проект "Масленичные гулянья"
проект на тему

Сироткина Людмила Павловна

 На Руси всегда любили праздники, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Праздник всегда шагал в ногу с историей, отражая жизнь народа. Это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь.

        Работа над данным проектом  поможет нам глубже познакомиться с  историей возникновения праздника, продемонстрировать традиции и обряды празднования Масленицы, а совместная деятельность детей, педагогов и родителей поможет сплочению, инициативности и ответственности всех участников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Теремок» д.Каменное








ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Масленичные гуляния, проводы русской зимы»

Автор проекта:

Сироткина Л.П.

воспитатель первой квалификационной категории

                                                              2017

Содержание

Паспорт проекта

Этапы реализации проекта

Результаты

Выводы

Список литературы

                                                       Паспорт проекта

Тема проекта:

«Масленичные гуляния, проводы русской зимы»

Творческое название:

«Масленичная неделя»

Автор:

Сироткина Людмила Павловна

Тип проекта:

Краткосрочный, социально - познавательный, групповой.

Участники проекта

Дошкольники разновозрастной  группы , воспитатели, родители дошкольников.

Возраст участников

Дошкольники  с 1,6 г. – 6,6 лет

Сроки реализации:

16 февраля 2017г. – 22 февраля 2017.

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

Актуальность

Одной из задач социально-коммуникативного развития является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

Приобщение подрастающего поколения к традициям народных праздников - это приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей. Образный поэтический язык обрядности являлся одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.

Объект

Народный праздник Масленица

Предмет

Древний русский народный праздник проводов зимы, история традиций, основа формирования патриотизма.

Гипотеза

Если в группе создать благоприятные условия для проведения "Масленичной недели", проведение бесед на тему " Масленица", заучивание стихов, песен, закличек про праздник, то у детей будут сформированы ( у детей младшего возраста) и усовершенствованы ( у детей старшего возраста) представления о праздновании Масленицы, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

Цель

Знакомство детей с народными традициями, и с народным праздником Масленица; воспитание любви к своей Родине.

Задачи

Дать первоначальные представления о русском народном празднике Масленица, с характерными для него обрядами;

Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства;

Пробуждать интерес к истории русского народа;

Воспитывать патриотизм, основанный на русских традициях;

Обогатить духовный мир;

Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздника;

Активизация творческого потенциала родителей, привлечение их к активному сотрудничеству с ДОУ.

Принципы реализации проекта

принцип наглядности;

принцип доступности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип прочности;

принцип целенаправленности;

принцип новизны;

принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Знакомство с темой проекта;

Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

Подбор методического материала по данной теме;

Создание развивающей среды для работы;

Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;

Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»

Основной

Практический – в результате чего был реализован проект:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Работа с родителями

Заключительный

Обобщение и анализ результатов работы, выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица» и проведение досуга.

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей и дошкольников,  их родителей.

Формы реализации проекта: наблюдение ,  подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, досуг.

Методы и приёмы реализации проекта:

организационные;

мотивирующие;

словесные;

игровые;

наглядные;

нетрадиционные

Риск проекта

Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;

Неактивная позиция детей

Предупреждение рисков:

Организация мероприятий на базе ДОУ;

распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями  и родителями;

разработка стратегий и тактики привлечения родителей;

высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;

добровольность участия в проектной деятельности

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

план беседы для конспекта  НОД;

выставка детских работ;

проведение досуга « Эх, да масленица»

Ожидаемый результат

1. Для педагога:

освоение проектного метода

работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.

выбор формы реализации проекта.

помощь в написании сценария по воплощению проекта.

организация выставки детских рисунков;

организация досуга для детей по данной теме.

помощь в подборе музыкального сопровождения.

разучивание закличек, пословиц, считалок.

организация места проведения праздника.

проведение инструктажа по технике безопасности.

