Работа над образом Я.
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Максимова Наталья Анатольевна

Текст выступления и Презентация к районному методическому объединению педагогов-психологов Мытищинского района, 15.11.2016г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рады приветствовать Вас в МБДОУ № 70 «Золотая рыбка»! 15 ноября 2016 г. Методическое объединение педагогов-психологов «Работа над Образом Я ».

Слайд 2

План мероприятия: 9.00-9.30 Встреча гостей и регистрация участников; 9.30-9.45 Вступительное слово руководителя МО Ореховой С.В.; 9.45-10.00 Вступительное слово заведующего МБДОУ № 70 Курс Е.В.; 10.00-10.30 Выступление педагога-психолога МБДОУ № 70 Максимовой Н.А. Тема: «Диагностика и формирование Образа Я у детей 4-6 лет»; 10.30-10.45 Обсуждение на тему: «Индивидуальная и групповая работа с детьми по формированию Образа Я»; 10.45-11.00 Представление примера индивидуальной работы на примере кейса клиента аналитического психолога (Максимова Н.А.); 11.00-11.30 Мастер-класс работы с юнгианскими песочницами (Максимова Н.А.); 11.30-11.45 Обмен мнениями; 11.45-12.00 Чаепитие.

Слайд 3

Зарубежные психологи, изучавшие «Я»: Карен Хорни

Слайд 4

Уильям Джемс

Слайд 5

Карл Р. Роджерс

Слайд 6

Отто Кернберг

Слайд 7

Кон Игорь Семенович (1928-2011) Выдающийся советский и российский социолог, социальный психолог, антрополог, философ, сексолог. Один из основателей современной российской социологической школы, популяризатор науки и просветитель. Кандидат исторических наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской академии образования (1989), почетный профессор Корнелльского университета (1989) и Университета Суррея (1992). Награжден Золотой медалью за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье Всемирной сексологической ассоциацией, а также медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Слайд 8

Столин Владимир Викторович профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ (1989-1995гг.). Член Международного общества прикладной психологии. Родился 19 февраля 1947 г. в Москве. Закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор. В 1978 г. Столин основал на базе факультета психологии МГУ и возглавил один из первых в стране Консультационный центр в области семейной и индивидуальной психотерапии, основанный на достижениях психологической науки (1978). Тысячи москвичей получили психологическую помощь в «Центре на Погодинской»; с использованием материалов и базы Центра было защищено более 10 докторских и кандидатских диссертаций.

Слайд 9

Наши соотечественники, разрабатывавшие Я-проблематику: И.С. Конн ; В.В. Столин ; И.И.Чеснокова ; А.В.Захарова ; Е.Т.Соколова ; М.И.Лисина ;

Слайд 10

Анна Владимировна Семенович называет формирование «образа Я» через ассимиляцию «внутреннего образа мира», то есть адаптацию себя к социуму и обратно, главной целью онтогенеза.

Слайд 11

Компоненты Образа Я : 1. когнитивный - знание о себе, представление о своих свойствах и качествах; 2. аффективный – оценка этих качеств, чувства самолюбия и самоуважения, связанные с ней; 3. поведенческий – производное от первых двух компонентов, практическое отношение к себе; 4. идентификации – сознательное и бессозательное отождествление себя с окружающими людьми.

Слайд 12

Формирование Образа Я в онтогенезе (по И.И.Чесноковой )

Слайд 13

Ранние стадии На ранних стадиях развития ребёнок не отделяет себя от других. Также, он не в состоянии различить активные движения, которые он совершает сам от его же движений, которые совершаются посредством помощи взрослого, например в процессе переодевания или кормления.

Слайд 14

Постепенное осознавание физического Я

Слайд 15

Обретение способности передвигаться и овладение речью

Слайд 16

Кризис 3-х лет- завоёвывание самостоятельности

Слайд 17

Отсутствие собственной самооценки и принятая на веру оценка окружающих

Слайд 18

3-5 лет. Формирование нравственной системы и комплексов

Слайд 19

7 лет – формирование достаточно устойчивой и объективной самооценки

Слайд 20

12 лет – кризис 3-х лет наоборот

Слайд 21

Формирование Образа Я в контексте объектных отношений и теории привязанности

Слайд 22

Дональд Вудс Винникотт англ . Donald Winnicott , 17 апреля 1896, Плимут — 28 января 1971, Лондон) — британский педиатр и детский психоаналитик. Один из важнейших представителей теории объектных отношений. Автор арт-терапевтической техники « Игра в каракули » (« Каракули Д. Винникотта ») Доннальд В.Винникотт писал, что ребёнок не может существовать отдельно. «Под этим подразумевается то, что говоря о ребёнке, мы непременно имеем ввиду ребёнка и кого-то ещё…и это важнейшая часть его отношений с матерью».

Слайд 23

Теория привязанности Дж.Боулби : Джон Боулби , психиатр и психоаналитик (1907-1990г.г.) утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации ( environment of adap-tedness ), основную среду, в которой оно формируется ( Bowlby , 1982, р. 58). На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения ( attachment behaviors ) - жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам.

