Физическое воспитание в дошкольном возрасте
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Освещает вопросы развития  двигательных функций, тонкой моторики рук, развитию игровой деятельности, развитию пространственных представлений и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_vospitanie_v_doshkolnom_vozraste.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание в дошкольном возрасте

Физическое воспитание в раннем возрасте

Физическое воспитание в возрасте ребенка от одного года до трех лет непосредственно связано со стимуляцией его психического развития. Для стимуляции развития двигательных функций особое значение приобретает широкое использование комплексных афферентных стимулов:

  • зрительных: большинство упражнений проводится перед зеркалом;
  • тактильных: поглаживание конечностей, опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающей тактильные ощущения, ходьба босиком по песку, применение различных приемов массажа, упражнения в воде с изменением ее температуры, локальное использование льда и т.п.

На этом возрастном этапе в процессе физического воспитания у детей формируется кинестетическое восприятие.

В этот период детей начинают обучать навыкам самообслуживания, предлагая им доступные задания.

При развитии двигательных функций широко используют звуковые ритмические и речевые стимулы. Многие упражнения полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, улучшает понимание речи, обогащает словарь.

Полезно, чтобы, выполняя те или иные движения и действия, ребенок научился одновременно проговаривать их; в дальнейшем подключается певучее проговаривание или счет.

Чрезвычайно важной задачей физического воспитания на этом возрастном этапе является максимальное расширение предметно-практической деятельности ребенка, которая открывает широкие возможности для формирования представлений об окружающей действительности.

Известно, что многие дети с отклонениями в развитии в этом возрасте испытывают специфические трудности в формировании восприятия формы, величины, пространственного расположения предметов, они часто с трудом соотносят объемные и плоские фигуры, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения. Поэтому чрезвычайно важно в процессе физического воспитания на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности формировать и закреплять у ребенка связи между словом, предметом и действием.

Развитие моторики рук проводится путем стимуляции игровой деятельности ребенка.

Развивая тонкую моторику пальцев рук, ребенка одновременно обучают подбирать простые геометрические фигуры (шар, куб, треугольник) по форме, размеру; располагать кубики в ряд в горизонтальной и вертикальной плоскости — «строить поезда, заборы, башни».

 Физическое воспитание в дошкольном возрасте

Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения.

Большое внимание уделяется развитию функции руки, подготовке ребенка к овладению навыком письма, развитию пространственных представлений. Ребенка учат изолированным движениям одной руки (все остальные части тела при этом должны находиться в полном покое).

Особое внимание уделяют развитию тонких движений пальцев рук. При этом важно, чтобы у ребенка не возникали сопутствующие движения в мышцах лица, языка, губ, другой руки или ног.

Для стимуляции развития изолированных движений указательного пальца используют ряд специальных упражнений, например, надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук, клавиши фортепиано.

Для развития пространственных представлений используют специальные дидактические игры и игрушки. Например, игра «Почтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной.

Игры на развитие восприятия формы тренируют зрительное внимание и способствуют формированию пространственных представлений.  Если ребенку не доступна игра «Почтовый ящик», то начинают игры-упражнения с различения формы шара, круга и их размеров: большой — маленький. Для этого берется ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик, шарики двух размеров и предлагают задание: Большой шар положить в большое окошко, маленький в маленькое. На следующих занятиях ребенка учат различению форм шара и куба, круга и квадрата. Число геометрических фигур, которые дети должны различать и манипулировать с ними, постепенно увеличивается. Для закрепления этих знаний используются доска с прорезями различной формы и величины и соответствующие геометрические фигурки к ней (доски Сегена), а также описанный выше «Почтовый ящик».

В специальных играх со строительным материалом ребенка учат различать высоту и длину предметов, формируют понятия высокий низкий, длинный короткий, большой маленький. Для развития зрительно-моторной координации используются игры «Лабиринты», в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь какого-либо сказочного персонажа к своему домику, игра «Колобок» и др.

Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии неразрывно связано с развитием их мышления. Ребенка следует научить не только наблюдать, но и дифференцировать и обобщать предметы и явления окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в общей системе воспитания с учетом современных требований

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в общей системе воспитания с учетом современных требований...

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

Физическое развитие и физическое воспитание ребенка дошкольного возраста

Физическое воспитание при правильной организации спо­собствует сохранению физического и психического здоровья, повы­шению функциональных возможностей, иммунитета, обогащению двигательного опыт...

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Она обеспечивает полноценное вовлечение дошкольника с особенностями развития в жизнь детского сада. Смысл инклюзии в дошкольн...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...