Проект во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию: "Мы познаем мир"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Моисеева Оксана Александровна

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_poznaem_mir.docx55.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №7»

Проект по сенсорному развитию

во второй группе раннего возраста

«МЫ познаем мир»

D:\РАБОТА\проекты\2-3 года\сенсорика\img0.jpg

   

Воспитатель:   Моисеева О.А.

                           

г. Никольск

Условия возникновения проекта

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. 

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Актуальность темы

Как показывает многолетняя практика, многие родители имеют недостаточные знания о сенсорных эталонах воспитания ребенка. У многих родителей нет  заинтересованности и умений о способах развития сенсорной культуры у детей.

Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность - первоочередная задача педагога. Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.

Цели проекта:

  • формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений;
  • накопление сенсорных представлений;
  • взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей.

Задачи проекта:

  • создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного;
  • развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
  • продолжать знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов через игровую деятельность, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру;
  • развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста;
  • развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждать  думать и анализировать, делать выводы и обобщения.

  Приоритетная область.

       Познавательное развитие:

  • развитие сенсорной культуры;
  • развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;
  • формирование целостной картины мира.

Актуальным является интегрированный подход, при котором сенсорное воспитание рассматривается в едином комплексе с рядом других образовательных областей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

  • позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам.

Речевое развитие:

  • формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Художественно-эстетическое развитие:

  •  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

        Физическое развитие:

  • укрепление здоровья детей;
  • повышение работоспособности, снятие мышечного напряжения.

Тип проекта: познавательно - игровой.

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители

Сроки реализации: апрель - май

Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный. 

  • Изучение уровня знаний по теме.
  • Составление  плана  работы по  реализации  проекта «Мы познаём мир»;                
  • Создание предметно -  развивающей среды по теме проекта;
  • Подбор методического материала,  иллюстраций, фотографий, стихов, аудио и видеозаписей по данной теме;
  • Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий  для родителей;
  • Взаимодействие с родителями:

 - Совместное изготовление дидактических игр по сенсорному развитию: «Матрешки», «Подбери колёса для автомобиля», «Волшебные штампы», «Подбери ниточку для зонтика», «Собери бусы»

- Помощь в создании и оформлении выставки «Моя мама мастерица»

2. Реализация проекта.

Образовательные области по ФГОС ДО

Содержание проекта

Познавательное развитие

1.Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».

2.Чтение математических сказок - рассказов.

3. Дидактические игры «Геометрическое лото», «Волшебный мешочек», «Один - много», «Подбери по размеру», «Подбери колёса к автомобилю», «Подбери ниточку для шарика», «Вкладыши. Геометрические фигуры».

4. Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник. Круг».

5. Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций.

Художественно - эстетическое развитие

1. Занятие по изодеятельности «Воздушные шары», «Кораблик плывет по волнам», «Нарядные матрёшки», «Бабочки», «Ягодки»

2. Лепка «Яблоки на яблоне», «Нанижи бусы на ниточку», « Грибок для ёжика», «Разноцветные мячи», «Пирамидка», «Гусеницы», «Божья - коровка»

3.Театрализованные представления «Репка», «Колобок».

4. Настольный театр «Теремок», «Три поросенка»

5. Коллективная работа: «Салют победы»

6. Рисование на манной крупе

Речевое развитие

1. Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».

2. Чтение художественной литературы А. Барто «Мяч», «Бычок» и др.,

С.Я. Маршак «Сборник произведений

3. Чтение РНС «Колобок», «Рукавичка»», «Теремок», «Три медведя».

Социально – коммуникативное развитие

1. Дидактическая игры «Подбери колёса для автомобиля», «Собери бусы», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Геометрическая полянка», «Подбери ниточку для шарика»

2. Сюжетно – ролевые игры «Накрываем на стол», «Полечим куклу Аню», «Дочки - матери».

3. Коллективная игра «Найди мышку», «Наряди солнышко».

4. Игры с песком и водой:  «Пейте куклы вкусный сок»,  «Считалочка-купалочка», «Дождик»

5. Конструирование с использованием разного вида конструкторов.