Слайд 24

Развитие ребёнка 0-3 лет согласно теории сепарации- индивидуации М.Ш.Малер : Маргарет Малер и её коллеги изучали нормальных младенцев и нормальных матерей в естественной обстановке игровой комнаты, наблюдая возникновение объектных отношений в первые три года жи

Слайд 25

Стадии психического развития младенца: 0-1 мес. – Фаза «нормального аутизма»; 1-5 мес. – Фаза симбиоза; 5-36 мес. – Фаза сепарации- индивидуации : субфаза 1 – дифференциации (5-9 мес.); субфаза 2 – практики (9-15 мес.); субфаза 3 – воссоединения (15-24 мес.); субфаза 4 - консолидации объектов.

Слайд 26

Концепция Я, развивающегося вследствие интегрирования Я-репрезентаций О.Кернберга 1. нормальный аутизм или недифференцированная первичная стадия (0-1мес.); 2. нормальный симбиоз или стадия первичных недифференцированных представлений об объектах и себе (2 – 6-8 мес.); 3. стадия дифференцированных представлений об объектах и себе (8-6 – 18-36 мес.); 4. стадия интеграции представлений об объектах и себе, развитие зрелых интрапсихических структур (36 мес. и далее); 5. стадия консолидации Эго и Супер-Эго.

Слайд 27

Диагностика у детей с 4 до 7 лет: Когнитивный компонент: С 5-ти лет-Методика «Какой Я» Р.С.Немова ; С 5-ти лет-Методика «Опиши себя 10 -тью словами», (для анализа применяется метод экспертных оценок); С 4-х лет-Методика «Опиши себя, какой ты», (для анализа применяется метод экспертных оценок);

Слайд 28

Методика «Опиши себя 10-ю словами» Просим ребёнка описать себя 10-ю словами. Можно использовать с возраста 5-6 лет, в более раннем возрасте просим описать себя или ответить на вопрос «Какой ты?»; Для анализа результатов можно использовать метод экспертных оценок, оценивая полученные ответы по некоторым критериям, например: количество слов, сложность, « хорошесть », одномерность и др.

Слайд 29

Примеры ответов по методике (дети 5-6 лет): Добрая, красивая, вежливая, достойная, трудолюбивая, послушная; Хороший, вежливый, послушный, добрый, честный, не очень умный, немного; Хороший, добрый, хороший, люблю играть, люблю рыбок, люблю паучков; Хороший, уважаю маленьких детей, слушаюсь родителей, ложусь спать когда мама говорит.

Слайд 30

Диагностика аффективного компонента: «Лесенка самооценки» (из экспресс-методики Павловой-Руденко); Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн;

Слайд 31

Диагностика поведенческого компонента: Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга ; Метод наблюдения; Метод опроса; П роективная методика «Дом, дерево, человек» Дж.Бука с выделением симптомокомплексов по Р.Ф.Беляускайте ; Нейропсихологические корректурные пробы;

Слайд 32

Диагностика сознательных и бессознательных идентификаций: проективная методика «Дом, дерево, человек» Дж.Бука с выделением симптомокомплексов по Р.Ф.Беляускайте ; Личностный дифференциал адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева ; Тест цветовых отношений Е.Ф.Бажина , А.М.Эткинда ; Тест Е.Д.Антони и Е.Бене , адаптированный А.Г.Лидерсом , И.В.Анисимовой ;

Слайд 33

Цветовой тест отношений

Слайд 34

Тест Е.Д.Антони и Е.Бене , адаптированный А.Г.Лидерсом , И.В.Анисимовой Описана Йозефом Шванцарой в книге «Диагностика психического развития» в 1978 г. Ребёнку предлагаются картонные фигурки людей с тем, чтобы он мог идентифицировать их с членами семьи, включая себя. Одна картинка с отвёрнутым лицом представляет собой «Мистера Никто». К каждой фигурке присоединён почтовый ящичек, в который ребёнок адресует ответы психолога.

Слайд 35

Результаты методики у детей 5-6 лет

Слайд 36

Работа над Образом Я

Слайд 37

Формирование когнитивного компонента Групповая и индивидуальная работа на темы: Я, какой я, поло-возрастная идентификация и др.; Ты, мы; Индивидуальные различия; Чем мы похожи; С емья; Д рузья; Эмоциональное состояние; Др.

Слайд 38

Формирование аффективного компонента: Работа над повышением уровня самооценки (в норме у детей 4-7 лет он завышенный); Работа в группе над улучшением общего климата в детском коллективе; Групповая и индивидуальная работа с воспитателями; Индивидуальная и групповая работа с родителями; Формирование морально-этических представлений детей.

Слайд 39

Формирование поведенческого компонента: Работа с образом тела; Формирование коммуникативных навыков; Формирование произвольных процессов; Нейропсихологическая коррекция; Активные игры; Игры по правилам; Сюжетно-ролевые игры.

Слайд 40

Идентификации: Песочная терапия; Сказкотерапия ; Арттерапия ; Психоанализ; Другие методы.

