«Познавательно-исследовательская деятельность в форме экспериментирования»
консультация (младшая группа) на тему

Анна Станиславовна Журавлева

Ход:

Уважаемые родители! Я рада видеть вас!

Сегодня я хочу  поговорить с вами о познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования с водой и песком.

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой  познания и освоения огромного мира.  Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период  дошкольного детства.

Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития  дошкольников. Ребенок дошкольник  сам по себе уже является исследователей, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.  В  процессе экспериментирования  дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество  интересующих вопросов: «почему?», «зачем?», «как?», «что будет, если почувствовать себя исследователем?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semnar_praktikum_dlya_roditeley.docx104.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфинёнок» г. Павлово

 Семинар - практикума для родителей

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в форме экспериментирования»

Выполнила:

Воспитатель Журавлева А.С.

Январь, 2017 г.

Конспект семинара - практикума для родителей

«Познавательно-исследовательская деятельность в форме экспериментирования»

Цель: 

- познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

- ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи:

- вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита, с нетрадиционной техникой рисования.

- развивать умение родителей видеть проблему, решать её и делать выводы.

- воодушевить родителей на совместное творчество.

- побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатель, родители воспитанников 1 младшей группы.

Раздаточный материал: листы бумаги, ёмкости для опытов, вода, песок, лупа, земля, ветки дерева, буклеты для родителей.

Подготовка: Оформить буклеты «Экспериментируем дома», анкету «Детское экспериментирование в семье».

Ход: 

Уважаемые родители! Я рада видеть вас!

Сегодня я хочу  поговорить с вами о познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования с водой и песком.

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой  познания и освоения огромного мира.  Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период  дошкольного детства.

Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития  дошкольников. Ребенок дошкольник  сам по себе уже является исследователей, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.  В  процессе экспериментирования  дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество  интересующих вопросов: «почему?», «зачем?», «как?», «что будет, если почувствовать себя исследователем?».

Дети младшего возраста очень любознательны. Дети подмечают многое: особенно строение предметов, животных, их поведение , настроение людей и т.д.  способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства .

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с  такими объектами, как песок и вода. Только через действие ребенок  сможет познать  многообразие окружающего  мира и определить собственное место в нем.

В детском саду уделяется много внимания детскому  экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются  специальные проблемные ситуации, проводятся непосредственно  образовательные  дела, проводим с детьми различные опыты и ставим эксперименты.

А  теперь мы с вами поэкспериментируем!

1 опыт «Вода-жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая)

Описание опыта: Дать родителям 2 стаканчика: 1 – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Что происходит с водой? (Она льется). Почему она льется? (Потому что она жидкая)

Вывод: Итак, вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает родителям понюхать воду. Чем пахнет вода? (Ничем)

Вывод: Вода не имеет запаха.

2 опыт «Вода-растворитель»

Цель: Выявить свойства воды.

Описание опыта: На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

А теперь попробуйте сами растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась)

Вывод: Значит, вода – растворитель

3 опыт «Из чего состоит песок»

Цель: Ознакомить со свойствами песка.

Описание опыта: На столе лежат тарелочки с песком. Рассмотрите песок. А поможет нам в этом необычный предмет – лупа. Рассмотрите через нее, из чего состоит песок. Что вы видите? (Песок состоит из маленьких песчинок, круглых, не прилипающих друг к другу). А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? (Впиталась)

Вывод: Песок пропускает воду.

4 опыт «Песок и земля»

Цель:Ознакомление со свойствами песка и земли.

Описание опыта: На столах – горшки с песком, банка с землей и 2 ветки дерева. Воспитатель предлагает родителям посадить дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Родители сравнивают, во что легче посадить дерево.

Вывод:Земля сухая, твердая. А песок – рассыпчатый.

Итак, мы с вами провели эксперименты.

Уважаемые родители, несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома.   Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно некоторые научные знания.

А теперь буклеты для вас «Экспериментируем дома» (см. Приложение 2)

Приложение 1

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ».

Уважаемые родители!

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

________________________________________________________________

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?

________________________________________________

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему?________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!


j0104458

                                                                                                                              Буклет для родителей

«Экспериментируем дома»

 C:\Users\Администратор\Desktop\опыт\Fall-trees-Buttons-Big-Ball-Painting-126.jpg 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

                                                                                                                                                                                                               Образовательное учреждение

                                                                                                                                                                                                                          Подготовила воспитатель: 1 категории

                                                                                                                                                                                                                                Журавлева Анна Станиславовна


Уважаемы родители!

Предлагаем Вашему вниманию следующие опыты:

Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог .Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

 «Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

 «Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло .Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

 «Упорная воронка»
Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!
Нам понадобятся:
- 2 воронки
- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру
- пластилин
- кувшин с водой
Подготовка:
1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.
2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.
Начинаем научное волшебство!
1. Объявите зрителям: "У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку".
2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: "Вот так ведет себя большинство воронок".
3. Поставьте на стол бутылку с пластилином.
4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.
Результат:
Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.
Объяснение:
В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.
Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

.

Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования в подготовительной группе "Зачем зайцу длинные уши"

Деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма: экспериментированиеИнтеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: способствовать формированию пр...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...