Отчет воспитателя второй группы раннего возраста "Работа по сенсорному развитию с детьми раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шевчук Татьяна Сергеевна

Материал может быть полезен воспитателям и  использован в своей работе. В отчете описаны цели, задачии , дидактические игры по сенсорному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_sensorike.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

   Отчет  воспитателя второй группы раннего возраста

         «Работа по сенсорному развитию с детьми    

                         раннего возраста»

Целью моей  работы является формирование у детей сенсорной культуры, умение обследовать предметы, а также развитие аналитического восприятия.

Развитие сенсорных способностей посредством игровой деятельности эффективно  при реализации следующих условий :

• подбор системы игровой деятельности, соответствующей по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;

• работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности, прочности, систематичности и последовательности;

• содержание работы по сенсорному развитию  реализовывается  не только в игровой деятельности, но и в других разных видах деятельности детей;

• просвещение педагогов и родителей в области развития сенсорных способностей у детей;

• создание развивающей среды в группе детского сада.

Для достижения поставленной цели работы поставлены следующие задачи:

• изучить и рассмотреть особенности сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста;

• проанализировать специфику использования системы по проведению игровой деятельности для развития сенсорных способностей детей;

• изучить показатели и уровень развития сенсорных способностей детей раннего  дошкольного возраста посредством игровой деятельности;

• разработать и апробировать систему мероприятий по сенсорному развитию младших дошкольников посредством игровой деятельности.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них полностью возлагалась задача формирования сенсорной культуры ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством и звуком.

В результате анализа методической литературы был подобран и разработан комплекс интересных, познавательных и доступных для детей развивающих игр для сенсорного развития, а также система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей группы посредством игровой деятельности.

Особый акцент был сделан на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения, активную позицию педагогов и родителей при организации сенсорного воспитания детей.

В играх и упражнениях детям предоставлялась возможность:

• повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

• оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет).

• ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

• делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

• соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Виды дидактических игр:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.

2. Игры с прятаньем и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.

Игры включались в любую образовательную деятельность. В процессе игровой деятельности у детей постепенно формировались сначала практические действия по цветовому различению, а затем эталоны и умственные действия по восприятию цвета. Задачи постепенно усложнялись: сначала детей знакомили с контрастными цветами, затем добавлялись новые цвета спектра.

Специальные приемы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми раннего дошкольного возраста по развитию сенсорных способностей

Развитие зрительного восприятия

Цвет Форма Величина Слух, движения, ориентировка в пространстве

Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук. Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины. Дети учатся различать на слух, двигаться правильно, ориентироваться в пространстве

«Воздушные шары»

«Спрячь мышку»

«Подбери по цвету»

«Лебедушка»

«Окраска воды»

«У кого какое платье?»

«Разноцветные квадратики» «Какие бывают фигуры»

«Подбери фигуру»

«Кому какая форма?»

«Что лежит в мешочке?»

«Геометрическое лото»

«Подбери окошко» «Три квадрата»

«Башня»

«Что там?»

«Лесенка»

«Соберем пирамидку»

«Сбор фруктов»

«Самая короткая, самая длинная» «Тихо-громко»

«Угадай, кто позвал?»

«Кто как кричит?»

«Найди свой домик»

 «Найди свою пару»

Игры и упражнения, предлагаемые для детей третьего  года жизни, рассчитаны на первоначальное ознакомление с четырьмя  цветами спектра, четырьмя геометрическими формами.В свободной деятельности с детьми организовывались упражнения, для которых использовалось игровой оборудование, изготовленное из бросового и природного материала: прищепки, камешки, разные виды макарон, пробки от пластиковых бутылок, клубки ниток и т. д. Совместно с родителями изготовлено панно с пуговицами, кнопками, шнуровками, липучками «Развивашка». Использование данного игрового оборудования способствовало не только развитию мелкой моторики рук, но и развитию творчества и фантазии детей.

Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в неделю, продолжительностью 7-10 минут. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент, а также момент сюрпризности. Каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т. д.

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время проведения непосредственно образовательной деятельности я  старалась развивать сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе детского сада. Помимо различных развивающих игр и пособий, использовали разрезные картинки, складные кубики и т. д., был организован сенсорный центр, который пополнили специфическими для экспериментов материалами: клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется не только совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей.

Таким образом, сенсорное развитие осуществлялось в неразрывной связи с другими видами деятельности.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, являлось единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям детей.

По результатам анкетирования на первичном этапе мониторинга было выявлено, что только 40 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения неинформированности в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Развитие сенсорных способностей у ребенка в детском саду и дома». Был организован «круглый стол» для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к сенсорному развитию детей. В информационном центре для родителей постоянно размещались консультационные материалы: "Что такое сенсорика?", «Зачем развивать сенсорные способности у детей?», "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста", "Игры по сенсорному развитию в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей". На стенде размещались информационные листы «Учись, играя», «Вместе с мамой», «Игрушки своими руками».

Была организована тематическая фотовыставка «Вот какие мы умелые» и «Играем вместе», где были представлены фотографии игр детей в детском саду в сенсорных зонах.

Для организации более тесного взаимодействия была проведена консультация педагогов на педагогическом совете.

Таким образом, активное привлечение родителей, педагогов к проблеме сенсорного воспитания детей  раннего дошкольного возраста способствует более успешному умственному развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.Автор: воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Зуй З.И.

Программное содержание:- формирование полноценного восприятия окружающей действительности, закрепление знаний о цвете, форме и размере, развитие мелкой моторики рук, воображения; развитие внимания, ло...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Конспект образовательной деятельности сенсорное развитие с детьми раннего возраста (с 2–3 лет) «Поможем Медвежонку» Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г.Кропоткин

Конспект  образовательной деятельности сенсорное развитие с детьми раннего возраста  (с 2–3 лет) «Поможем Медвежонку» Воспитатель: Койносова Е.С.  МАДОУ ЦРР -- Д/С №14...

Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Система рабо-ты с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В.А. Сухомлинский«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»В.М.БехтеревИспользуемые технологии: инфор...

Конспект открытого занятия во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию. Тема: "Домашние животные".

Конспект открытого занятия во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию. Тема: "Домашние животные".         Цель: формировать восприятие цвета, формы, ве...

Проект во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию: "Мы познаем мир"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...

Проектная работа во второй группе раннего возраста по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проектная работа в группе раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...