Слайд 41

Темы групповой работы: Уважение к индивидуальным различиям; Способность видеть положительные черты других детей; Соблюдение правил группы; Навыки продуктивной коммуникации; Решение возрастных задач развития; Развитие эмоциональной сферы; Развитие эмпатии ;

Слайд 42

Индивидуальная коррекция: Проблематика: Заниженная самооценка; Чувство отверженности; Развод родителей; Взаимоотношения с сиблингами ; Немотивированная агрессия; Др.

Слайд 43

Примеры индивидуальной работы и взаимосвязь с групповой динамикой (успешная продуктивная деятельность у детей 4-5 лет):

Слайд 44

Примеры индивидуальной работы и взаимосвязь с групповой динамикой (навыки продуктивной коммуникации у детей 4-5 лет) :

Слайд 45

Примеры индивидуальной работы и взаимосвязь с групповой динамикой (интеллект, дети 4 -5 лет):

Слайд 46

Примеры индивидуальной работы: Создание сказки, индивидуального мифа; Мастер-класс по работе с юнгианской песочницей; Представление кейса аналитического клиента.



Предварительный просмотр:

План-конспект выступления на РМО «Работа над Образом Я», проходившем в МБДОУ № 70 «Золотая рыбка» г.о.Мытищи Московской области 15.11.16г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас сегодня в нашем детском саду на методическом объединении, посвящённом работе психолога с Образом Я.

Вступление

Формирование Образа Я ребёнка выводится в качестве одной из основных целей деятельности педагогического коллектива ДОУ любой основной образовательной программой, однако его значение зачастую сводится к самопредставлению, самопринятию, самооценке. Но, это не совсем полный перечень составляющих данного понятия. Мне посчастливилось в недавнем времени начать разрабатывать тему Образа Я с моими коллегами из МААП, что мы и продолжаем делать, проводя научные исследования совместно с учёными из ИП РАН, подготавливая к публикации полученные результаты. С радостью поделюсь сегодня с вами результатами наших изысканий и надеюсь, что наша встреча будет полезной в вашей непростой работе.

Мы рассмотрим с вами всем известные этапы развития ребёнка через призму становления Образа Я.

На запрос: «Я в психологии» одна из поисковых систем в сети Интернет выводит 58 млн. ответов. Несмотря на этот факт и на то, что «Я» является одним из старейших понятий как в психологии и философии, так и в других науках об обществе,  до сих пор остаётся неопределённым его категориальный статус. В самых различных значениях используются такие термины, как «идентичность», «проприум», «Эго», «самость», «образ Я», «самопредставление», «Я-концепция», собственно «Я» и др. Это не столько проблема терминологии, сколько проявление того, что нередко «Я» сливается с другими понятиями, например с такими, как «личность» и «самосознание». И.С. Кон писал: «…не говоря уже о многозначности самих этих терминов, понятие «Я» не исчерпывает их объёма. «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри…»[8]. Некоторые психологические школы выводят знание, представление о себе, т.е. «Я» на позицию предмета психологии, как науки. Наверное в чём-то они правы.

В своей работе мы сталкиваемся с тем, что восприятие ребёнком окружающего мира, реальности, выстраивание им отношений с родителями, взрослыми, сверстниками происходит в преломлении через отношение к себе и восприятие себя. Образ Я ребёнка накладывает отпечаток и на весь спектр деятельности, в которую он включён. Поэтому, целостный и непротиворечивый Образ Я способствует гармоничному развитию и, напротив – если Образ Я  наполнен амбивалентностью и недостаточно структурирован, то это препятствует процессам развития и формирования идентичности.  Кто Я? Какой Я? В более патологичном варианте – Существую ли Я? Вот вопросы, на которые ищет ответ ребёнок и на которые помогает ему отвечать психолог. А что психолог знает о том, как формируется Образ Я ребёнка в процессе взросления? Как увидеть на практике становление личностных структур? Можно ли понять соответствует ли то, как ребёнок воспринимает свой Образ возрасту. Конечно, в рамках настоящей встречи мы не ставим перед собой цели ответить на вопрос о возрастных нормах в формировании Образа Я, но приблизится к пониманию некоторых возрастных особенностей можем.

Расскажу немного о теоретических подходах в понимании Образа Я.

1. Теоретические подходы к пониманию Образа Я.

1.1. Подходы к изучению Образа Я в зарубежной литературе.

Впервые термин «Образ Я» применила Карен Хорни в первой половине ХХ века. Она представляла Образ Я состоящим из знания о себе и отношения к себе. Более общее понятие «Я» К.Хорни называла трудноуловимым. Вот что она писала по этому поводу: «Что я имею здесь ввиду, пожалуй лучше всего выражено Уильямом Джемсом в понятии «реального Я», противопоставленного материальному Я и социальному. Говоря простым языком, оно относится к тому, что я действительно чувствую, чего я действительно хочу, во что я действительно верю и что я действительно решаю. Это есть, или должен быть, главный действующий центр психической жизни». К.Хорни также считала, что говорить о нормальном развитии можно только в том случае, если совпадают «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я в глазах других людей». Если «Я-идеальное» отличается от реального, то это вызывает тревогу, напряженность, неуверенность в себе и является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение «Я-реального» и  «Я в глазах других людей». Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам.

