Творческая работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Чусова Оксана Николаевна

Творческая работа на тему:

«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_temu.docx310.72 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа на тему:

«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»

С самого рождения ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него все впервые, - первые: снег и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками».

Самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. И вот здесь, роль взрослого, роль педагога – неоценима.

Проведя мониторинговые исследования детей  дошкольного  возраста, я выявила ряд проблем:

-отсутствие инициативности в беседе и в поиске ответов на вопросы, дети ждали готовых знаний от педагога;

-во время образовательной деятельности были активны только несколько человек, большая часть группы стеснялась высказывать свое мнение;

-боязнь детей публичного выступления перед сверстниками и родителями  на праздниках (тихо читали стихотворения и пели песни);

-возникающие трудности при построении монологической речи не позволяли использовать знания и впечатления, полученные вне стен детского сада, наблюдения за окружающим миром, информацию из мультфильмов, сказок, театральных представлений.

Передо мной стояла задача заложить у детей среднего дошкольного возраста позицию самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора  информации и применения полученных знаний, умений и навыков  в играх и практической деятельности,  направить энергию и любопытство моих «почемучек» в нужное русло.

Такую возможность дал мне метод проектной деятельности. Изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, убедилась в эффективности его использования в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Он позволил мне, как педагогу, расширить образовательное пространство группы, придать ему новые формы. 

Переход на проектный метод обучения осуществлялся через:

- занятия с включением проблемных ситуаций;

- экспериментирования;

- комплексные блочно – тематические занятия;

- интеграция: 

  • Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и художественного творчества);
  • Полная интеграция (интеграция экологического воспитания с художественной литературой, художественным творчеством, музыкой, физической культурой);
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит определенная проблема.

Для реализации проекта планировала его содержание (цель, план, привлечение всех участников образовательных отношений, составление плана –схемы проекта, сбор и накопление материала, рекомендации для родителей и задания для самостоятельного выполнения, презентация проекта).

Для меня метод проектов – один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии  педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Итак, остановимся на основных этапах метода проектов:

  • целеполагание 

(когда педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени);

  • разработка проекта (план деятельности по достижению цели);

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). С моей точки зрения, задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. 

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что данный этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка. 

  • презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Считаю, что задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Как показывает мой опыт работы, взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе - организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта. 

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- формировать различные представления;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: физическое, познавательное и эстетическое развитие.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

 Задачи для старшего дошкольного возраста:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: социальное, физическое, познавательное, эстетическое  развитие.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

 В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В настоящее время проекты классифицируются:

1.По составу участников

2.По целевой установке

3.По тематике

4.По срокам реализации.

В практике своей работы использую следующие виды проектов:

1.информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.). 

Так, в рамках городской акции «Внимание: дети!» был реализован проект «Я – водитель, я – пешеход, я – пассажир», основная цель которого закрепление знаний у детей правил дорожного движения, отработка практических навыков поведения на улице и дорогах города, а также в общественном транспорте.

2.исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде журналов, стенгазет, драматизации, детского дизайна; 

3.творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

В канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Новогодний калейдоскоп». Проект был направлен не только на развитие познавательного интереса, но и на формирование межличностного общения у старших дошкольников. В рамках проекта был проведен ряд мероприятий: конкурсы «Новогодняя игрушка», «Авторское стихотворение», «Поделка своими руками»; театрализованное представление «Письмо для Деда Мороза»; дерево «Новогодних пожеланий», почта Деда Мороза.

4.ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). 

Внедрение метода проектной деятельности сопровождалось участием в методической работе детского сада. Провела ряд консультаций для педагогов дошкольного учреждения: «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Виды проектов и использование их в практике». Продемонстрировала мастер – класс на тему: «Перспективы совершенствования педагогического мастерства» .

Воспитательно -образовательная работа с детьми в процессе осуществления проектов дала возможность в игровой, непринужденной форме познакомить дошкольников с моральными нормами, сформировать умение устанавливать и реализовывать эти нормы в повседневном поведении. Совместными усилиями воспитателя и детей  были созданы методические пособия «Словарь старинных слов», волшебные книги «Что в имени твоём», «Любимые сказки». Нами были изданы брошюры для родителей «Странички из жизни детскoгo сада». 

Защита проектов осуществлялась в различных формах: в процессе игровых интегрированных занятий и театрализованного представления, путём создания книг, поделок и макетов с их последующим представлением. Я стремилась к тому, чтобы каждый  ребёнок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взpoслых, умел радоваться достижениям других. 

Реализуя метод проектной деятельности, исходя из результатов проведенного мною мониторинга, можно сделать следующие выводы:

- действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях;

 - дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения; 

- полученные знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности; 

- участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса. 

Мы не собираемся останавливаться на  достигнутом. Сейчас вместе с детьми начали работать над  проектом «Путешествуй и играй, познавай любимый край». Уверена, что только со всеми участниками образовательного процесса мы сможем повысить качество образования наших воспитанников и достичь новых результатов.

Литература

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.- М.: Аркти, 2003 – 96 стр.

Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: - М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128 стр.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»

И.А.Урмина, Т.А. Данилина. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Линка-Пресс, 2009 – 320 стр.

Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.

Л.А. Антипова, Н.Н.корнеева. проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийиск: ГУИПП «Полиграфист», 2002 – 97 стр.

Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

В.В.Халикова. Проектный метод как способ реализации субъективного подхода. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8. 2008 г.

Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4. 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"

В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и ко...

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка  через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»      ...