Взаимодействие ДОУ и семьи
статья на тему

Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С. Макаренко).

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,здоровыми,активными,жизнелюбивыми,общительными,чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться  как личности.

На данном этапе развития общенациональной системы дошкольного воспитания и образования важно правильно организовать тесное взаимодействие двух главных воспитательных институтов – ДОУ и семьи.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. В основе  взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей. В толковом словаре Ожегова слово сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе.

Сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимоуважение,  равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей,  взаимопознание и взаимовлияние.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей  к жизни детского сада.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью  ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей.  Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в воспитании детей, распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать  семье  правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Таким образом, можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

создание атмосферы сотрудничества и  взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики

Выработать единый подход в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими;

изучение семьи детей;

            привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

           изучение семейного опыта воспитания и обучения детей и создание условий для саморазвития взрослых;

 повышение психолого-педагогической  грамотности родителей;

           Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи

Формы совместной работы педагогов и родителей

  • Презентация дошкольного учреждения
  • Совместные мероприятия педагогов  и родителей
  • Родительские собрания, круглый стол с родителями                                                             
  •  Тематические консультации                                                           
  • Психологические беседы с родителям                                                                    
  • Семинары
  • Практикумы
  • Конференции с родителями
  • Школа для родителей
  • Читательские конференции по книгам о воспитании
  • Тематические выставки      
  • Тематические листовки
  • Анкетирование
  • Педагогические советы                                           
  • Встреча с администрацией                                     
  • Посещение семей на дому                                      
  • Родительский комитет                                         

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

  • Дни открытых дверей
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
  • Кружки
  • Праздники
  • Семейные конкурсы
  • Концерты
  • Оформление групп
  • Соревнования
  • Благоустройство ДОУ и территории.

Деятельность дошкольного учреждения предполагает тесное взаимосотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, что способствует воспитанию разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_31.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С. Макаренко).

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,здоровыми,активными,жизнелюбивыми,общительными,чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться  как личности.

На данном этапе развития общенациональной системы дошкольного воспитания и образования важно правильно организовать тесное взаимодействие двух главных воспитательных институтов – ДОУ и семьи.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. В основе  взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей. В толковом словаре Ожегова слово сотрудничать означает принимать участие в общем деле, работать вместе.

Сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимоуважение,  равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей,  взаимопознание и взаимовлияние.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей  к жизни детского сада.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью  ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей.  Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в воспитании детей, распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать  семье  правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Таким образом, можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

создание атмосферы сотрудничества и  взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики

Выработать единый подход в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими;

изучение семьи детей;

            привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

           изучение семейного опыта воспитания и обучения детей и создание условий для саморазвития взрослых;

 повышение психолого-педагогической  грамотности родителей;

           Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи

Формы совместной работы педагогов и родителей

  • Презентация дошкольного учреждения
  • Совместные мероприятия педагогов  и родителей
  • Родительские собрания, круглый стол с родителями                                                              
  •  Тематические консультации                                                            
  • Психологические беседы с родителям                                                                    
  • Семинары
  • Практикумы
  • Конференции с родителями
  • Школа для родителей
  • Читательские конференции по книгам о воспитании
  • Тематические выставки      
  • Тематические листовки
  • Анкетирование
  • Педагогические советы                                            
  • Встреча с администрацией                                      
  • Посещение семей на дому                                      
  • Родительский комитет                                          

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

  • Дни открытых дверей
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
  • Кружки
  • Праздники
  • Семейные конкурсы
  • Концерты
  • Оформление групп
  • Соревнования
  • Благоустройство ДОУ и территории.

Деятельность дошкольного учреждения предполагает тесное взаимосотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, что способствует воспитанию разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....