Таким образом, негативное отношение к ребенку, пренебрежение им и чрезмерное восхищение ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным Образом Я.

Других зарубежных психологов, которые ставили во главу угла «Я» просто перечислю, а более подробную информацию пришлю всем желающим по электронной почте.

Карл Р. Роджерс описывал Я-концепцию как «…структурированный непротиворечивый гештальт, состоящий из представлений свойств «Я» как субъекта (I) и «Я» как объекта (me), а также из восприятия отношения (I) или (me) к другим людям и различным сторонам жизни. Гештальт включает также оценки, связанные с этими представлениями».

«Я» у Роджерса - это дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознаваемого восприятия и ценностей. Я-концепция отражает характеристики, которые человек воспринимает как самого себя. Также, в неё включён компонент, отражающий то, каким индивид, полагает, что  должен и хотел бы быть. Это - “Я-идеальное”, отражающее те качества, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, которые ценит больше всего и к  которым стремится.

Структура “Я” формируется через взаимодействие со значимыми другими и ближайшим окружением. По мере того, как ребёнок становится социально восприимчивым и развиваются его способности (когнитивные, перцептивные), его Я-концепция усложняется и всё больше дифференцируется. Следовательно, содержание Я-концепции , в значительной мере является продуктом процесса социализации.  

Отделял понятие Образа Я от Я-концепции Р.Бернс. В представлении Р.Бернса Я-концепция это -  «…совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой».Образ Я - когнитивная составляющая Я-концепции. Развивается она “…под действием сенсорной информации, поступающей изнутри и извне и интерпретируемой мозгом.” В своей работе “Развитие Я-концепции и воспитание” Бернс пишет о том, что когда ребёнок становится способен определять отношения с другими людьми и понимать, как другие оценивают его, Я-концепция становится отчётливым новообразованием психики. Признаком невротизма и неадаптивности является расхождение между реальным и идеальным Я. В своих заключениях Бернс ссылается на исследования Стотта, касающиеся влияния типа семейной ситуации на Я-концепцию,  а также Куперсмита об условиях формирования уровня самооценки. Также, им описано исследование Мединуса и Куртиса, установившее, что дети, как правило, имеют с матерью одинаковый уровень самооценки. Таким образом, важнейшую роль в формировании Я-концепции играют значимые другие и процесс идентификации с ними.

Слайд 6

О.Кернберг, указывая на нечёткость терминологии, касающейся Эго и концепций Я в психоаналитической литературе, предлагает Я, связанное личностью и понимаемое, как единство поведения и взаимодействия, а также как психосоциальное единство, заменить на понятие «характер». Словом «Я» он предлагает обозначать общую совокупность Я-репрезентаций, тесно связанных с общей совокупностью объект-репрезентаций, происходящую из Эго и неотъемлемо с ним связанную. «Либидинальные инвестиции Я, определённые таким образом, связаны с либидинально-инвестированными репрезентациями значимых других, а либидинальное отношение к своей личности соответствует либидинальному отношению к другим (внешним объектам) Все эти отношения взаимосвязаны и усиливают друг друга».[7, с. 291]

По мнению Лотты Кёлер “внутренние репрезентанты матери определяют её поведение по отношению к ребёнку”. Она говорит об этом описывая методику М.Мэйн и коллег “Интервью о привязанности для взрослых”, результаты применения которой “позволили сделать достоверный вывод о том, что внутренняя установка матери определяет будущий паттерн привязанности, а с ним и поведение её ребёнка”.[4, с.16] Паттерны привязанности приобретаются в раннем детстве и сохраняются как бессознательные модели переживания и поведения.

Во всех описанных концепциях важная роль в процессе формирования Образа Я ребёнка отводится значимым другим и процессу идентификации. Ж.Лапланш и Ж.-Б.Понталис описывают термин «идентификация», «отождествление», как процесс присвоения субъектом качеств и свойств другого человека. Субъект «преобразует себя-целиком или частично-по его образу. Посредством ряда идентификаций строится и обособляется личность».

Т.о., в зарубежной литературе формулирование самого понятия Образа Я, представляет из себя то, как человек воспринимает и оценивает себя. Какое влияние на формирование этого образа у ребёнка оказывает ближайшее окружение. Отдельное внимание уделено понятию идентификация и пониманию Я, как совокупности Я-репрезентаций и Объект-репрезентаций. Также используются такие понятия, как Я-реальное, Я-идеальное, Я в глазах других людей и подчёркивается то, насколько важно их соотношение для формирования непротиворечивого Образа Я.

  1. Подходы к изучению Образа Я в отечественной литературе.

И.С.Кон приравнивал значения термина «Я» и самости. Он определял самость, как целостность, на основании которой индивид отличает себя от других людей и внешнего мира.