2. Для воспитанников:

формирование познавательно – речевой активности детей  дошкольного возраста;

познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;

участие детей в организации выставки рисунков;

иметь представление о значении праздника в жизни человека;

участие детей в досуге, организованном  воспитателем,

3. Для родителей:

организовать в родительском уголке выставку « Ох, блины, блины» из любого материала для творчества.

Способ оценки достижения планируемых результатов

Главным результатом реализации проекта- удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».

Ситуативный разговор: « Что вы знаете о  русском традиционном празднике «Масленица»

игры: «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» (пальчиковая игра ), «Солнце» (коммуникативная игра);

беседы «Что такое Масленица», «Блины на Масленицу»;

выставка детских работ: «Солнышко лучистое»(поделка из бумаги); «Блинный пир на весь мир»(лепка); «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» (рисование);

заучивание песен, закличек, пословиц, стихотворений;

отгадывание загадок.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

1. Знакомство с темой проекта

2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

4. Подбор методического материала по данной теме;

5. Создание развивающей среды для работы;

6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;

7. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»

 II этап: творческий (основной)

*Социально-коммуникативное развитие:

-Беседа на тему «Что такое Масленица»(мл/в), «Соломенная Масленица»(ст/в), «Блины на Масленицу»;

Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей.

-Беседа «Как отмечать Масленицу»

Цель: Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащение знаний и представлений о национальной культуре.

*Речевое развитие

-Заучивание поговорок про масленицу,  разучивание масленичных закличек, «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» (пальчиковая игра ).

*Художественно-эстетическое развитие:

Слушание русских народных песен «Как на тоненький ледок», «Веснянка»

Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”(ст/в)

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» (мл/в)

Цель: Развивать у детей самостоятельность,   умение рисовать  круги и  разукрашивать красками; обогащать знания детей о народном празднике.

Лепка «Блинный пир на весь мир»

Цель: Развивать художественно-творческие способности.

Рисование: «Разные чучела масленицы» ( ст/в)

Цель: Умение рисовать по воображению, использовать разную технику разукрашивания.

*Физическое развитие

Подвижные и хороводные игры «Солнце», «Горелки»

Цель: Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

Развлечение  «Эх, да масленица»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.

*Познавательное развитие

Исследовательская деятельность « Как получаются блины» (ст/в)

Цель: формировать познавательный интерес с помощью экспериментальной деятельности.

*Работа с родителями

Привлечь родителей к участию  выставки «Ох, блины, блины»;

Порекомендовать посетить в воскресение Масленичные гуляния.

Цель: Доставить удовольствие от совместной творческой деятельности родителей и детей.

III этап: заключительный

Обобщение и анализ результатов работы;

Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»;

Проведение досуга «Эх, да масленица»

Подведение итогов работы над проектом;

Определение перспектив (дальнейшая непрерывная систематическая работа по ознакомлению детей с народными традициями и культурой России, продолжение работы по использованию проектных технологий).

        Результаты работы:        

У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны

Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других

Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Масленица»

Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы

Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.

Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.

Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

ВЫВОДЫ:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Список литературы

О.Л.Князева , М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санк-Петербург Издательство  « Детство-Пресс» 2004г.

     Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2015г.

Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001

4.Коммуникативные игры»

5. Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru,http://maam.ruhttp://nsportal.ruhttp://ldv.metodcenter.edusite.ru,http://semyarossii.ru

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие в старшей группе « Рождественские гулянья»

Познавательное занятие в старшей группе « Рождественские гулянья»...

Развлечение "Пасхальные гуляния"

Сценарий развлечения  для второй младшей группы....

Масленичные гуляния

Знакомит с народными обычаями и ритуалами, фольклорным творчеством. Активизирует творческое начало в личностях детей....

Физкультурный досуг для детей 4-7 лет "Осенние гуляния"

Народные традиции, игры, песни, пляски, забавы....

осенние гуляния

конспект осеннего развлечения для средней группы...