Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации процесса восприятия на занятиях по изобразительной деятельности»
учебно-методический материал

Обратить внимание педагогов на составляющие элементы каждого занятия по изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_protsessa_vospriyatiya.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

«Особенности организации процесса восприятия на занятиях по изобразительной деятельности»

Природа богата своим многообразием, ей подвластны различные стихии, она способна целесообразно изменять окружающую нас действительность, устанавливать порядок и гармонию. Взрослый художник является учеником природы и, наблюдая за ее проявлениями, учится творчеству. Наблюдение за природой может многому научить и юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусств, результатов детского творчества поможет ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Таким образом, созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) – составляющие каждого занятия.

Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который, прежде чем изобразить заинтересовавшую его вещь, внимательно ее изучает, «ощупывает глазами».

Педагог активизирует процесс восприятия – созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатленных художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами. Непременное условие при этом – хорошее качество показываемых на занятии репродукций, их художественность. Зрительный ряд должен пробуждать детские воспоминания о том, что они когда-то видели, слышали или делали.

Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Если процесс созерцания не доставляет ему удовольствия, то и сам предмет, попавший в поле его внимания, перестает быть для него интересным.

Удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия. Педагог, используя метод сравнений и сопоставлений реального предмета с нереальным (сказочным) или необычным (созданным в другой культуре), определяет значимость вещи, ее эстетическую ценность, будь то цветок, стол, ваза, стул (обычный стул и трон Снежной королевы или кресло фараона); костюм (повседневное платье и одежда волшебницы или средневековой красавицы), дом (дом, в котором живет ребенок, и сказочный дворец или готический замок) и т.п. Так, постепенно в сознании ребенка формируются представления о многообразии форм и способов выражения, которые художник использует в процессе реализации своего замысла.

 Программа предусматривает занятия на открытом воздухе, когда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, можно собрать коллекцию природных материалов, сделать серию набросков и зарисовок, понаблюдать за поведением птиц и т.п. «Диалог с живой природой» будет способствовать активизации процессов эстетического восприятия.

Если нет возможности выйти с детьми на улицу или провести экскурсию в музее, то можно показать слайд – фильм, состоящий из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставят детей равнодушными, малыши активно подключатся к обсуждению, свои суждения будут выстраивать на основе личных впечатлений об увиденном.

Намного интереснее проходит занятие, для которого педагог самостоятельно изготовил комплекты наглядных пособий, слайд - фильмы, собственные рисунки и т.п.

Показывая на занятии свои авторские работы, педагог –художник ведет диалог с детьми более эмоционально, делится  с ними ощущениями и чувствами, которые испытывал сам во время съемки или зарисовок. Дети воспринимают авторские работы педагога с особым настроением, что помогает формировать образ наставника – настоящего художника, профессионала.

Подобранный воспитателем зрительный ряд должен направлять внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся), малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т.п.

Это позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным. Занятия по восприятию выразительных картин природы призваны формировать в детях способность «смотреть и видеть», вглядываться в окружающий мир, который о многом может рассказать внимательному зрителю.

При организации процесса художественного восприятия важна установка на заинтересованное рассматривание произведений искусства. Психологическая установка на восприятие должна способствовать переживанию и пониманию художественного образа, формированию у дошкольников целостных представлений о произведении, в котором средства выражения – цвет, линия, пятно, объем, пространство и т.п. – как элементы художественной формы тесно связаны и подчинены содержанию.

Не следует спешить объявлять  детям название произведения. Словесное обозначение его образного смысла сковывает работу мысли и чувства, направляет восприятие на что-то конкретное. Дайте возможность дошкольникам самим придумать название. Иногда высказывание одного ребенка определенным образом влияет, а порой и изменяет мнение другого, вызывает недоверие к собственному ощущению художественной формы. Чтобы избежать такого влияния и в то же время создать атмосферу заинтересованности к собственному мнению, дайте возможность каждому прошептать свое название вам на ушко. И лишь затем проанализируйте самые оригинальные и необычные названия.

Свои первые суждения по поводу образного смысла художественного произведения ребенок будет выражать иногда односложно и коряво. Здесь важна его готовность высказать суждение, его личное отношение к увиденному. Со временем у ребенка появится опыт общения, и его мысли и чувства обретут адекватные формы словесного выражения, яркую эмоциональную окраску.

Организованное художественное восприятие произведений искусства исключает пассивное, незаинтересованное созерцание. Усилению состояния переживания образной формы произведения будет способствовать показ контрастных по настроению и манере исполнения работ одного или разных художников.

Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников. Весьма эффективными могут оказаться игра «живые картины» и создание ситуации «мнимого присутствия в картине». Методы «замещения» и «путешествий», работа «в предполагаемых обстоятельствах», использование элементов пантомимы и театрализации внесут в занятие моменты занимательности, будут способствовать  осмыслению содержательного пафоса изобразительного образа.

Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечит заинтересованность детей проблемой занятия.

Умелое применение перчаточных, тростевых, марионеточных и т.п. кукол – это «путь к душе ребенка», одно из средств доверительного общения. Дети с удовольствием вступают в контакт с куклой, отвечают на ее вопросы, прислушиваются к ее советам. В зависимости от образа той или иной куклы разговор с детьми может носить серьезный или комический характер. Так, основными действующими лицами на занятиях изобразительного искусства могут стать куклы – Художник, волшебница Природа, Почемучка, всезнайка (Знайка), Флора и Фауна и т.п. Некоторые кукольные персонажи могут появляться эпизодически в связи с изучением очередной программной темы, например, куклы, олицетворяющие времена года, времена суток, природные стихии. Обеспечить деловой настрой занятию помогут куклы, известные детям по сказкам и телепередачам. Нацелить деятельность ребят на продуктивные виды творчества помогут куклы, отражающие характер предстоящей практической работы (Принц Уголек, Принцесса Акварель, Волшебница Гуашь, Королева Графика и т.п.).

К каждому занятию педагог готовит соответствующий его целям сценарий, продумывает ход занятия, подбирает такой зрительный ряд и оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребенком мира, с другой – задачами программного характера. Но всегда тема анятия, организация процесса восприятия предполагает активное общение педагога с детьми, учитывают личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.

Литература

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для ДОУ и УВК. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Особенности организации и проведения коммуникативных игр"

Данные методические рекомендации содержат также картотеку игр на сплочение детского коллектива...

Методические рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации разработаны для педагогов Веневского муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 комбинированного вида для продуктивной работы по внедрению  в ...

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации сюжетно – ролевых игр»

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации сюжетно – ролевых игр» рекомендованы  для воспитателей ДОУ с целью использования в работе с детьми дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Данное пособие поможет старшему воспитателю оптимально организовать работу педагогов по обогащению и развитию игрового опыта дошкольников.   Надеемся, что методические рекомендации, предложе...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционных занятий с детьми

В материале обозначены основные советы для проведения занятий с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате....

Методические рекомендации для педагогов по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ТНР.

Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без  сравнительно высокого уровня развития устной речи детей ( правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогу дошкольного образования необходимо уметь открывать перед ребенком в окружающем мире всегда что-то новое, чтобы жизнь его заиграла перед ним всеми красками радуги. Надо оставлять всегда что-то...