«Самость – это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания». Он выделял рефлексивное и действующее Я и обращал внимание на регулятивные функции самосознания, которые проявляются в особенностях стиля жизни и социального поведения. И.С.Кон придерживался теории социальной установки и рассматривал Образ Я, как социальную установку, включающую три компонента:

1. когнитивный - знание о себе, представление о своих свойствах и качествах;

2. аффективный – оценка этих качеств, чувства самолюбия и самоуважения, связанные с ней;

3. поведенческий – производное от первых двух компонентов, практическое отношение к себе.

Эти компоненты составляют трёхуровневую модель Образа Я. Нижний уровень – неосознанный установки, которые ассоциируются в психологии с самочувствием и эмоциональным отношением к себе. Выше расположены самооценка и осознание определённых отдельных свойств и качеств. Затем, частные самооценки складываются в целостный образ. «Сам этот «Образ Я» вписывается в общую систему ценностей и ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».

Также Я-проблематикой занимались такие отечественные психологи, как:

Различие содержания Образа Я, Я-концепции и самоотношения описывается в концепции В.В.Столина. Самоотношение у него – устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и Образ Я. В.В.Столин, в содержании Образа Я, выделяет две составляющие:

  1. знание об общих характеристиках и чертах, которые объединяют субъекта с другими людьми, а также система самоидентичности, образующая Я-концепцию;
  2. знания, выделяющие субъекта по сравнению с другими людьми – дифференцирующая составляющая Я-концепции, что придаёт субъекту чувство собственной уникальности, неповторимости.

Также, В.В.Столин рассматривал такие проблемы Я-образа, как «асоциальное Я», мистифицированный Я-образ, «спутанную идентичность». В.В.Столин выделял проблему расщеплённости самосознания личности («потерянного Я», «неоправданного Я», «фальшивого Я», «беспомощного Я»), причиной которой может быть разъединённость мотивационной сферы

Трёхкомпонентная модель самосознания описана И.И.Чесноковаой. Формирование самосознания, по её мнению, происходит в онтогенезе и содержит:

  1. Самопознание – «особо важный процесс опосредствованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов»;
  2. Эмоционально-личностное отношение личности к себе – эмоциональные переживания личности в отношении того, что она узнаёт относительно самой себя, т.е. её разнообразные самоотношения;
  3. Саморегулирование как процесс организации личностью своего поведения.

 «В том, как личность представляет своё Я, отражается мера её осознания себя…».

Образ Я описан и А.В. Захароваой. «Особый психологический феномен самооценка» [7, с.7] лежит в основе её трёхуровневой модели.  Она считала, что именно самооценка является средством и условием формирования Образа Я и Я-концепции. Образ Я - это система знаний субъекта о себе, которые имеют разную степень осознанности, обобщённости, дифференцированности и функционируют в неразрывном единстве. Я-концепция – сложившаяся, обобщённая, устойчивая, организованная система, имеющая динамических характер и определяющая общее самочувствие личности. Самооценка, по мнению А.В.Захаровой «охватывает мир нравственных ценностей личности, отношений, возможностей. Целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон её психического мира…Самооценка различных компонентов личности может находится на разных уровнях её устойчивости, адекватности, зрелости».

Е.Т.Соколова рассматривает самосознание, в основе которого лежат два компонента – образ физического «Я», как когнитивная составляющая и самооценка-аффективное образование.

Некоторые отечественные авторы считают, что формирование образа Я, самооценки и самосознания связано со значимыми взрослыми. Важность взаимоотношений ребенка с близким взрослым для формирования личности подчёркивалась и такими отечественными психологами, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.

«Формирование самосознания и самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребёнком определённых параметров отношения к нему родителей», пишут Е.Т.Соколова и И.Г.Чеснова. Позитивный или негативный Образ Я, по их мнению, внушается родителями ребёнку в зависимости от того, воспринимается ребёнок как обладающий определённым набором качеств и интересов, или нет. «Образ ребёнка искажается под воздействием неблагоприятных ожиданий матери, страха, что ребёнок повторит черты нелюбимого человека (мужа, матери) или в ребёнке воплотятся собственные нежелательные качества, которые бессознательно проецируются на ребёнка. При этом, чем старше становится ребёнок, тем очевиднее конфликт между потребностью в самоутверждении, уважении и признании права на самостоятельность и навязываемом ему обесцененным Образом Я. Этот конфликт усугубляется ещё и тем, что ребёнок всегда стремится к согласию с родителями, удовлетворяя таким образом потребность в присоединении, эмоциональном «мы», причём нередко ценой за ощущение своей защищённости является отождествление собственной Я-концепции с искажённым, внушаемым образом».

Самоотношение ребёнка во взаимосвязи с общением рассматривала М.И.Лисина. Она считала, что личность ребёнка формируется в общении. «Потребность в самопознании не пустая прихоть: индивид не смог бы существовать без правильного представления о том, на что он способен. Видимо, поэтому данная потребность так прочна в каждом из нас и порождает неутолимый интерес к тому, чтобы понять и оценить себя. Главный источник, из которого мы черпаем знания о себе, – опыт, рождающийся в активной деятельности, при этом коллективной. В ходе совместной с другими людьми практики человеку открываются наилучшие возможности для понимания своих способностей».