6. «Величина, цвет, форма. Карточки для детей 1-3 лет».

Физическое развитие

1. Физкультурное занятие «Веселый мяч».

2. Психогимнастические этюды на выражение эмоций: «Солнышко проснулось», «Вкусно или нет?» «Белочки на веточке».

3. Подвижные и беговые игры: «Солнышко и дождик»» (на прогулке), «Автомобиль и воробышки», «У медведя во бору», «Мой веселый звонкий мяч», Бездомный заяц», « Сердитый пёс», « Воронята».

4. Построение  в круг, в колонну, парами.

5. Физкультминутка «А часы идут - идут», «Бабочка», «Будем прыгать и скакать» и др.

6. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Кто где?»,  «Пальчики - мальчики» и др.

3. Заключительный этап

- Оформление выставки «Моя мама мастерица»;

- проведение мастер – класса

Игры – эксперименты с песком и водой

«Пейте куклы вкусный сок»

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.

Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.

- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).

- Открывай! – скомандовал Зайка.

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).

- Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

«Считалочка -  купалочка»  

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,                   (Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)

Тесто делаем для пышек,                     (Месим воду, как тесто.)

Сладким чаем угощаем,                             (Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)

Ну а после – отдыхаем!

В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

«Дождик»  

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые  игрушки, дайте  ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу  сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

Г. Лагздынь

Загадки про геометрические фигуры и цвет

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник -

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие...

Ответ: Фигуры

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ...

Ответ: Треугольник

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Ответ: Круг

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня...

Ответ: Квадрат

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины.

Ответ: Круг

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком.

Ответ: Прямоугольник

Два квадрата-близнеца –

Половинки их отца.

Сторонами приложи,

Имя их отца скажи.

Ответ: Прямоугольник

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они.

Ответ: Квадраты

Треугольник с полукругом

Круг дразнили «толстым другом».

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут.

Ответ: Овал

Он похож на колесо,

А еще на букву О.

По дороге катится

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это - (круг)

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? Наш друг - (квадрат)

Горы на него похожи.

С детской горкой тоже схож.

А еще на крышу дома

Очень сильно он похож.

Что же загадала я?.

Треугольник то, друзья.

Эти фигуры по городу мчат,

В садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем же пишу я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке
И в сметане, и в муке.
(Белый цвет)

У тебя ответ найдётся, -       Цвет какой имеет солнце?         (жёлтый цвет)

Этот цвет темнее ночи,                         И его ты знаешь точно                (чёрный цвет)

Цвет травы и листвы. Назовёте его вы?           (зелёный цвет)

Цвет чистого неба над головой, - Дай поскорее названье, - какой? (голубой цвет)

Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (синий цвет)

Такого цвета наша кровь. Какого, - кто сказать готов? (красный цвет)

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
(
Желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
(Зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
(Красный цвет)

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.
(Рыжий цвет)

Спрятан этот цвет в листочках
И в гороховых стручочках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был...
Ответ: Зеленый

Лягушка скачет на болоте
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленный!
А у лягушки цвет …
Зеленый

Цвет одуванчиков на лугу.
Какой? Подсказать я тебе не могу!
Ты догадаться попробуй-ка сам,
Видел ты эти цветы по лугам.
Желтый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Во саду ли, в огороде» Участники проекта: Дети второй группы раннего возраста «Неболейки»

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в исследовательской деятельности.Задачи1.     Систематизирование и обобщение представлений детей об овощах и фруктах.2...

Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»

  В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превра...

Конспект ООД в группе раннего возраста по сенсорному развитию

Конспект ООД в группе раннего возраста по сенсорному развитию...

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Открытое занятие в группе раннего возраста по сенсорному развитию «Три медведя».

Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры....

Конспект занятия в группе раннего возраста по сенсорному развитию

Цель НОД: Закреплять умение детей различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий); формировать представление о величине, согласовывать числительные «один» и «много»...

Конспект открытого занятия во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию. Тема: "Домашние животные".

Конспект открытого занятия во второй группе раннего возраста по сенсорному развитию. Тема: "Домашние животные".         Цель: формировать восприятие цвета, формы, ве...