаются возможности самообразования воспитателя. Появляются новые темы, интересные задачи и способы  их реализации. А цель в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Что же можно сделать современному воспитателю с помощью компьютера и Интернета.

·         Разработка конспекта занятия

·         Разработка  текстовых материалов

·         Практические задания

·         Карточки, задания, раздаточный материал

·         Картинки

·         Разработка родительских собраний

·         Пакет административной документации (для ст. воспитателей, руководителей д/с)

·         Проект личной методической  веб-страницы

·         Проект методической веб-страницы педагогического коллектива детского сада

·         Проект веб-страницы детского сада

·         Пакет психолого-педагогических материалов

·         Пакет сценариев праздников

·         Пакет образцов документов (грамоты, анкеты, медали)

·         Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программы

·         И т.д.….

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует воспитатель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет воспитателю не дать, самое главное – желание воспитателя и способность воспитателя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Учебно–методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОО.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого–педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Заключение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.                                                                Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.        В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие.                                                Это происходит по нескольким причинам:                                                        • не желание что-то менять;                                                                        • устойчивые штампы в работе;                                                                • большая затрата времени на подготовку и т.д.                                                • не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;                                                         • при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;                                                         • довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;                                                                • недостаточное знание специфики семейного воспитания;                                • неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;                                                                • неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;                                                                                                         • у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.                                                                        Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОО, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта и использование наработок других педагогов (обмен опытом).

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2005. 
  2. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35). 
  3. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006. Хохлова О.А. 
  4. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.
  5. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А.Амонашвили. - М.: УРАО, 2003. - 152 с.
  6. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С. 66 - 70.
  7. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 52 - 58.
  8. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. – 248с.
  9. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 23 - 31.
  10. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 60 - 68.
  11. Закон Российской Федерации <Об образовании>. - М.: ООО <Издательство Астрель>: ООО <Издательство АСТ>, 2003. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).
  12.  Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 232 с.
  13.  Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74
  14. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.95.
  15.  Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

Интернет источники:

  1. Профессиональная компетентность воспитателя - Режим доступа: www.lauc.ru.
  2. http://ped-kopilka.ru/blogs/cvetlana-valerevna-shifanova/osobenosti-organizaci-vzaimodeistvija-dou-s-semjami-vospitanikov.html
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/10/28/samoobrazovanie-pedagogov
  4. http://cyberleninka.ru/article/n/samoobrazovanie-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii

Приложение  № 1

Сценарий родительского собрания «игра – не забава» в нетрадиционной форме (младшая группа)

Подготовка к собранию

Воспитатель предлагает родителям оборудовать дома игровой уголок. Проводится конкурс на лучший игровой уголок. Оцениваются внешний вид игрушек, соответствие возрасту ребенка, порядок в игровом уголке, участие родителей в изготовлении игровых пособий, игрушек ребенка; выдумка, фантазия в оформлении уголка. Хорошо, если малыши будут ходить в гости к своим сверстникам, осмотрят их игрушки. Воспитатель всячески старается познакомить, подружить детей группы и их родителей.

Можно объявить конкурс и на лучшую мягкую игрушку. Воспитатель советует родителям, какие игрушки можно сшить из поролона, меха, ткани. Звери и сказочные герои могут быть разных размеров. Объявление о конкурсе вывешивается заранее.

В определенные дни можно пригласить родителей в группу для участия в играх детей. Во время посещения группы родители изготовляют с малышами атрибуты для игры в семью, магазин: баранки из поролона, сахар из пенопласта; организуют подвижные игры, учат детей пускать мыльные пузыри и т. д.

Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:

  1. Какие условия созданы для игр ребенка в вашей семье?
  2. Где и как хранятся игрушки, как вы приучаете ребенка беречь их?
  3. Какие игрушки у вашего ребенка любимые?
  4. Как часто и по какому поводу покупаете игрушки?
  5. Часто ли ребенок ломает игрушки и как вы поступаете в таких случаях?
  6. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры вы играете?
  7. Разрешаете ли вы друзьям ребенка приходить к нему?
  8. Что интересного вы увидели в игровом уголке семьи, которую посетили?

Дети изготовляют аппликации «Матрешка с конфетами». В них вкладывают приглашения на собрание.

Готовясь к собранию, педагог записывает на магнитофон ответы детей на вопросы: Вы любите играть? В какие игры играете дома? У вас есть любимые игрушки? Какие? Расскажите, как вы играете с ними. Играют ли с вами в игры дома взрослые? Кто? (Бабушка, дедушка, мама, папа.) Если нет, то как вы думаете почему? Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?