А.В.Семенович называет формирование «образа Я» через ассимиляцию «внутреннего образа мира», то есть адаптацию себя к социуму и обратно, главной целью онтогенеза.

Обобщая отечественный опыт можно сказать, что в российской психологии отношение к изучению Образа Я характеризуется стремлением к структурированию и выделению различных компонентов этого образа. Различными авторами выделяется от двух до множества компонентов Образа Я. Кроме восприятия и оценки себя описываются: поведение, идентификация, самоконтроль, рефлексия, а также предпринимаются попытки объединить множество разноплановых характеристик в одно интегративное образование. Особая роль в формировании Образа Я отводится социальному контексту и значению общения.

Давайте теперь рассмотрим, как формируется Образ Я ребёнка в развитии.

  1. Формирование Образа Я ребёнка в онтогенезе.

На ранних стадиях развития ребёнок не отделяет себя от других. Также, он не в состоянии различить активные движения, которые он совершает сам от его же движений, которые совершаются посредством помощи взрослого, например в процессе переодевания или кормления. Первичная дифференциация активных и пассивных движений проявляется в его играх с частями своего тела и различными предметами.

Впоследствии такое манипулирование и взаимоотношения со взрослым приводят к постепенному осознаванию физического Я ребёнка. Если вначале в сферу осознавания включаются  органы чувств и части тела, то затем, двигательный и перцептивный опыт приводит ребёнка к оценке собственных рефлекторных и моторных возможностей. В процессе синтеза отдельных представлений возникает образ тела и способность владеть им в форме произвольных движений. По мнению некоторых авторов в этот момент происходит выделение ребёнком себя из пространства, в котором он находится.

Дальнейшее развитие младенца идёт в направлении отделения им себя от своих действий и появлением оценки побуждений действий, а также регулированием их во времени. «В результате постоянного сопоставления себя (на уровне возможностей этого процесса) с другими людьми и эмпирического обобщения того, от чего ребёнок отграничивается, происходит дальнейшее выделение его Я».

Важными ступенями осознавания себя, как субъекта различных действий является обретение способности передвигаться и овладение речью. Это даёт возможность освоения новых форм взаимоотношений со взрослым, углубляет осознание себя, перестраивает отношение ребёнка к себе. Речевое общение со взрослыми и сверстниками расширяет сферу социального взаимодействия ребёнка и становится необходимым условием познания себя.

На третьем году жизни ребёнок уже обладает большим количеством умений, познаёт многообразие вещей и их изменчивость по отношению к себе, а соответственно и собственное постоянство. Однако, ребёнок ещё как-бы неразрывен с обстановкой, ситуацией, мнением близкого взрослого. К трём годам происходит и заметный скачёк в развитии личности. Ребёнок активно самоутверждается и отстаивает свою самостоятельность. Это - первый генетический кризис, который сопровождается определёнными трудностями и противоречиями. “К трёхлетнему возрасту слияние ребёнка с окружающими неожиданно исчезает и личность вступает в тот период, когда потребность утверждать и завоёвывать свою самостоятельность приводит ребёнка к целому ряду конфликтов…” Этот период важен в развитии ребёнка, т.к. закладывает фундамент личности.

Ведущим фактором нормального развития являются взаимоотношения со взрослым. Собственной самооценки ещё не существует, поэтому истоком первоначальной самооценки является оценка взрослого, “принятая на веру”. “Именно в образе жизни, и в частности в типе общения его с окружающими людьми, лежат основные и определяющие причины детского поведения, детского характера, детских наклонностей”.[20,с. 57]

В возрасте 3-5 лет создаются нравственный системы и комплексы, который могут впоследствии перейти в устойчивые качества личности.

Познание себя – производный процесс по отношению к познанию других людей и отношению других людей к себе. В результате такой оценочно-сопоставительной работы человек составляет оценку себя. Своеобразным итогом самопознания является самооценка.

В процессе развития, более дифференцированного познания себя формируется собственная, устойчивая оценка себя и результатов своей деятельности. Так, к семи годам, развитие эмоциональных, волевых, интеллектуальных функций поднимает самопознание ребёнка на достаточно высокий уровень, который позволяет ему сформировать относительно устойчивую и объективную самооценку. Поскольку, самооценка включает в себя как рациональный, так и аффективный компоненты, то по мере расширения эмоционального и действенного опыта это приводит к формированию таких чувств как гордость, радость успеха, а также чувства стыда и др.  Чувства играют важную роль в развитии регулятивной функции самосознания.

Ещё одним критическим возрастом для развития самосознания является подростковый возраст. Примерно к 12 годам внимание ребёнка вновь обращается на себя. Однако, новый кризис развивается как-бы в обратном направлении, по сравнению с кризисом 3-х лет. «Если трёхлетний ребёнок стремится подражать взрослому, то подросток, напротив, хочет отличаться от него, противопоставить ему себя». Стремление к самостоятельности имеет здесь другой смысл, а именно подросток начинает считать себя взрослым. В подростковом возрасте самонаблюдение, самопознание, самоотношение, саморегулирование становятся необходимыми потребностями личности. Также, общение со сверстниками начинает играть ключевую роль в формировании представлений о себе, усиливается критичность к себе и наблюдается тенденция выделять в себе больше как положительных, так и отрицательных качеств.

