Методические рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности в ДОУ
методическая разработка на тему

Методические рекомендации разработаны для педагогов Веневского муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 комбинированного вида для продуктивной работы по внедрению  в педагогическую практику проектной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Подготовила:

 старший воспитатель Кувшинова Ольга Владимировна

Методические рекомендации для педагогов  по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации разработаны для педагогов Веневского муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 комбинированного вида для продуктивной работы по внедрению  в педагогическую практику проектной деятельности.

Проектная деятельность в ДОУ

План:

  1. Этапы работы над проектом. Классификация проектов
  2. Основные этапы метода проекта. Виды проектов в ДОУ
  3. Задачи развития детей в проектной деятельности
  4. Алгоритм проведения проектов
  5. Литература по проектной деятельности

Проекты в дошкольном образовательном учреждении.

1. Этапы работы над проектом. Классификация проектов.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

- Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

- Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием).

- Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности).

- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Первый этап:

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап:

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап:

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап:

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в детском саду классифицируют по следующим признакам:

- По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские

- По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

- По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).

2.Основные этапы метода проектов. Виды проектов.

Выделяются несколько этапов:

1.Выбор цели проекта.

Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

2.Разработка проекта.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

4.Подведение итогов

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

По видам проекты подразделяются на следующие:

1.Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

2. Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

3. Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

4. Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности.

3.Задачи развития детей в проектной деятельности.

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

4. Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги детского сада, специалисты, родители, воспитанники.

Организационный этап

Формирующий этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Педагоги, специалисты.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок в экспоцентре, музее и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Педагоги, специалисты детского сада, родители.

Педагоги, специалисты детского сада, родители, воспитанники

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги и специалисты детского сада , родители.

Правила проведения круглых столов с родителями.

Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно четких установок, рекомендаций и советов в реализации этапов проекта.

Главным методом работы «круглого стола» является диалог, определение путей взаимодействия родителей, детей и педагогов в рамках проекта.

Родители приглашаются на заседание «круглого стола» и оповещаются о повестке не позднее, чем за 5 дней до даты его проведения .

На заседание приглашаются специалисты детского сада, воспитатели возрастных групп.

Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая подходы к реализации данного проекта.

По итогам заседания определяются пути взаимодействия между родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется содержание работы и сроки реализации.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов детского сада, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Рекомендуемая литература по проектной деятельности

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.
  5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
  7. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.
  8. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.
  9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 — с. 58.
  10. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 — с. 69.
  11. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.
  12. // Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.
  13. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Особенности организации и проведения коммуникативных игр"

Данные методические рекомендации содержат также картотеку игр на сплочение детского коллектива...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Данное пособие поможет старшему воспитателю оптимально организовать работу педагогов по обогащению и развитию игрового опыта дошкольников.   Надеемся, что методические рекомендации, предложе...

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации процесса восприятия на занятиях по изобразительной деятельности»

Обратить внимание педагогов на составляющие элементы каждого занятия по изобразительной деятельности....

Консультация для воспитателей . Тема "Рекомендации педагогам по организации проектной деятельности", 2020

Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучения, которые вовлекают...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогу дошкольного образования необходимо уметь открывать перед ребенком в окружающем мире всегда что-то новое, чтобы жизнь его заиграла перед ним всеми красками радуги. Надо оставлять всегда что-то...