С помощью членов родительского комитета оформляется фотостенд. На фотографиях – лучшие детские домашние уголки, дети в игре, выставка мягких игрушек.

За полчаса до собрания родителям предлагают принять участие в выборе лучшей игрушки. Мамы и папы знакомятся с фотографиями, затем занимают места за столами.

Ход собрания

Выступает воспитатель, рассказывает о значении игры в жизни ребенка.

Все слушают ответы детей на вопросы № 1, 2 анкеты в магнитофонной записи. Родители обсуждают вопрос об участии в детских играх.

Включается запись ответов детей на вопрос № 3. Педагог рассказывает о том, какие игрушки покупать малышам, как научить убирать игрушки на место, беречь их.

Родителям-победителям конкурса на лучший игровой уголок, на лучшую мягкую игрушку вручаются призы, благодарности.

Вниманию родителей предлагается ситуация. Пятилетняя Таня, когда играет, разбрасывает игрушки по всей квартире (комнате). Однажды мама потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их было 50) и сложить в ящик. Таня отказывалась делать это, мать настаивала на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать. Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, на этот раз тебя простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня сама должна была собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще пять игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.

Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?

Родители предлагают свои варианты выхода из данной ситуации.

Педагог советует родителям, как, поступить в том или ином случае. Например: ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали их. Вечером мама вытащила из почтового ящика письмо, в котором игрушки писали, что они ушли. Родители помогли малышу написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться.

Зачитываются ответы родителей на вопрос № 5 анкеты. Воспитатель подводит итог, рассказывает, как приучать детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное белье, мыть посуду. Если малыш нечаянно сломал игрушку – не надо торопиться выбрасывать ее, со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Отремонтированная взрослым игрушка будет ребенку дороже новой.

Под музыку веселой песни входят дети со своими любимыми игрушками. Девочки в костюмах матрешек, мальчики – в шапочках петрушек (если участвуют в танцах). Пританцовывая, входит Матрешка. На ней платок, сарафан, в юбку которого вшит обруч, к юбке прикреплены атласные ленты (их столько, сколько детей в группе).

Матрешка. Здравствуйте, взрослые и дети! Вы знаете, кто я? Сколько я вижу игрушек у вас! (Указывает на выставку игрушек.) Какие они интересные, красивые. Они вам нравятся? Кто их сделал? Давайте поиграем в игру. Я буду показывать игрушку, а вы будете называть ее ласково. (Матрешка берет с выставки игрушки, сделанные руками родителей, и показывает детям.)

Дети. Мишенька (и т.д.)

Матрешка. Помните, игрушки очень любят детей, которые ласково их называют.

Из-за ширмы появляются игрушки (дети в костюмах куклы, зайчика, медведя).

Матрешка. Интересно, зачем к нам пришли эти игрушки?

Игрушки читают стихотворение Б. Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки, –

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают.

Мы молчим, мы не плачем,

Когда нас бросают, –

Мы ведь знаем, что слезы от бед не спасают.

Не заметишь обиды

По нашему виду.

Мы ребятам прощаем любую обиду.

От того-то, наверно,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют, скучают.

От того-то не знают

(И знать не хотят),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Игрушки (хором). Дети, берегите нас.

Кукла. Не берите меня за волосы.

Зайчик. Не пачкайте мою белую шубку.

Медведь. Не бросайте меня на пол.

Матрешка. Дети, а вы хотите плясать? (Дети отвечают.) Сейчас выйдут только те, про кого я загадаю загадку.

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые (матрешки).

Входят девочки-матрешки, исполняют танец.

Матрешка. А эту загадку вы сможете отгадать?

С колпаком не расстается,

Вечно шутит и смеется,

Бьет ладошками вот так.

Кто же этот весельчак? (Петрушка.)

Мальчики исполняют танец. Все участвуют в игре «Карусели».

Матрешка. Вы хотите прокатиться на карусели? Садитесь, т.е. беритесь за ленточки по команде: раз, два, три – ленточку возьми.

Матрешка приглашает родителей принять участие в игре вместе с детьми.

Приложение № 2

Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (табл. 1).

Таблица 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет как средство организации взаимодействия ДОУ и семьи

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. Спе...

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...

Проектный метод в образовательном процессе при взаимодействии ДОУ и семьи

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...

Методическое сопровождение воспитателей в процессе организации взаимодействия с современными родителями дошкольников

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и вступлением в силу Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли ...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...