Таким образом, в процессе генезиса самосознания и развития личности,  к подростковому возрасту складываются основные свойства и особенности самосознания, формируется более или менее устойчивая и адекватная самооценка, которая затем будет являться одним из основных компонентов саморегуляции и независимости в разнообразных системах взаимоотношений.

Нетрудно заметить, что такому онтогенетическому описанию кого-то недостаёт. Прошу помощь зала. Кому как не нам-труженикам  детско-родительских отношений этого не заметить. Поэтому предлагаю подойти к вопросу формирования Образа Я с другой стороны, а именно с отношений ребёнка и объекта.

  1. Формирование Образа Я в контексте объектных отношений.

Доннальд В.Винникотт писал, что ребёнок не может существовать отдельно. «Под этим подразумевается то, что говоря о ребёнке, мы непременно имеем ввиду ребёнка и кого-то ещё…и это важнейшая часть его отношений с матерью».

На этой нашей встрече мы вообще обойдём вниманием такого великого человека, как Джон Боулби, который, как известно был основоположником теории привязанности и считал, что на протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) - жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам.

Ранние процессы, способствующие отделению Себя от Другого глубоко исследовались М.Малер. Описывая процесс сепарации-индивидуации, она утверждала, что «биологическое рождение человеческого младенца и психологическое рождение индивидуума не совпадают по времени. Первое – это яркое, наблюдаемое и имеющее чёткие границы событие, а второе - медленно разворачивающийся внутрипсихический процесс». Психологическое рождение индивидуума это установление чувства собственной отдельности, формирование отношений с миром, собственным телом и первичным объектом любви. Главные действия этого процесса происходят в период с 4-5 месяцев до 30-36 месяца. Отголоски этого наблюдаются на протяжении всей жизни и, как любой внутрипсихический процесс, сепарация-индивидуация не заканчивается никогда.

В психическом развитии ребенка М.Малер выделила следующие фазы и субфазы:

  1. фаза «нормального аутизма» (0–1 мес);
  2. фаза симбиоза (1–5 мес);
  3. фаза сепарации-индивидуации (5–36 мес):

- субфаза дифференциации (5–9 мес);

- субфаза практики (9–15 мес);

- субфаза воссоединения (15–24 мес);

- субфаза консолидации объектов.

 Задачей первой фазы является «достижение гомеостатического равновесия организма в условиях внешнего мира при помощи в основном соматопсихических, физиологических механизмов».

Вторая фаза характеризуется «галлюцинаторным двуединством». Мать идентифицирована с ребёнком, воспринимает его, как часть себя, своими фантазиями и чувствами подкрепляет его симбиотические ощущения.

На третьей фазе происходит поэтапное разворачивание двух процессов: сепарации и индивидуации. Индивидуация - это развитие внутрипсихической автономии, познания, памяти, восприятия, тестирования реальности. Сепарация происходит одновременно с дистанцированием, дифференциацией, формированием границ, разъединением с матерью. Кульминацией этих процессов является обретение Я-репрезентаций ребёнка, от внутренних репрезентаций объекта.

Концепция Я, развивающегося вследствие интегрирования Я-репрезентаций описана у О.Кернберга. Она включает 5 стадий:

  1. нормальный аутизм или недифференцированная первичная стадия (0-1мес.);
  2. нормальный симбиоз или стадия первичных недифференцированных представлений об объектах и себе (2 – 6-8 мес.);
  3. стадия дифференцированных представлений об объектах и себе (8-6 – 18-36 мес.);
  4. стадия интеграции представлений об объектах и себе, развитие зрелых интрапсихических структур (36 мес. и далее);
  5. стадия консолидации Эго и Супер-Эго.

Кернберг рассматривает следующие уровни процессов интериоризации:

- интроекция – фиксация взаимодействия с окружающим миром посредством формирования следов памяти. Интроекция содержит образ объекта и положительный или отрицательный аффект (хорошесть-плохость), который с ним связан;

- идентификация – интроекция более высокого уровня. Ребёнок, обладая определённым уровнем когнитивной компетенции, может различать ролевые аспекты взаимодействия. Я-репрезентации и репрезентации объектов включают более дифференцированные аффекты и роли;

- Эго-идентичность – консолидация структуры Эго. Возникает согласованная концепция «мира объектов», происходит осознание влечений. В ходе этих процессов интериорезированные объекты деперсонализируются и интегрируются в структуры Эго и Супер-Эго. Образы объекта, которые не структурировались остаются в неизменном виде в бессознательном. Под влиянием Эго-идентичности происходит процесс индивидуализации, который характеризуется превращением примитивных идентификаций в сублимированные. Объектные отношения являются существенным фактором организации Эго.

Мы рассмотрели ранние процессы формирования психической индивидуации и сепарированности ребёнка от матери, а также роль интериоризации в обретении идентичности и формировании личностных структур.  

Кто-то может сказать, что это скучно, или безумно интересно, но что здесь касается нашей работы, как педагогов-психологов?

Поэтому переходим к следующему пункту программы, а именно диагностике всех четырёх компонентов формирования Образа Я наших воспитанников.

  1. Диагностика
  1. Диагностика когнитивного компонента Образа Я.

Или выражаясь простым языком «знания о себе».

  • С 5-ти лет-Методика «Какой Я» Р.С.Немова;
  • С 5-ти лет-Методика «Опиши себя 10-тью словами», (для анализа применяется метод экспертных оценок);
  • С 4-х лет-Методика «Опиши себя, какой ты», (для анализа применяется метод экспертных оценок);
  1. Диагностика аффективного компонента.
  • - «Лесенка самооценки» (из экспресс-методики Павловой-Руденко);
  • - Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн;
  1. Диагностика поведенческого компонента.
  • Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга;
  • Метод наблюдения;
  • Метод опроса;
  • Проективная методика «Дом, дерево, человек» Дж.Бука с выделением симптомокомплексов по Р.Ф.Беляускайте;
  • Нейропсихологические корректурные пробы;
  1. Идентификации.
  • проективная методика «Дом, дерево, человек» Дж.Бука с выделением симптомокомплексов по Р.Ф.Беляускайте;
  • Личностный дифференциал адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева;
  • Тест цветовых отношений Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда;
  • Тест Е.Д.Антони и Е.Бене, адаптированный А.Г.Лидерсом, И.В.Анисимовой;

Всё это, конечно, прекрасно.

  1. Работа над Образом Я.

Но, учитывая тот факт, что Образ Я наших подопечных всё-таки формируется, в основном, под влиянием факторов от нас не зависящих, а реально поучаствовать в этом процессе мы можем, почти исключительно, в индивидуальной работе, то чем же мы можем помочь нашим воспитанникам?

  1. Формирование когнитивного компонента.

        Групповая и индивидуальная работа на темы:

  • Я, какой я, поло-возрастная идентификация и др.;
  • Ты, мы;
  • Индивидуальные различия;
  • Чем мы похожи;
  • Семья;
  • Друзья;
  • Эмоциональное состояние;
  • Др.
  1. Формирование аффективного компонента.
  • Работа над повышением уровня самооценки (в норме у детей 4-7 лет он завышенный);
  • Работа в группе над улучшением общего климата в детском коллективе;
  • Групповая и индивидуальная работа с воспитателями;
  • Индивидуальная и групповая работа с родителями;
  • Формирование морально-этических представлений детей.
  1. Формирование поведенческого компонента.
  • Работа с образом тела;
  • Формирование коммуникативных навыков;
  • Формирование произвольных процессов;
  • Нейропсихологическая коррекция;
  • Активные игры;
  • Игры по правилам;
  • Сюжетно-ролевые игры.
  1. Идентификации.
  • Песочная терапия;
  • Сказкотерапия;
  • Арттерапия;
  • Психоанализ;
  • Другие методы.

6. Темы групповой работы:

  • Темы групповой работы.
  • Уважение к индивидуальным различиям;
  • Способность видеть положительные черты других детей;
  • Соблюдение правил группы;
  • Навыки продуктивной коммуникации;
  • Решение возрастных задач развития;
  • Развитие эмоциональной сферы;
  • Развитие эмпатии;

7. Темы индивидуальной работы

7.1. Проблематика:

  • Заниженная самооценка;
  • Чувство отверженности;
  • Развод родителей;
  • Взаимоотношения с сиблингами;
  • Немотивированная агрессия;
  • Др.

7.2. Примеры индивидуальной работы и её взаимосвязь с групповой динамикой.

- о  исследовании в средней группе и результатах по УПД.

- о методике исследования и результатах по НПК;

- о результатах по исследованию уровня интеллекта.

  1. Методы индивидуальной работы нал Образом Я.
  • Создание сказки, индивидуального мифа;
  • Мастер-класс по работе с юнгианской песочницей;
  • Представление кейса аналитического клиента.
  1. Мастер-класс. Построение песочниц и их анализ.
  2. Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа "Здоровый образ жизни"

Конкурсная работа "Здоровый образ жизни"...

Алгоритм работы над образом сказочных персонажей для детского праздника.

Создание образа любого сказочного персонажа, будь то Снегурочка, Фея, Емеля, Баба Яга, Дед Мороз или любой другой герой, процесс достаточно сложный и многодневный.В соответствии с этим была разр...

Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»

         Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...

Презентация "Основные этапы работы над образом персонажа"

Представленная разработка рекомендуется воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов....

Исследовательская работа « Как образуется радуга?»

Краткое описание работы:Проблема исследования: наверное, нет человека, который не любовался бы радугой. Однажды летом, идя  по улице с мамой после дождя, я в первый раз увидел радугу -  это ...

Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом» (с использованием презентации)

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данна...

Мастер – класс на педагогическом совете на тему : «Основные этапы работы над образом»

Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деят...